Психолог в Самаре
Онлайн консультации
Ул. Скляренко, 46
8(846) 205-51-51

Завьялов В.Ю. Диететика - разумное потребление

Диететика

Потребление есть выбор элементов (стихий) мира, объединение их и использование для поддержания и оформления жизни. Жизнь – это присоединение (поглощение) другой жизни. Разумное потребление есть потребление энергии, веществ и знаний (информации) в таком количестве, качестве и пропорции, какое обеспечивает наилучшие условия для жизни человека. Это диета в самом широком слове, диететика.

Избитый лозунг: «Мы то, что потребляем» необходимо дополнить таким уточнением: «Мы то, что потребляем и то, как организуем потребленное»… Поведение человека с этой точки зрения – это потребительское поведение. Чтобы жить, надо потреблять мир, вернее, «представителей» внешнего мира. Чтобы быть здоровым, развиваться и жить долго, надо потреблять «сродную пищу», как говорил философ Григорий Сковорода, то есть ту, которая соответствует потребностям, нуждам и возможности справиться, то есть утилизировать, переработать максимально полно потребленное. Большинство болезней и проблем человека напрямую связано с неправильным питанием в самом широком смысле.

…Человек – универсальный и самый крупный потребитель всех ресурсов: энергии, вещества, информации, символов. Человеку полагается по месту в природе быть и самым разумным потребителем: раз такой умный, то, соответственно, и богатый по количеству и качесвту привлекаемых ресурсов.

Принцип диететики - девятый из десяти принципов дианализа [авторская система В.Ю. Завьялова] как практики психотерапии и психологического консультирования. Зависимость от алкоголя есть нездоровое потребительское поведение. Потребление вещества в этом случае само по себе становится опасным для жизни, хотя потребление имеет цель обеспечить эту самую жизнь. Если в процессе лечения и реабилитации женщины с алкогольной зависимостью произойдет осознание проблемы, возникнет правильное понимание, но не перестроится потребительское поведение, то возникнет известное в наркологии явление – переход с одной аддикции на другую: человек бросает пить или курить и начинает объедаться, бросает наркотики и привыкает к лекарствам, прекращает выпивать и «прилипает» к игровым автоматам, прекращает объедаться и начинает злоупотреблять кофе или другими психостимуляторами и т.д.

Элементы

Под элементами в дианализе подразумевается следующая пентада: воздух (дыхание), вода (питие), пища (еда), вещи (определенные потребности), идеи (духовность). Получается пять сфер потребления, каждая из которых целый мир правил, систем, традиций, установлений и предписаний.

Потребление воздуха, дыхание, есть совершенно естественная потребность, которая осуществляется без осознания. С другой стороны…, кто контролирует свое дыхание, тот контролирует почти все процессы жизнедеятельности в своем организме, свои эмоции, мысли и внешнее поведение.  На этом и основана подготовка, например, в боевых искусствах. Само слово «воз-дух» содержит намек на нечто духовное, невещественное, энергийное. Дух – то, чо ассоциируется со вдохом, душа – ассоциируется с выдохом.
Потребление воды есть неотъемлемый атрибут жизни. «Где вода, там и жизнь». Человек на 70% состоит из воды. Вода не бывает личностной или индивидуализированной. Она везде одна и та же: в организме, в озере или в облаках – Н2О, но содержит в себе самый разнообразный состав солей и растворимых или находящихся в коллоидном состоянии веществ. Молоко – «раствор» животных жиров, белковых веществ (правильнее – взвесь, коллоидный раствор). Соки – раствор межтканевой и тканевой жидкости растительных клеток. Спиртные напитки – растворы алкоголя (этанола).
Потребление пищи – самая существенная часть потребительского (пищевого) поведения. Пища – это части мира, которые поглощает в себя человек. В человеческой пище содержится практически вся таблица Менделеева, т.е. все вещества, из которых состоит материальный мир. От соотношения этих веществ зависит, как долго будет жить человек, чем он будет болеть или не болеть, какое качество жизни у него будет. Потребление пищи не отделимо от множества важных ритуалов, мифов, установлений, ролей, которые люди разыгрывают при потреблении пищи.
Потребление вещей точно характеризует уровень развития цивилизации: чем выше ее уровень развития, тем больше вещей используется в обыкновенной жизни человека. Цивилизация – это автономная жизнь вещей! Уже давно писатели-фантасты рисуют мрачные картины будущего порабощения человека вещами, которые он сам и создает.

… Рекламируемые «уникальные аппараты оздоровления» (приборы для электромагнитного воздействия на точки акупунктуры, тепловой, электрической, вибрационной стимуляции и прочее) заставляют людей верить в то, что сам аппарат знает, как лечить все болезни.
Потребление идей, знаний. Чтобы стать человеком, необходимо научиться говорить и мыслить по-человечески, освоить часть культуры, «вооружиться культурой», как говорил физиолог П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций. В старые советские времена существовали целые магазины «Культтовары» или одноименные отделы в крупных магазинах. В них продавались музыкальные пластинки, музыкальные инструменты, материалы для художественного творчества. Книги продавались отдельно, как и сейчас. Это – главный продукт культуры, который человек потребляет уже более 2-х тысяч лет.

Разумное потребление

Здоровым потреблением можно назвать такое, при котором потребляемое не больше самого потребителя, то есть совокупная воля потребителя больше совокупной воли потребляемого продукта. В таком случае человек-потребитель управляет процессом потребления. Его пища (в широком смысле, включая и «духовную пищу») является «сродной»…, то есть не вызывает в нем никаких ненормальностей, а как родственник занимает свое законное место.

Дисбаланс в потреблении наступает тогда, когда потребитель по каким-то причинам не может удержать в своей собственной структуре потребляемый элемент так, чтобы этот элемент не создавал своей собственной структуры излишних запасов – жировой ткани, гиперплазии (избыточного увеличения) тканей, опухолей, инфекций (колоний чужой жизни), аддикций, фанатичных, бредовых идей, «демонов сознания» и т.д.

…Не потребляй несродную пищу, и не будет никаких проблем.

Кашерное питание

Кашрут – весьма широкое понятие в иудаизме, означающее пригодность пищи. Однако различие между пригодной и непригодной пищи (съедобной-несъедобной) – лишь часть из множества его аспектов. Еврей должен отличать чистое от нечистого не только в еде, но и во всех областях жизни, в морали и этике…

Цель в том, чтобы человек был хозяином своего животного начала, а не наоборот. Сопротивление желанию отведать запретный плод требует некоторой тренировки. Святость и осквернение – антиподы.  Нечистыми бывают не только, продукты их жизнедеятельности, растения, идущие в пищу, но и люди. Кашрут – пример реализации заповеди: «На всех путях своих познавай Его». Питаясь правильно, человек обучается важным морально-этическим принципам. Питание содержит в себе значимые символы. Например, запрещение употреблять кровь, смешивать молочное и мясное рассматривается евреями как способ внушить людям отвращение к кровопролитию и кровосмешению, заставить почувствовать на месте любого другого живого существа…

Диететика как искусство выбора

В любом потреблении существует проблема выбора. В своей наипростейшей форме – это проблема противопоставления съедобного не съедобному. Проблема есть единство и борьба противоположностей. Проблему решить невозможно, поскольку противоположности не отделяются друг от друга… Решается только задача, проблема понимается. Понимание проблемы дает возможность сформулировать задачу, сформулировать так, чтобы нашлось приемлемое решение. Задача диететики – отделение «съедобного» от «не съедобного», фактически – задача выбора. Если что-то выбирается как «съедобное», то все остальное в ассортименте свободного выбора в этот момент принимается как «не съедобное». После решения задачи, что можно съесть, наступает время принятия решения. Вопрос «Быть или не быть» превращается в вопрос «Есть или не есть».