Психолог в Самаре
Онлайн консультации
Ул. Скляренко, 46
8(846) 205-51-51

Плохое тело


Степень плохости или хорошести тела определяется за пять минут. Удобно устройтесь в положении сидя или лежа, подышите глубоко, спокойно и спросите себя что-то вроде: «Нравится ли мне быть в моем теле». Отнеситесь с доверием к полученному ответу. Он не зависит от количества килограмм или пропорций тела, это непосредственное ощущение самого себя и образ тела в вашем сознании.

Когда мы смотримся в зеркало или на свою фотографию, мы видим себя со стороны глазами другого человека. Мы раздваиваемся и путаемся кто наблюдатель, а кто наблюдаемый, это мы стараемся улучшить отражение или оно играет с нами? Из-за этой двусмысленности зеркала и картины наделяются магическими свойствами. Написано много историй о том, как душа ускользает в изображение, а потом возвращается из небытия и воздействует на человека. Озабоченность судьбой души сказывается на то, что представители традиционных культур избегают фотосъемки - боятся, что фотоотпечаток заберет душу и тело останется пустым.


Изображение человеческого тела притягивало художников всех времен, а современные фотохудожники внесли свою лепту в исследование его изгибов и полутонов. Представления о красивом и не красивом теле менялось во времени и вместе с этим изменялась степень обнаженности на картинах художников. За этой динамикой угадывается изменение отношения к телу. Оно воспринимается то хорошим в своей природной гармонии, то плохим и греховным. Проблема нашего времени в том, что мы унаследовали римские и греческие (читай - языческие) каноны красоты, в то время как ветхозаветные и христианские постулаты настаивают на порочности тела. Вспомним средневековые представления о теле как средоточии греховности и уязвимости тела дьявольскому промыслу. Тысячи женщин с красивыми и молодыми телами были сожжены за связь с дьяволом. В этом смысле мы все верующие и все живем в эпоху испорченного тела. Болезнь цивилизации не полнота из-за гиподинамии, не дефицит средств улучшения тела, а представление о плохом теле.


В противовес религиозному аскетизму в миру большое тело «кровь с молоком» является скорее благом чем пороком. Даже пузатые проповедники идеи греховности тела не ущемляют себя в праве отобедать и отужинать. По-настоящему верующими аскетами ненавидящими тело являются аноректики, но они и погибают от истощения. В борьбе с диетами, медикаментами и тренажерами полнота одерживает уверенную победу. Худоба не может удержаться на пьедестале, так как во все времена и у всех народов ассоциируется с костлявой смертью. Даже стройность напоминает о худобе и усиливает внутреннюю пустоту худеющего человека.

Борис Михайлович Кустодиев писал купчиху страдая от многолетней ежедневной боли и, как рассказывают современники, боль отпускала на время работы. И в те времена и сейчас полнота воспринимается как признак молодости, здоровья и наполненности жизни. Война худых и толстых длится столетиями, но в сознании тех и других тело остается плохим. Разум говорит о необходимости ограничительного рационального питания (калории, диета, умеренность, посты), чувства требуют полноты жизни, наполненного желудка и полного тела, а плохое тело таскают из одного окопа в другой.


Правда заключается в том, что плохое тело существует лишь в переживаниях как образ своего тела. Само по себе тело вне этих культурных наслоений и бессознательного давления невинно как земля. От того, что люди враждуют и поливают кровью землю она не становится плохой. Земля «проклята в делах твоих» то есть относительно к человеку. Тело плохое не само по себе, а в силу плохого восприятия, плохого отношения и разрушительных действий человека.

Логика возникновения проблемы плохого тела не является тайной. Мы не может реконструировать все, что происходит в детском сознании, но в общем и целом понятно: Плохое отношение к телу у взрослого возникает от плохого отношения к телу в период детства. Человек цепляет эту заразу, патогенный вирус, приобретает аутоимунное заболевание в своей семье. И не обязательно, что это происходит от чего-то ужасного вроде побоев и сексуального насилия в детстве. Это могут быть многочисленные и, как нам кажется, мелкие травмы, полученные ребенком. Так называемое неявное, тихое, обыденное, регулярно повторяющееся и культурно санкционированное насилие, с которым ребенок встречается в первые месяцы и годы жизни. Определяющим является регулярность актов неявного насилия, из-за которой у ребенка формируется представление, что он и его тело заслуживают наказание. И чтобы сохранить свое Я как достаточно хорошее и принимаемое другими, нужно принести в жертву тело и сделать его вместилищем всего плохого.


Лишь религиозные фанатики говорят сегодня о умерщвлении плоти, о спасении души через удаление клитора, но миллионы обычных женщин и мужчин, которых ужасают такие взгляды, продолжают верить в плохое тело и не видят как вынесли средневековое мракобесие из своих своих собственных родительских семей. Коррекция плохих губ, неправильного овала лица, удаление жира с живота и бедер, улучшение запаха тела, камуфляж признаков возраста и сотни других манипуляций из индустрии красоты, омоложения и похудения призваны исправить плохие тела.

Западная культура христианского образца всегда будет настаивать на превращение тела в объект и объективируя его побуждать людей воспринимать тело как товар, продаваемый женщиной-работницей или мужчиной-работником; как контейнер для вынашивания детей; как оружие для победы над врагом и подчинения противоположенного пола; как объект для модернизаций в диапазоне от диет-голоданий до создания роботов с идеальным человеческим телом; как сексуальные игрушки (вагины и пенисы - тело в розницу) или все целиком с резиновыми конечностями и ртом; как объект исследования медицинской науки и пр. пр.

В подобном объективирующем подходе тело остается плохим даже когда является предметом новых культов. Наших современников уже давно не пугает лишенное души тело. Фотосессии, селфи, инстаграмм стали  частью нарциссической попкультуры и такова в целом доминирующая установка западного сознания на манипуляции внешностью и телом.


В альтернативу этому тренду реанимируется традиция выставления напоказ своих язв и увечий, рождается новое радикальное направление - эстетизация больного, безобразного и бесформенного. Принимай свое естество и все, что есть в теле, каждый килограмм жира это достоинство, целлюлит — украшение индивидуальности, а упавший вниз живот верх эротизма. Эксгибиционизм несовершенства сопровождается уверениями, что таков новый способ освобождения и реабилитации тела. Добродетель насилия над плохим телом превращается в свою противоположность — выставить плохое тело напоказ, отрицая его плохость, используя отрицание как инфантильную психологическую защиту от плохого тела.

Существует ли решение проблемы в рамками заданного: культивирование полноты как признака благополучия на фоне худых и голодающих; превозношение худобы, бледности, бесплотности как анорексичеого аристократизма на грани жизни и смерти; или избыточного веса как нового приобретения в копилку инфантильного понимания личной свободы?

В данных парадигмах, отражающих раскол между умом, чувствами и телом решения нет. Ум выступает за правильное и бездушное отношение к телу-объекту, чувства бунтуют на стороне желания жить — хочу «все и сразу», а плохое тело кричит, что бесформенность это новый идеал красоты. Мышление, чувства, ощущения в одинаковой мере претендует на ведущую роль в сознании человека. Но чаще доминирует мышление, так как представляет ведущую культурную установку по лишению тела жизненности и достижению навязываемого идеала. Идеальный объект — мертвый объект. Обезжиренное и лишенное желаний тело — мертвое тело.

Освобождение от концепции плохого тела становится возможным при восстановлении целостности психики и преодоления расщепленности между психикой и телом. О такой возможности нам напоминают философия, психология и медицина Востока. В западной культуре о единстве души и тела говорится в алхимии и других мистических учениях, в холиститических системах медицины и психотерапии.


Чтобы преодолеть расщепление надо точнее обозначить полюса.

Различие между плохим, больным, отвергаемым и хорошим принимаемым телом особенно заметны при обнажении. В чем разница между порнографией и эротикой? Они отличаются не наличием или отсутствием половых органов, а тем, что эротика связывает символическое мышление, эмоциональное переживание и телесность, а порнография огрубляет чувственность и стремится уничтожить целостность тела. В порнографии тело не нужно, там требуются части тела. Порнографическая «п-да» является объектом, означающим и половой орган женщины, и любого плохого человека, и нежелательное явление. Порнография не расширяет, а растаскивает тело на куски по разным значениям. Мат убивает наслаждение, исходящие от женского тела. 

То же мы видим и в научном медицинском подходе. Медицинское слово «вульва» лишено матерной грубости и максимально предметно. Но оно холодное, не связано с телесностью, не пробуждает чувств и лишено тайны так как объект изучен до морфологического уровня. И медицина и порнография разными средствами обесчеловечивают обнаженное тело.


Эрос связывает ум, чувства и тело. Расширяет тело до множества значений не уничтожая исходной целостности. Слово «влагалище» совершенно определенно соотнесено с живой телесностью и наполнено эротизмом. Чувственный корень слова напоминает о влагании, вложении, наполнении мужской плотью и одновременно о влаге как признаке жизни. Суфикс «ищ» связывает влагалище с широком смысловым контекстом — с тем, что вмещает, скрывает, сберегает, рожает - вместилище, хранилище, прибежище, пастбище (М. Эпштейн). Эротика через свой набор символов и смыслов возвращает тело к жизни и наполняет энергией всех пространств, в которых оно существует.

Тело как плохая испорченная или недостаточно хорошая вещь выражается и в проблеме лишнего (избыточного) веса, ожирения, завышенного индекса массы тела. Эти наименования формулированы как диагноз и цепляются невидимыми ярлычками на плохие, ноги, руки, живот... Если же снять ярлык и вернуть тело из медицинской парадигмы в обычную жизнь, то увидим, что каждый лишний килограмм вписан в жизнь человека и не является лишним. Он появляется как телесная реакция на плохие условия существования - накопление энергетического, элементного, отношенческого, эмоционального, эротического, экзистеницального голода.

В человеческом теле нет ничего лишнего, а повышенное содержание жира это естественное приспособление и способ выживания. Возвращение живого тела происходит через символическое мышление и через такие наименования тела как полное, до-родное, солидное, крупное, целое. Именно с таким телом ассоциируется благополучие и избыток жизненных сил. Эмоциональный чувственный компонент полного тела восстанавливается через заботу, которой предшествует горечь утраты прежнего тела и печаль.

Возвращение хорошего тела идет через развитие осознанности и прояснение, через принятие несовершенства, уязвимости, развитие его силы с позиций заботы, а не насилия. Этому посвящены современные практики, связанные с прямым обращением к телу (дыхание и одушевление тела, телесно-ориентированная работа) и аналитическая терапия, символизирующая телесное через мышление и язык. Психологическая помощь, претендующая на воссоединение психического и телесного предполагает, что мышление, чувства и тело являются равнозначными составляющими жизни человека. Терапия в этом контексте становится процессом синтеза.

 © Сергей Дрёмов. Фотографии Юлии Фуллертон-Баттен


Рекомендуем читать:

Аксаков С. Аленький цветочек
Камю А. Посторонний. Чужой. Незнакомец
Уайльд О. Портрет Дориана Грея
Чехов А.П. Припадок
Шелли М. Франкенштейн, или современный Прометей
Щоу Б. Пигмалион
Шпренгер Я., Крамер Г. Молот ведьм


Рекомендуем смотреть:

«Пигмалион», 1938. Режиссер: Л. Ховард, Э. Эсквит. Великобритания
«Большая жратва», 1973. Режиссер: М. Феррери. Франция
«Сало или 120 дней Содома», 1975. Режиссер: П. Пазолини. Италия, Франция
«Игра с огнем», 1975. Режиссер: А. Роб-Грийе. Франция, Италия.
«Галатея», 1977. Режиссер: А. Белинский. СССР.
«Стриптиз», 1996. Режиссер: Э. Бергман. США
«Худеющий», 1996. Режиссер: Т. Холланд. США
«Загадочная кожа», 2001. Режиссер: Г. Араки. США, Нидерданды
«The Workshop», 2007. Режиссер: Дж. Морган. Великобритания
«Кожа, в которой я живу», 2011. Режиссер: П. Альмадовор. Испания
«Селфи» (сериал), 2014. Режиссер: Дж. Робинсон. США


Читать на сайте:

Амбиции и пугающая привлекательность
Привычное насилие в родительской семье
Снижение веса с пожизненным сроком
Деградация
Нормальный вес и Стройность
Не учитесь голодать, учитесь чувствовать голод
Методология стройности в афоризмах
Сиська
Как маленький: Снова о лишнем весе

Записаться на косультацию

Возврат к списку