Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34

5. Снижение веса и самопознание

Ваши заявки (ключевые слова к тексту): Снижение веса и самообман (лукавство, притворство). Иллюзии. Стройность и чувство превосходства. Самоопределение. Эгоизм. Пессимизм. Страх изменений. Злобность. Неполноценность. Уверенность в себе. Любовь к себе. Осознанность. Открытие новых внутренних ресурсов. Переоценка ценностей. Вера. Покаяние. Прощение.

Человек, для которого развитие личности или становление самосознания являются малопонятными словосочетаниями, обречен на то, чтобы всю жизнь «лечиться» от лишнего веса. Избавление от лишнего веса возможно лишь путем сознательного вырастания из него, равноценного рождению Стройности.

Бессознательно, само собой и без приложения усилий происходит только вырождение, заметное в масштабе нескольких лет. Нечто подобное происходит с людьми, прельщенными методами снижения веса, не предполагающими самопознания. Если подходить строго, то на дверях кабинетов гипнотизеров - кодирующих от лишнего веса надо писать: «Выключаем мозг», а косметологические салоны, обещающие наслаждение и снижение веса, называть не Афродита, а Цирцея в память о товарищах Одиссея, очарованных колдуньей и превращенных в свиней.

В предыдущих выпусках мы рассмотрели данности (иллюзии, интуицию, родителей), которыми владеем по факту рождения, то есть, получаем, не выбирая. Эти стартовые условия одному человеку открывают перспективы, а другому задают границы развития. Если ограничения чрезмерны, то формируется изоляция от жизни и самоотчуждение: отстраненность от своего тела, чувства одиночества, стыда, тревоги, отказа от своих потребностей и переживаний, привычка заедать, переедание и лишний вес. Но, даже получая хороший старт, мы не защищены от множества соблазнов.

Продвигаясь по жизни, мы можем понять, что никакие маршруты и схемы, составленные другими, не выражают реальности. Каждый совершает этот путь заново, учится на своих ошибках и создает свою реальность. Опыт осознания ошибок, созданная человеком реальность, эмоциональный стиль сформировавшейся личности, лицо и весь внешний облик, выражающий особенности внутренней жизни и представляют в итоге то, кем человек является. Не что он получил в наследство, а кем он стал.

Время детского неведения и наивности заканчивается по мере того как накапливаются страсти – желание быть успешнее, сексуальнее, активнее, быть как все, а потом и лучше других. Это эгоизм - голодный дух, ищущий свою пищу и требующий кормления, наполнения, потребления. В этих страстях совершаются ошибки, приобретается негативный и полезный для самопознания опыт. Накопление избыточного веса также является ошибкой разума, которая до поры до времени простительна и не имеет тяжелых последствий.

В идеале же факт значительного лишнего веса должен являться побудительным мотивом к самопознанию, итогом которого могли бы стать слова «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Познание ошибок и непотребного. Страсти.

В юном возрасте пока страсти не овладели человеком, он невинен и безгрешен - деревце страсти бесплодно. Но уже с детства, мы узнаем тело с его потребностями в еде и с успокаивающими свойствами еды, с началом полового созревания узнаем влечение к противоположенному полу. Кроме того мы становимся подвержены множеству соблазнов общества потребления, культивирующего страсти. Деревце страсти начинает приносить плоды, мы начинаем хотеть, и подчиняем свое поведение желаниям...

Если в этом возрасте кто-либо не дает мудрых ограничений и не прививает нам умеренности, мы начинаем думать, что можем получать все и сразу - становимся рабами своих эгоистических желаний. Представьте насколько опасным для себя и других может быть животное весом под 100 килограмм, которое руководствуется своими желаниями и не имеет никаких ограничений.

Хотения тела могут превратиться в страсти чревоугодия и блуда. И если блуд еще как-то порицается окружением, то чревоугодие признано чуть ли не нормативным и даже поощряемым некоторыми родителями – еда как поощрение за послушание. Объевшийся ребенок не плачет, не просит, ничего уже не хочет, не убежит на улицу и не скомпрометирует маму с папой в глазах соседей. Отсутствие своевременных ограничений в душевных хотениях уродует душу ребенка также как избыточная еда и ранняя половая жизнь тело. Старшие, представляющие общество потребления формируют и усиливают страсти душевного свойства, среди которых:

Обидчивость, гневливость, завистливость, злорадство, злопамятство, мстительность, оскорбительное поведение, черствость, манипулирование другими, принуждение, запугивание; потеря надежды, безверие, печаль, склонность жаловаться, обвинения других, неблагодарность, подверженность настроениям; уныние, отрицание собственной ответственности, выставление себя в роли жертвы, душевная пустота, лень, безразличие, скука, рассеянность, многословие и пустословие, праздность; тщеславие, стремление к похвале и славе, поиск авторитетов и стремление заручится их поддержкой, лицемерие, льстивость, угодничество, хвастовство, демонстративность, стремление к роскоши; гордыня, знание своих ошибок и нежелание исправляться, ложь, самомнение, самолюбие, возложение на себя дел, превышающих силы и взятие на себя чужой ответственности, зависть, наглость, превознесение над другими, требовательность, стремление контролировать и поучать, неспособность к послушанию.

Невозможно бороться с одной страстью, например с чревоугодием, потому что ее сила легко будет «перекачиваться» в другие, и в определенное время все вернется на свои места. Поэтому, во избежания рецидива, как говорят тибетские ламы: «Когда подниметесь на вершину горы – продолжайте взбираться дальше». Исправление душевной и телесной природы может начинаться с чего-то одного и страсть чревоугодия как начальная и запускающая называется первой (Св. Иоанн Кассиан), но если есть намерение снизить вес и быть стройной, последовательная работа по искоренению других страстей должна продолжаться. Проект, в котором человек, отрицая все прочие страсти, намерен остановиться только на формировании умеренности в еде, безнадежен.

Гарантировано, что остановка в самопознании приведет к возбуждению влечений, которые казались побежденными. Лишний вес вернется не только потому, что вписан в обыденную жизнь до последнего килограмма, но и потому, что чревоугодие является составной частью всей суммы взаимосвязанных друг с другом страстей. Никакие успехи на пути к Стройности не могут быть окончательными, а для закрепления результата требуется дальнейшие усилия в самопознании.

Познание полезного и правила (правь, право, правый, правда, направление, управиться)

«Мне все позволительно, но не все полезно» (апостол Павел) и для понимания полезного нужны правила, задаваемые извне. О правилах для снижения веса написано предостаточно и в том числе в Уроках стройности, а в 22-24-х Уроках можно найти важные подсказки для понимания себя и своего характера. Самый большой список правил представлен в книге «Кодекс Стройности: Законы Страны Стройных». Здесь же подробней остановимся на самопознании, благодаря которому написанные другими людьми правила могут стать вашим жизненным опытом, ваши знанием.

«С тем, кто познал бесполезное, можно говорить и о полезном» (Чжуан-цзы). В первую очередь самопознание это рас-познавание своих чувств и телесных ощущений, способность называть их своими именами, быть с ними, переживать, проживать и пробовать не пережевывать и не зажевывать как прежде. Для начала просто учитесь быть с ними.

Во вторую очередь, это познание своих желаний, стоящих за чувствами. Через познание настоящих желаний мы приходим к себе и при этом не всегда бываем этому рады. Обычно мы стараемся думать о себе чуть лучше чем то, что из себя представляем. И хорошо, что для подкрепления этого есть благосклонные к нам друзья и близкие люди. А желания наши порой, не смотря на возраст и седину, оказываются подростковыми и даже детскими. Побудьте честными, вспоминая свои фантазии, сны и вы убедитесь в этом. Мы способны быть правдивыми перед собой и можем увидеть свою жизнь полную желаний и страстей.

Снизив вес, вы можете увидеть, что стали объектом для искушений, по сравнению с которыми шоколадка была невинной забавой, а вечернее переедание и сонное состояние сознания - наиболее мирным способом преодоления иных соблазнов.

- Я двадцать лет сохраняю верность в браке.

- О! Наверное, это любовь и преданность

- Нет, что вы, это лень и порносайты. 

Познание страстей с едой не связанных становится следующим важным этапом на пути снижения веса и самопознания. Здесь требуются настоящие учителя и их серьезная поддержка. Но решающим в этом опыте является честный взгляд на себя и смелость. Возможно, придется увидеть в себе то, что было заметно лишь в других людях. Вернувшаяся чувствительность к телу открывает высокую чувственность, от которой недалеко до разврата. Категоричность и принципиальность в поведении, считавшиеся достоинствами оказываются ничем иным как проявлением жестокости и мстительности. Скрытой причиной уверенности и предприимчивости становится пустое честолюбие. Гиперответственность и стремление к совершенству, выставленные как доблесть, оказываются гордыней. Уклончивость, дипломатичность, притворство оборачиваются банальной хитростью. И т.д. и т.п. И чтобы пережить эти открытия требуются огромные душевные силы. И конечно, нужна поддержка - возможность увидеть, что даже такой со всеми своими страстями ты не отвергаем, что в проявлениях своей слабости и невежества ты «такой же уродец, как все» (Петр Мамонов).

И уже на этом уровне познания, на котором открывается то, что, в общем-то, и не было большой тайной, когда видишь себя со всеми своими «грехами тайными» - грехами природного сложения, связанными с телом и вместе с самым главным своим грехом, господствующим над прочими, который воспринимался как самый постыдный, человек открывается себе. И тогда приходят печаль, стыд, слезы, после которых - катарсис, облегчение, простота и ясность.

Следующий важный шаг самопознания – понимание, что такими порой отталкивающими и непотребными способами, ты хотел всего лишь обычной любви и принятия, заполнения пустоты и ухода от края головокуржительной пропасти отчаяния.

И если наступило действительное раскаяние, то приходит и время для формирования достоинств и развития навыков заботы о себе. Все этапы на пути познания проходимы, если мы способны увидеть лучшую уготовленную нам перспективу и смысл предстоящей работы. Тогда даже трудности в пути будут восприниматься с благодарностью как необходимое испытание.

Наставники: Учителя и тренеры

Избыточный вес появляется либо с детского, подросткового возраста, когда человеку предъявляются требования расти и взрослеть, либо в более поздние переходные периоды, когда проблема психологического взросления и перехода на новый уровень снова становится актуальной. Это те периоды, когда мы испытываем тоску по учителю и особенно нуждаемся в наставничестве.  Наставники нужны для открытия перспектив и уменьшения страха изменений – страха перед жизнью. Если вдуматься и проанализировать, то те, кого мы выбираем в свои наставники, связаны с нашими родителями примерно той связью, которая есть у наших родителей и крестных. Случайность появления наставников в жизни лишь видимость. В некотором смысле их появление предуготовлено, поскольку мы способны увидеть их лишь при наличии заданных с детства базовых жизненных ориентиров и ценностей.

Иногда наставники дополнительны к родителям, а иногда контрдополнительны, как бы дополняя поддержку тех качеств, которые у родителей как бы отсутствовали - были в бессознательном состоянии. Например, на протяжении почти 10-и лет одним из моих наставников был человек по всем своим качествам прямой противоположенностью моего папы. Настоящий учитель может быть для нас изначально непонятен и даже неприятен. Тибетская мудрость гласит: «Благослови тех, кто проклинает и оскорбляет тебя, ибо они станут твоими великими учителями». Одной из последних фраз моего учителя, обращенных ко мне было: "я тебя раздавлю". Нужно было прожить еще 10 лет, чтобы я начал чувствовать благодарность в отношении к нему. Хотя, конечно, менее затратно, когда благодарность к учителю испытываешь прямо сейчас. 

При снижении веса проблема наставничества играет не меньшую роль, чем при любом другом переходе на новый качественный уровень. Карл Густав Юнг утверждал, что «наши учителя больше учат тому, что они собой представляют, чем своему предмету».

Кто же является вашим наставником в снижении веса на пути к Стройности? Зачастую самой ближайшей ролевой моделью для подражания оказывается какой-то другой, столь же несведущий и полный сомнений человек. Фотографии "До и После", вдохновляющие новичка, не гарантируют того, что тот, кто освободился от лишних килограмм, является подходящим помощником именно для тебя в твоем переходе от известных шаблонов поведения толстого человека к новым моделям жизни стройного. И, конечно, далеко не всегда человек, успешно снизивший вес и получивший от своего тела стройность авансом с опережением является учителем.

По старым канонам учитель это тот, кто пережил смерть-возрождение и приобрел опыт более глубокого (высокого, широкого) видения. В снижении веса настоящим учителем является тот, кто на своем опыте знаком со срывами, осознал причины возврата веса, смог провести более тщательную ревизию и преобразования в своей жизни. Тот, кто сорвался и нашел силы подняться снова. Учитель, Шаман – это «не тот, кто болен шаманской болезнью, а кто сумел от нее избавиться» (М. Эллиаде). Только такие люди способны нас научить чему-то действительно важному и пройти вместе ту глубину, на которую погружались сами.

Воплощая в себе важную часть жизни, учитель не должен стремиться быть приятен. Его функция иная - побуждающая. Даже хороший человек может быть нам неприятен если начнет будить нас ранним утром и поднимет из постели. Быть приятным и говорить, то, что желают услышать это скорее свойство «ловцов душ» - вербовщиков в деструктивные секты и успешных продавцов, которые к учителям не имеют никакого отношения.

Эмми ванн Дорцен упоминает еще об одно важном качестве учителя. Это тот, кто, не подчиняя себе, стимулирует и направляет в нужное русло самобытность ученика, содействует в развитии талантов в собственной личной манере ученика. Помня об этом, мы настаиваем, что программа снижения веса может быть только вашей, основанной на вашем творчестве и вашем опыте, а мы в свою очередь берем на себя обязательства содействовать в меру сил и способностей в вашем поиске.

Отношения ученика с учителем, также как и отношения ребенка с родителем (крестным) всегда личные. При этом не обязательно, чтобы он находился в физической близости. Главное, чтобы когда-нибудь в его адрес в душе могли родиться слова «Спасибо, что ты есть (был)».

Безусловно, есть наставники и другого рода, которые необходимы нам на пути к Стройности также как и учителя. В современной терминологии этих наставников скорее можно назвать тренерами. Хороший тренер способен помочь почувствовать свои силы и направить в продуктивнее русло с наименьшими ошибками. Это человек, обладающий навыками эффективного поведения. Если к тому же это человек, ранее бывший толстым, то он на своем опыте должен знать (не обладать информацией, а знать) как работают законы причинно-следственных связей в случае снижения веса.

При всех достоинствах наших наставников всем им свойственно одно качество. Поздно или рано они «стареют» в наших глазах. Или лучше сказать мы растем, взрослеем, открываем новые горизонты и освобождаемся от тех родительских проекций на него, в ореоле которых он представал ранее. На своем пути снижения веса и познания, если вы продвигаетесь вперед, вы идете от одного наставника к другому. А если почувствовали чрезмерную и длительную привязанность к одному из них, значит наступает остановка в приобретении личной зрелости. При этом важно не обесценить роль того, кто был для вас наставником на определенном этапе и тем самым сохранить ценность своих прошлых приобретений. Здесь полезно помнить слова Исаака Ньютона о том, что «если мы так высоко забрались, значит, мы стоим на плечах у гигантов».