Аналитическая психология Юнгианский анализ
Ул. Скляренко, 46
8 (917) 101-34-34

Мамы и взрослые дочери


Влияние мамы на жизнь ребенка звучит в каждом клиентском случае. Мамы не отпускают своих детей, а дети не уходят от них в самостоятельную жизнь.

Матерей сравнивают с паучихами, медведицами, осьминогами, кальмарами и пр. Матерей слушаются, служат им, заботятся, навещают, созваниваются, ухаживают, хоронят и обнаруживают, что вот уже и своя жизнь перевалила за середину. Но история взрослого ребенка не заканчивается похоронами. После того, как мама уходит, отношения с ней становятся еще более сложными — перегруженными детскими обидами, агрессией и виной.

Отношения с мамой в зрелом возрасте зависят не столько от того какой она была когда-то, сколько от образа матери, который когда-то сформировался в бессознательном. От материнского наследства в психике зависит благополучие. Люди, у которых были хорошие отношения с матерью доверяют жизни. 

Мы не помним как учились есть, ходить, говорить первые слова... В памяти нет впечатлений о первых месяцах жизни когда развитие идет колоссальными темпами и каждую неделю ребенок становится другим буквально на глазах. В это время закладываются основы психики. И вместе с потерей этих воспоминаний мы забываем о судьбоносной роли матери.

Самыми важными являются первые переживания, связанные с матерью и самым мощным по своему влиянию является материнский комплекс — ее наследство, которое мы носим в бессознательном. С ним можно сравнить лишь наследство, полученное от отца, но и оно уступает в своем значении.

На уровне сознания мама это конкретная родная женщина со своим именем, голосом, взглядом, руками, а на бессознательном - Велика Мать, богиня подательница жизни, кормилица, ужасная мать... — все, что делает жизнь желанной или  невыносимой.

Материнское благословление и материнское проклятие это не архаичные пережитки, это наше настоящее. Люди, благословленные, но при этом не захваченные матерью редко обращаются за помощью к психологу. Даже несмотря на трудности они сохраняют доверие к жизни на базовом уровне. Так же как когда-то мама любила и "соблазняла на жизнь" всей силой своей любви.

Материнское проклятие звучит вполне обыденно и многие слышали его: «Вечно у тебя так», «кому ты нужна», «без меня ты пропадешь» и тысяча других подобных слов, безжалостно бьющих молотом по голове, навязывающих чувство вины и ощущение ничтожества.

Ребенок прощает своей матери все, потому что она мать, потому что связь с ней вшита биологически. Даже плохих матерей идеализируют, при этом презирая и наказывая себя. Каждому выросшему ребенку, юноше и девушке необходимо совершить предательство и уйти от своей матери к отцу, к мужу, к жене. Сделать не только внешние движения, но и внутренние, называемые сепарацией и психологическим ростом.


Если не произойдет трансформация образа матери, новая жизнь никогда не наступит. А приносить свое будущее, свою семью и своих детей в жертву материнскому комплексу еще большее преступление перед жизнью, чем уход от матери. Одна из главных задач психологического развития и необходимый шаг для преодоления психологических проблем это выход на новый уровень взаимоотношений со своей мамой.

Нередко к психологу обращаются, чтобы решать проблемы с мамой после ее смерти. Но лучше это делать пока мама жива, чтобы успеть пожить с ней в новом взрослом качестве, посидеть с ней на одной кровати, услышать, что давно хотели услышать и понять глубокий исцеляющий смысл выражения:

"Каждая мать продолжается в своей дочери и каждая дочь продолжается в матери" (К. Эльячефф, Н. Эйниш).


Рекомендуемые фильмы:

«Имитация жизни», 1959. Режиссер: Дуглас Серк, США
«Фантазии Фарятьева», 1979. Режиссер: Илья Авербах, СССР
«Осенняя соната», 1987. Режиссер: Ингмар Бергман, США
«Тайны и ложь», 1996. Режиссер: Майк Ли, США
«Пианистка», 2001. Режиссер: Михаэль Ханеке. Германия, Франция, Польша
«Мама», 2013. Режиссер: Андрес Мускетти. Испания, Канада
«Мать», 2009. Режиссер: Пон Чжун Хо. Южная Корея
«Моя мать», 2004. Режиссер: Кристоф Оноре. Франция
«Волчок», 2009. Режиссер: Василий Сигарев, Россия
«Землетрясение», 2010. Режиссер: Фэн Сяоган, Китай
«Джульетта», 2016. Режиссер: Педро Альмодовар, Испания