01. Колесо фортуны
Сделайте то, что вы в состоянии сделать, вместо того, чтобы гнаться за тем, чего вы никогда не сделаете (К.Г. Юнг, Тэвистокские лекции).
О чем мы думаем и какие возникают вопросы, когда видим самую совершенную фигуру – овал, круг или колесо? О начале жизни, о древнем изобретении человека, о том, что колесо вертится (как и наша планета1), о том, что там в ступице этого колеса и благодаря какой силе оно крутится. О том, что хаос превращается в космос, когда появляется центр, а если бы мы захотели несколькими линиями изобразить Вселенную, то нарисовали бы круг или спираль… Также "Колесо фортуны" - "один из двух козырей, сохранившихся от старейшего известного нам Таро, созданного между 1420 и 1444 годами" (Плейс Р. Алхимия и Таро. Исследование исторических связей, с.180).
Игровая Станция «Колесо фортуны» прежде всего представляет энергию вечного круговорота, благодаря которой осуществляются все земные циклы. Она начинается в космическом божественном измерении, проходит через человеческое и животное вплоть до растительного царства. Древнеримская богиня Фортуна была богиней урожая, плодородия, материнства (слово fortuna произведено от ferre — носить, вынашивать). Для тех кого выносили и для развития необходимо пройти через центр Колеса. Здесь открывается возможность развития и трансформации от растительного, животного и человеческого к божественному. Там самым, «Колесо фортуны» отображает данность, потенциальность всего живого и возможность трансценденции.
На человеческом уровне колесо представляет три возможности: зацикленность в повторении одного и того же, воронку деградации и спираль развития от бессознательности к сознанию.
Обод Колеса предоставляет возможность кружения в обыденности, в чудесном экстравертном мире феноменального. Это стабильность изменений и возвращения к прежнему, нечто начинается, заканчивается и начинается снова - ребенок становится стариком, а старик ребенком, мать дочерью, а дочь матерью, герой жертвой, а жертва героем, свобода сваливается в рабство, а рабство ведет к свободе, тирания ведет к революции, а революция к диктатуре... Здесь нет выхода, только захваченность силами разрушения и восстановления, очарованием и драмой жизни. Таков вечный круговорот, названный Гераклитом энантиодромией:
За жизнью приходит смерть, а за смертью – жизнь, за юностью – старость, за старостью юность, за бодрствованием – сон, за сном – бодрствование, и этот поток возникновения и распада не прекращается.
Оставаясь на ободе или внутри колеса, мы можем постичь цикличность жизни как вечный закон, а также прийти к пониманию бессмысленности бесконечного кружения, превращающего жизнь в детский волчок. Если же пройти через центр колеса, мы откроем новые измерения и смыслы, большие чем просто жизнь ради жизни.
Испытания Колеса фортуны
Первое испытание
Суть первого испытания открывается при сравнении «Колеса фортуны» с двумя другими игровыми Станциями, прежде всего, со Станцией «Божественный младенец». Последняя расположена в том же месте игрового поля, что и «Колеса фортуны», но не предполагает наличия самосознающего субъекта, лишь чистая энергия во всей ее потенциальности. На «Колесе фортуны» уже определенно есть эго, хотя и привязанное к Колесу. На Колесе время жизни потеряло линейный характер и перешла в модальность круговорота. В нем можно находится достаточно долго, но не получится бесконечно оставаться наивным, невинным и беспечным. Здесь уже непростительна захваченность иллюзией вечной молодости о том, что все еще впереди. Никакого "впереди" нет, только зацикленность и повторение.
Кружение по кругу и центробежная сила не добавляет, а рассеивает энергию, крадет время, которые нужны для сосредоточения, познания себя и поиска своего центра в виде ценностей и смыслов. В случае отказа от своего пути любого ожидает то или иное наказание. Например, здесь легко попасть в беспощадный водоворот коллективной вины и коллективной ответственности. Эти явления отвратительны и бесчеловечны, но и ты уже достаточно взросл, чтобы отвечать не только за свои ошибки, невежество и недоработки, но и за те, что связаны с твоей группой.
В сравнении с другой колесной Станцией «Колесница» разница в том, что там происходит выход в свет в социальном смысле, здесь же выход возможен только в сторону большей осознанности, в свет – просветление. Там требуется личная воля, разум и покровительство сил свыше, здесь проход открывается через центр циклона и вклад личных наработок минимальный. «Колесо Фортуны», судьба против свободы воли человека.
Когда попадаешь на внешнюю сторону Колеса, то на его ободе становишься заводной игрушкой, которая то поднимается, то падает. Энергия уходит на кручение колеса и бессмысленное головокружительное движение по кругу. Чем больше усилий, тем быстрее крутится Колесо. Кажется, что вот - вот вырвешься на свободу, но всего лишь разгоняешь скорость верчения.
В одноименном аркане Таро мы видим два существа, которые стали пленниками колеса. Они изображают Германибуса и Тифона2 – архетипических прототипов движения вверх и вниз, бессознательную энергию либидо, то опускающуюся в нижний мир, то поднимающуюся вверх.
Сфинкс, восседающий на колесе, по своему обыкновению, загадывает герою загадки и возникает иллюзия, что правильный ответ может дать освобождение. Но по факту лишь переходишь на следующий цикл и так до бесконечности, накручивая количество оборотов и накапливая усталость. Это тоже необходимо, желательно лишь не растратить все свои силы, чтобы на личном опыте прийти к своему пониманию бессмысленности кружения и поиску освобождения от круговерти.
Если находишься в пространстве привычной внешней стимуляции, в кажущемся безопасным погружении в круговорот материального мира и увлечен его реальностью, даже если играешь свою игру и выстроил прекрасную персону, то все равно со временем и с возрастом почувствуешь, что силы уходят. Это проживается как угасание всех функций и непроизвольное приближение к центру. Количество полученных травм и грузооборот ускоряют приближение не по добру и не по здорову. Так или иначе человек окажется в центре, добровольно или силком – «Ducunt volentemfata, nolentem trahunt» (Клеанфом, с лат. желающего судьбы ведет, нежелающего тащит ). От пути в центр зависит лишь то, что обнаружит там – темноту или свет.
Провести жизнь, начиная с веселого кружения на колесе обозрения и заканчивая воронкой болезней и бессилия, кажется привлекательным лишь в первом акте драматической пьесы: «О наслажденье скользить по краю, замрите ангелы, смотрите, я играю» (Юлий Ким). «Колесо фортуны» делает человека игрушкой судьбы, лишает свободной воли, выбора и превращает в человека – пластинку, отштампованную на большой фабрике. Под влиянием внешних сил за несколько десятков лет он превращается в отработанную вещь и умирает, многократно исполнив функцию воспроизведения. Ничего своего, только коллективные популяционные задачи и архетипические процессы.
В таком обезличенном варианте «Колесе фортуны» представляет собой воронку с центростремительным кружением, зацикленность, бег по кругу, колесо Сансары, чертово колесо, муравьиную мельницу смерти3, ведьмин круг4, хождение теней по кругу в дантовом аду и пр.пр. Но если отказываешься от предопределенности, принимаешь вызов Колеса и добровольно направляешь внимание в самую сердцевину, то в центре Колеса - в сердце человека открывается портал в новую реальность. И тогда Колесо фортуны – это уже воспроизведение в личном опыте поступательно-повторяемой, восходящей спирали развития, материализации энергии Духа, космогонического колеса у престола Бога.
Второе испытание Колеса
После того, как мы определили, что эго не управляет Колесом и не способно преобразовывать его, заметим, что следующее испытание будет все же про свои намерения и проверку своих личных качеств. В кружении важно сохранить витальность и душу для трансценденции. У каждого свое кружение, хоть и типичное для людей, но тем ни менее оно свое и выходом является не капитуляция перед жизнью и самоубийство, а поиск связи души и духа - готовность исследовать бессознательное.
Открытость бессознательному означает способность фантазировать, воображать, вникать в сны и быть готовыми отказаться от своей уютной модели мира – трансцендировать чувственный и осязаемый опыт. Для этого важно понимать ограниченность познания через наши несовершенными психические функции и не бояться расширить сознание до трансцендентного мира.
На психическом уровне происходит отказ от эго-центрической установки, преодоление детского нарциссизма, различение личного и архетипического. Признается факт отсутствия абсолютной свободы и ограничения своей ответственности. А взамен мы получаем утешительный приз в виде своей относительной свободы, в рамках которой благодаря открытию самости остается возможность осознанной трансформации своего Я, изменения своей модели мира и выбора наиболее эффективных методик жизни, способных дать спокойствие и радость. За эту жизнь, за то, во что мы поверили и свое личное вероисповедание, мы уже не можем не нести ответственности. Как тот Нео из «Матрицы», который выбрал красную таблетку, проглотил ее и уже не может выплюнуть.
Мы не отказываемся от содержаний своего эго и в юнгианской психологии мы привычно говорим о разуме - мышлении, чувствах - этике, интуитивных предчувствиях, предвидениях и ощущениях как системы восприятия. Два из этих качеств будут про сознание и контроль, а два других являются менее развитыми и находятся в полусознательном и бессознательном состоянии, недоступном контролю. Потому пока мы на колесе – на колесах и в якобы несвойственном нам наркоманском формате иллюзий, мы не всегда знаем заранее, что чем обернется, что привидится и как аукнется. Но это не должно останавливать поиск, который направлен на исследование того, что открывается в бессознательном.
В центре мы столкнемся с необходимостью поиска т.н. правильной ценностной установки – во что верить, чему служить, кому молиться и какой мы хотим увидеть свою маленькую вселенную:
«на чем ты медитируешь подруга дней моих… какую мантру дашь душе измученной моей… мне кроме просветления не нужно ничего… мандала – сваха мудрою мне светит свысока, о Волга Волга матушка буддийская река» (Б. Гребенщиков).
Достопочтимый Б.Г. своим творчеством показывает пример создания своей уникальной вселенной и верность т.н. антропному принципу. Согласно последнему, вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе ее эволюции было возможным появление человека, осознающего эту вселенную (Брендон Картер, английский космолог и математик).
Человек, не знающий и не интересующийся, не знает, что он чего-то не знает, а человек, побуждаемый неясными силами к чему-то большему и слушающий свое сердце ищет свой настоящий дом, стремится открыть тайну центра, который является центром микро- и макрокосма. Здесь мы не спрашиваем, как возникала вселенная, а задаемся вопросом иного рода: почему эта вселенная такая, какая есть. Мы становимся осознанными наблюдателями и соучастниками создания своей частной вселенной. А большая вселенная позволяет поддерживать нашу сознательную жизнь и нас как создателей своей модели мироздания.
В нашем случае Станция «запрограммирована» на появление в ней игрока, проявляющего себя не только в роли наблюдателя, но и как осознанного активного субъекта. И хотя мы как существа внутри или на ободе Колеса не можем покинуть его, не разрушив при этом себя, тем ни менее можем стать частью огня, разомкнуть круг и выйти в спираль развития.
Метафизический выбор есть, ассортимент богат, но доступен не всем.
Требуется достаточный уровень психического развития, позволяющий иметь дело с мета -физикой – быть со своей душой, слышать ее желания, ее шёпот и мыслить за пределами непосредственного опыта в символическом поле: читать и понимать мифы, понимая, что материальная реальность тоже часть мифа, включаться в интерактивное взаимодействие – заниматься искусством и творчеством, желать, осязаемо соприкасаться с этой реальностью, мыслить и выносить суждения, чувствовать, выражать чувства и давать оценки, развивать интуицию, накапливать опыт, помнить, связывать.
Это все в некоем идеальном варианте, который кажется недостижимым, но и ставка высока. От способности к развитию указанных качеств и свойств зависит вероятность повторения однотипных нежелательных событий – намотает ли тебя как сгусток сознания и крови на Колесо фортуны, Судьбы, Кармы или обнаружишь себя в спирали развития.
Модели Колеса в эзотерике и глубинной психологии
Диаграмма слева в полной мере представляет все то же Колесо фортуны, только здесь оно вывернуто на изнанку. При этом внешний круг (7) соответствует центру, а внутренний (1) ободу колеса. Заимствованные термины из индуистской метафизики не должны смущать, так как нам нет необходимости рассматривать развитие от исходного материального тела (1) до самого т.н. атманического (7). Все, что находится за пределом т.н. каузального тела (5) это высшие сферы духа и здесь они представлены лишь для того, чтобы увидеть полноту картины до некого идеального состояния. Вывертка также не должна сбивать с толку, поскольку бессознательное состояние на внешнем ободе и сверхсознание в центре зависят не от модели колеса (эзотерической и психологической), а от установки сознания осознающего субъекта.
Понятие материального тела (1) не смотря на свою очевидность все же требует пояснений. На самом простом уровне это тело нуждается в ежедневном уходе и заботе, а пристальное внимание к нему и дополнительные средства требуется при заболевании. Материальное тело представляет собой базовые физиологические функции и потребности, развитие, физический рост, старение и смерть.
В бессознательной реальности при захваченности материальным мы должны учитывать, что
"в плане Природы мы имеем дело с беспощадным Колесом Фортуны, иначе именуемого "Мировою Мельницею". Это колесо все мелет, все ассимилирует, все приспособляет, приподнимая одно, опуская другое и, как и всякая Rota, ничего не оставляя неподвижным, стационарным, кроме своей оси, имя которой есть: возможность существования иллюзии, именуемой "Материя" (Мёбес Г.О., Курс энциклопедии оккультизма, с. 119).
Оставаясь в пространстве природного человек успешно справляется с задачами жизнеобеспечения и продолжения рода, но обрекает себя на то, чтобы быть тварью, подобно другим животным.
Тела эфирное - энергия (2), астральное - чувства (3) и ментальное – мыслеобразы (4) представляют собой совокупность, названную «бессознательным образом тела» (Ф. Дольто, 1939), «телом сновидения» (А. Миндель), «тонким телом» (Ш. Салант), а для алхимиков – взаимосвязь энергии первоэлементов Воды, Воздуха, Земли, Огня.
Эфирное тело на уровне психической реальности – это тело желаний. Влечения, либидо интенциональность сознания подразумевающие энергию желаний, которые всегда имеют какой-то объект и на что-то направлены, к чему-то привязаны и к чему-то ведут. В дополнении с астральным и ментальным телами - это желание выживания и взаимодействия с другими, желание устанавливать что-то фактическое, оценивать, мыслить и прогнозировать, создавая образы будущего.
На реализацию этих задач требуется энергия эфирного тела и (см. правую модель Колеса) направлены основные функции сознания, которые К.Г. Юнг представил как экзопсихические функции (двоичные оппозиций: мышление – чувства, ощущение – интуиция). Дуальные функции вращают "Колесо фортуны" - мышление в стремление к главенству гонится за чувствами, а чувства за мышлением, ощущения - за интуицией, а интуиция за мышлением. Ни одно из функций не может победить и окончательно подчинить себе свою противоположность, но все вместе они создают энергию психического и нечто целостное.
Ощущение (т. е. восприятие органами чувств) говорит нам, что нечто существует; мышление говорит, что это такое; чувство отвечает, благоприятно это или нет, а интуиция оповещает нас, откуда это возникло и куда уйдёт (Юнг К.Г., Проблема типов, с17).
Отличие т.н. интровертов и экстравертов заключается в том, интроверты больше ориентированы на внешний мир обода колеса, а интроверты склонны смотреть в центр, отворачиваясь от объективного мира. И те и другие обращены к бессознательному своими слабыми, недифференцированными функциям, через которые происходит энергообмен с бессознательным. Несовершенству и дефицитам т.н. подчиненной или низшей функции мы обязаны тем, что получаем возможность достигать полноты.
Другими словами, к себе и к центру нас ведет дисгармоничное развитие функций, не сила и развитые функции, которые мы используем для достижения сознательных целей, а слабо развитые бессознательные функции. Они проявляют себя через физическое недомогание, ментальную растерянность и непонимание, сверхчувствительность, чувство повышенной уязвимости и тревогу. Если мы сохраним веру и справимся с этими состояниями на уровне эфирного тела, значит, сохраним способность оставаться в Колесе жизни. А также идти за желаниями своей души до самого высокого уровня чего бы это не стоило.
Состояние эфирного тела оценивается по тому, насколько гармоничны движения, по частоте травматизма, по наличию зависимостей, пищевым предпочтениям, по эмоциональному состоянию, энергетике взгляда, ощущению наполненности энергией или бессилия. В гармоничном состоянии физическое и эфирное тела совпадают и благополучие на эфирном уровне дает хорошее физическое здоровье.
Хорошее состояние астрального тела это возможность справляться с чувствами, то есть осознавать и проживать их, выдерживая интенсивность переживания и не проваливаясь в соматизацию. В свою очередь состояние ментального тела зависит от способности выдерживать неопределенность при отсутствии подходящей структуры и схемы, искать и находить объяснения и смыслы происходящего, не захлебываясь чувствами.
И поскольку мы упомянули трансценденцию, значит нужна и вера, чтобы сохранить силы и справляться с испытания в пути. Для этого важно видеть, что желания души ведут нас не в беспросветную тьму, а к каузальному телу (6). Если в юнгианских терминах – то к Самости, к духу, в самый центр психического. Название «каузальное», то есть причинное тело указывает на причину впереди и таков телеологический подход к развитию психики. Здесь задаются вопросы «для чего» и «какой смысл» в отличие от этиологического подхода, в котором причина предшествует следствию и задается вопрос «от чего».
Каузальное тело включает все бессознательные комплексы и наш главный эго-комплекс. Как король, чья власть от Бога, эго-комплекс восходит на трон и усиливается по мере противостояния с другими комплексами, но в процессе развития мы успеваем забыть, что он рожден глубиной от Самости – архетипа целостности и смысла. Обычно эти внутренние ворота закрыты и путь к ним лежит через теневую область.
Трансформация Колеса
Чтобы рассмотреть этапы развития от т.н. первичной самости младенца до самости зрелого возраста представим визуально, как происходит трансформация Колеса, если изобразить его в виде мандалы5.
1. Вещь в себе, первоначальная форма, первичная Самость.
2. Начало личного космоса, эго-личность с низким уровнем сознания, микрокосм с центром Самостью.
3. Усложнение эго-личности, поляризация сознания, появление дуальности верха и низа, света и тьмы, добра и зла. Эго в плену круговорота.
4. Поиск баланса, равновесия и гармонии – крест, сердце.
5. Активация огня – энергии Самости и начало разрушения оболочки эго.
6. Возгорание от периферии к центру и от центра к периферии.
7. Полное высвобождение энергии Самости – образ негасимого света.
Все 7 этапов управляются Самостью, а в итоге могут закончиться полной инфляцией эго – сумасшествием и/или формированием мана-личности пророка, гуру, представляющего собой качества, не принадлежащие его личности.
Чтобы избежать нежелательных последствий, важно вовремя заметить захваченность пиковым переживанием, смирить эго-амбиции и понимать, что есть вещи, которыми мы не только не управляем, но и находимся в полной зависимости от них. В кружении Колеса важно распознать свою пойманность и включенность в процессы большой трансперсональной реальности:
сотворение и разрушения миров, война и мир, рождение и смерть, карма, трансгенерационное наследование, кругооборот душ;
управления жизнью через Природу, фактор случайности, противоборство и взаимное уравновешиванием светлых и темных сил,;
действия человека в этой жизни, факты, события и обстоятельства не контролируемые со стороны эго и зависящие от Самости;
пребывание в иллюзии свободы выбора, зависимость от коллективного - семьи, рода, нации и бессознательная коллективная ответственность.
Нужно учитывать, что информация, поступающая извне посредством органов чувств и в процессе познания не отражает полноты реальности. Она формирует лишь субъективную модель мира в психике и т.н. личный миф. Мы не управляем тем, что находится за его пределами поскольку живем внутри этого мифа. Погружаясь в событийную часть мира, взаимодействуя с внешними объектами, явлениями и людьми мы сверяем переживания со своей картой, накладываем кальку и примеряем свою модель мира ко всему, что приносит нам жизнь. Но то, что остается за пределами сознания и личных границ мы называем Долей и Недолей, Судьбой, Фортуной, Фатумом, Святым Духом или любым другим наименованием из коллективной мифологии.
Находясь в коллективном мифе, предложенном психологией мы пытаемся говорить научно, рассуждаем о взаимоотношении эго с бессознательным и вслед за К.Г. Юнгом можем повторить, что пока бессознательное не сделаешь сознательным, оно будет управлять жизнью, и мы будем называть это судьбой.
4-ю позицию можно назвать Разумом сердца, который также не является нашим умом. Открываясь бессознательному, мы можем лишь искать точку сборку, слушать сердце, не лгать себе, не отвлекаться на второстепенное и стараться не сбить прицел.
Для этих целей в моральном плане очень полезны такие добродетели, как внимательность, совестливость, терпение и т.п., а в интеллектуальном плане – старательное наблюдение за симптоматикой бессознательного и объективная самокритичность (Юнг К.Г. Aion, с. 36).
С 5-й позиции активации огня мы можем увидеть как самостный центр излучает свет (вариант интровертной установки сознания) или замечаем возгорание, начинающееся от периферии, устремленное к центру и разрушающее оболочку (вариант экстравертной установки). Из Колеса фортуны и Колеса судьбы возникает Колесо жизни – символ Самости, нуждающейся в самосознающем субъекте. Так рождается сознание, которое сохраняется за пределами материи и физического существования.
Тень Станции
Бессознательное - мать сознания (Юнг К.Г. Структура психики, с. 201).
Тень открывает нам многообразие и полифонию комплексов. Чтобы пройти через этот темный лес с неизвестными голосами нужно понять, что наш замечательный эго-комплекс не является центром добра, а прочие комплексы несут в себе не зло, а лишь не недоступную нам энергию бессознательного. Все комплексы от Самости, в центре любого из них присутствует архетип, являющийся частью Самости, и ни один комплекс не может быть уничтожен. Даже если эго вступает с ним в борьбу, то для того, чтобы соединиться с бессознательной энергией комплекса и в идеале вернуть ее в сферу сознания.
Все, что К.Г. Юнг называет эндопсихическими факторами в в приведенной выше диаграмме окрашено в ярко желтый цвет. Это пограничная область, где сознание встречается с бессознательными комплексами и «заражается» теневым:
Память, которая в силу своей избирательности искажает восприятие, зачастую не соединяет факты реальности, а расщепляет эту реальность, когда целиком она кажется невыносимой;
субъективные компоненты сознательных функций – «теневой мир эго», наша «оборотная сторона» (Юнг К.Г., Тэвистокские лекции, с. 19), ошибки восприятия от грубых иллюзий и галлюцинаций, до ошибок интуиции и «плохого тела», телесности как вместилища всего теневого;
состояния захваченности аффектами, когда человек «выходит из себя» и теряет контроль в силу крайней эмоциональной нестабильности;
и, наконец, собственно инвазии, когда со стороны человек выглядит так, будто в него что-то вселилось, но это не психопатология в психиатрическом смысле. Таковы экстраординарные состояния, при которых отщепленный бессознательный комплекс завладел сознанием.
Перебирая бесконечный набор комплексов мы, видимо, должны выбрать самый самый – самый телесный, инвазийный и психосоматический, самый соблазняющий, сладостный и одновременно соленый как слезы, самый требовательный, коварный и инквизиторский, самый захватнический, беспощадный и убийственный.
Конечно, речь идет не про что иное, как про материнский комплекс с теневой стороной Великой матери в виде архетипа Ужасной Матери.
На власть и принуждающую силу материнского архетипа и комплекса указывает бесчисленное число примеров, когда люди пожизненно остаются в материнском плену. При этом важно понимать, что не мать предстает здесь в ужасном обличие Великой Богини (Уробо́роса6, Ананке, Дракона, Медведицы, Волчицы, Спрута, Паучихи…). Это темная сторона материнского архетипа, захватывающая индивидуальную психику и матери, и ребенка.
На коллективном уровне захваченность теневой стороной материнского архетипа – это война «мать родна» с разрушениями, убийствами детей и могила – мать «сыра-земля». Эта «мать» неразборчива и принимает всех подряд, будь ты человек далекий от войны или очередной неизвестный солдат.
Гравюра Джузеппе Марии Мителли, 1692 г. Сатира на войну: Время точит меч на колесе четырех континентов, которое вращает Фортуна.
Миллионы убитых задешево
Протоптали тропу в темноте…
Будут люди холодные, хилые
Убивать, холодать, голодать,
И в своей знаменитой могиле
Неизвестный положен солдат…
(Стихи о неизвестном солдате, О. Мандельштам, 1937).
Мать войны крутит всеми безответственными правителями и массовыми убийцами всех мастей. Они служат этой Великой Матери и захвачены ей не меньше, чем их подданные.
На уровне индивидуальной психики Станция открывает не разрешившийся внутренний конфликт с негативным материнским комплексом и остаточные явления от жизни в т.н. первичных отношениях с матерью принуждающего характера (Нойман Э., Великая мать). Это жизнь, в которой много бессознательного компонента и фатальности, она чревата отсутствием самостоятельности, свободы, нагружена заботами о материальном, чувством вины и стыда, подавленной агрессией, избыточным весом, избытком алкоголя и пр. пр.
Аркан Таро «Колесо фортуны» точнее будет назвать «Колесом судьбы», чтобы убрать инфантильно-обнадеживающий характер образа. Мы видим здесь божество, спустившегося в человеческий мир, и образом этого божественного является облик матери. Таким образом, мы говорим о бессознательном с материнским лицом. В Таро Леонардо Да Винчи данный аркан называется "Время", что указывает на архетипическую связь Времени и Фортуны - безжалостного бога Кроноса, пожирающего своих детей и Матери.
Пугающий образ этой темной Матери представлен в Марсельском Таро7. Существо в короне сидит на приступке сверху и остается неподвижным в то время как колесо находится в постоянном движении. Таков вызов теневой стороны данной Станции.
Психологически, на этой Станции мы оказываемся в материнском пространстве и возвращаемся к первичной детско-материнской зависимости. Возвращаемся не на погибель, а чтобы окончательно выпутаться из подчиненности материнскому бессознательному и сделать порабощенную материнским комплексом энергию доступной для сознательного использования – для усиления эго, творчества и трансценденции.
Золото Тени данной Станции откроется если продолжить амплификации.
Здесь примечателен миф о том, как титанида Кибела - мать Юпитера и жена Кроноса прячет младенца и подсовывает своему мужу камень, чтобы он проглотил его вместо ребенка. С этого начинается нечто новое вместо круговерти рождения и поедания детей. Кибела останавливает первобытный хаос и прерывает ход Колеса вследствие чего Юпитер спасен матерью и появились проглоченные дети Кроноса. Как было предсказано Юпитер сверг Кроноса, распределил роли между другими отпрысками своего отца и появился пантеон олимпийских богов и древнегреческий космос. В этой и других космогонических историях роль матери представляется вполне прогрессивной. Она уже не только та, что участвует в циклах рождения и смертей, но и та, кто инициирует появление нового мира.
В индуизме Великая Мать представлена среди прочего Великой иллюзией - царицей Махамайи, матерью Сиддхартхи Гаутамы Будды. Она создает весь феноменальный иллюзорный мир и в то же время не может отвязаться от колеса сансары, сама становясь заложницей созданных ей иллюзий. Рожденные от нее могут жить в иллюзии, но, как показал Будда, могут пойти и дальше. Просветление Сиддхартхи означало преодоление пределов, положенных его матерью, а Махамайя достигла освобождения от замкнутого круга смертей благодаря учению своего Сына.
Подобный мотив освобождения мы видим и в библейском сказании о Богородице. В Новом Завете основная ценность женщины представлена ее материнскими качествами, материнской утробой, способностью вынашивать и рожать. А ее фемининную духовную энергию церковные иерархи патриархата религии превратили во врага человеческого, змея и дракона, пожирающего детей.
В христианском сознании фигура на Колесе может быть ассоциирована лишь с дьявольской силой и за ней закрепляется исключительно негативная репутация, связанная с теневой стороной и «смертоносностью» матери (Биркхойзер-Оэри С., Мать. Архетипический образ в волшебной сказке). В видениях Иоанна Богослова появляется красный дракон, стоящий перед Женой и ожидающий рождения младенца, чтобы пожрать его (Ои. 12:1-2). Миссией Богородицы становится рождение бога Нового Завета – Иисуса, который, как и Будда должен стать воплощением света Самости.
Таким образом, имеет место противостояние маскулинного и фемининного принципов, где последний предстает в исключительно материнском образе, лишенным собственного света. Такова логика патриархального мифа с 4-х тысячелетней историей. Кто бы не кружился сегодня в Колесе, будь то мужчина или женщина, если он дитя патриархальной культуры выходом из бессознательности материнского Колеса может быть обращение к фигурам исключительно маскулинного плана, воплощающими Свет – к Всевышнему Отцу или Сыну. При этом связь с Матерью Природой и собственной инстинктивной частью психики должна быть преодолена и отрезана. Если в религии это выглядит приемлемым, то психологически ничего, что есть в психике не может быть исключено. В данном случае следствием исключения витальной природной силы, необходимой для развития будет расщепление психического.
Чтобы увидеть иную трактовку сфинкса на Колесе фортуны нам нужно вернуться на шаг назад в развитии религиозных представлений – от монотеистических воззрений к политеизму. В этом случае неподвижный сфинкс на крутящемся колесе является очевидно преградой или, точнее говоря стражем перехода, чья функция остановить кольцо времени и настроить на медитацию. В этом случае сфинкс не тот, кто ловит путника в бесконечный материнский круговорот бессознательного, а материнский самостный объект без этого ужасного материнского поглощения. Он презентирует собой Самость и обращает человека к самопознанию.
Греки примерно за тысячу лет до н.э. представили египетского сфинкса задающим загадку, отгадав которую человек повернется к себе – поймет и свою конечность, и свое предназначение выйти из круговорота времени. Загадка сфинкса обращает человека к самому себе: "Кто ходит по утрам не четырех ногам, на двух ногах в полдень и на трех ногах после полудня?". Надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах "Познай самого себя" представляется еще более очевидным приглашением к пониманию себя.
Если путешественник дает правильный ответ на вопрос, то сфинкс согласно легенде бросается в море и соединяется с бессознательным, откуда он вышел. Сфинкс выполнил свое предназначение Стража ворот, проход к познанию себя открылся и человек перестал быть заложником Колеса. В этом смысле существо на Колесе выполняет инициатическую функцию и является образом т.н. трансцендентной функции9.
Подробности о центре Колеса
«В тот момент, когда человек обращает пристальное внимание на что-либо, даже на травинку, это само по себе становится загадочным, устрашающим, неописуемо великолепным миром» (Генри Миллер).
Пребывание в «Колесе фортуны» как в матрице иллюзий не фатально и, как было отмечено, центр является телепортом и выходом из бесконечного бессознательного кружения. На физическом плане в центре может находиться все, что угодно в зависимости от фокуса внимания. В центре может быть травинка, драгоценный камень, но чаще все же другой человек, про которого говорят «моя душа» и от которого ожидается посредничество с Высшим. Так работает идеализация и влюбленность.
От центра ожидается, что там открывается поток любви или хотя бы денежный поток. Центр притягивает к себе силой божества или идола. За пределом видимой реальности могут скрываться целые миры. В предельном измерении в центре «Колеса фортуны» коллективное сознание помещает непостижимого объединителя всех поисков и угадывается Всевышний всех мировых религий, к которому обращены все главные молитвы.
В аналитической психологии закрепилось понятие «циркумамбуляция»10, заимствованное из религиозного лексикона и используемое для описания движения вокруг самостного объекта для установления контакта с ним. Что бы ни попало в центр, будет восприниматься в качестве того, что заменяет собой и презентирует Самость, а мы стремимся установить с этим надежную связь.
На уровне индивидуальной психики, мы говорить про первичную реальность с первичной самостью. Она представлена родительскими фигурами матери и отца. Используя оптическую метафору фигуры родителей представляют собой своеобразные заслонки, призмы восприятия, пропускающие через себя лишь определенную часть спектра света от таких самосветящихся объектов как солнце в оптике, фигуры Бога в религии и Самости в психологии. Призма восприятия зависит от того, через какую среду проходит свет – то, каковы наши родители и прародители.
Наше восприятие и то, что мы получаем зависит от качества пропускающей заслонки, прикрывающей свет Самости. В идеале это призма, многогранник, кристалл, но может быть и жидкость, туман или некая «темная материя», полностью поглощающая свет. Скрытый источник света должен быть невидимым, поскольку мы не можем смотреть на него невооруженным глазом, но даже будучи скрытым, он привлекает все наше внимание. В сновидениях, в жизни, в отношениях с людьми мы ищем его как потерянный рай.
Если родители одаривали любовью, то ребенок со светлой призматической заслонкой получает взамен своей привязанности радужный мир и умноженную стократно любовь, в свете которой можно проводить кропотливую работу по соединению разных фрагментов психики. В противном случае - дефицит света и страх невидимого.
О центре и качестве заслонки мы можем судить по тому, какой феноменальный или символический мир порождается этим центром. Для этого есть множество изображений Колеса, в чем-то близких и совпадающих, а в чем-то очень разных. Это и варианты "Колеса фортуны", созданных за всю большую историю карт Таро11 и картины эзотерического плана12 от художников и мистиков, которых притягивала магия Колеса. Каждое новое изображение создавалось из своего мироощущения, из своего личного мифа и из актуальной культурно-исторической реальности. Во всех картинах Колеса мы видим модель мира художника - фигуру и фон, центр и выстроенная вокруг него композиция. Точно также любой человек создает свою модель мира, исходя из предпочтения того, что разместить в центре своей жизни. Порой этот выбор не осознается, о нем можно узнать лишь по косвенным признакам, но при исследовании и самоисследовании он может быть осознанным.
Важные характеристики центра устойчивость, неизменность, часто нуминозность и, как представляется, всегда (!) этот центр является сердцем - сердцевиной и сутью человека. Все, что в центре всегда значимо и если сердце на месте, если его слышишь и чувствуешь, то всегда знаешь кто-ты, зачем ты и что для тебя является подлинным.
он начинает чувствовать, что жизнь – это не загадка сфинкса, которую необходимо разгадать, а космический процесс тайны, мистерии, волшебства и чуда, изумления. Впервые он смиренно стоит, трепеща и перед Богами и перед своей собственной человеческой природой – онемев от причиняющего боль, мучительного, тягостного великолепия, красоты, от того, что он человек (Сали, Юнг и Таро).
Время останавливается, прошлое, настоящее и будущее соединяется в одном переживании: я для себя, я для других, я для мира, я между рождением и смертью.
Если сердца нет в центре, там темно, мутно и страшно, нет соединения с собой и с жизнью. Туда и смотреть не хочется. Такое бывает если центр занят комплексом, который оттягивает энергию или т.н. ложной самостью, поглощающей свет и убивающей все живое. В любом случае нужно значительное терпение, мужество, восстановление доверия к жизни и веры, что еще не все потеряно.
Но коль черти в душе гнездились
— Значит, ангелы жили в ней.
(С. Есенин)
Общечеловеческая идея про ангелов, божественных посланников, светлых духов покровителей является спасительной и не случайно "Колесо фортуны" связывают на архетипическом уровне с Меркабой - колесницей Бога, Херувимами и Офанимами13.
Послание Станции
Вопросы Станции:
Простые вопросы, связанные с «Колесом фортуны» могут касаться всех сфер жизнедеятельности, которые мы считаем рутиной, будь то семейные дела или работа. Не слишком ли ваша жизнь однообразна, не затянулись ли проблемы с партнером, не пойманы ли вы в ловушку повторений одного и того же. Полностью от этого невозможно избавиться, а иногда не хочется, постоянство в делах и отношениях, как ни крути – это благо. Вопрос в том, как вы воспринимаете происходящее, есть ли удовлетворение и просвет или ощущение, что ярмо долгов и обязанностей будет бесконечно?
Кто автор, писатель вашей жизни и в каком жанре он пишет?
Детектив, авантюрный роман, лирика, любовная история, героический эпос, бытооописание, хорорр с насилием и кровью, мистическая новелла, фантастика, научный очерк…? Если ваша жизнь больше похожа на тайный эзотерический текст, в котором сосуществуют элементы / стихии Огня, Воды, Воздуха и Земли, то «Колесо фортуны» может быть предложить вам загадку:
Есть четыре существа могучей силы: одно из них управляет водой, другому подвластен воздух, в распоряжении третьего вся сила земли и четвертый есть господин огня. Что можно найти среди них?» (Хаггинс К. Таро Иллюминатов, с. 52).
Нетрудно догадаться, что подсказка в центре между этими стихиями и поэтому возникает следующий вопрос: «а что там в центре?» Яснее может, не стало, но определенно можно сказать, что от центра зависит общая композиция и рисунок всей жизни. Что является центром вашей жизни в бытийном плане? Какой у вас образ центра? Как на уровне психической реальности вы можете заметить, что вошли в контакт со своим центром?
Не ищите ответов «на стороне», на предметном уровне, в виде советов. Отгадка в сфере религии, метафизики, психологии, философии, искусстве, музыки – в диалоге с душой. Центр может открыться в ощущении, переживании, в виде символа, картины, музыкальной композиции. Главное, чтобы это нечто затрагивало вас на глубинном уровне, вдохновляло и обращало к священному. Получится ли от рефлексии перейти к воплощению?
Какие ожидаются внешние перемены?
Тhe Sunshine of Hope - the Clouds of Despair // Луч надежды - Облака разочарования. 18 век.
Подъемы и падения временны и ничто не вечно. Если вы воспринимаете вещи в свете текущего момента, то сможете пережить неизбежное. Вы лишь часть последовательности событий и не можете остановить Колесо фортуны. Зато вы можете выбирать, что из происходящего заслуживает быть в фокусе вашего внимания: ухудшение с установкой, что всегда может быть хуже, чем сейчас или улучшение, рост, ощущение свободы после того как невыносимо и плохо веря, что «самый темный час перед рассветом».
Живите в настоящем, помните о цикличности времени и спокойно относитесь к подъемам и спадам. На подъеме принимайте энергию и не стесняйтесь пользоваться благоприятными возможностями, а на спаде не впадайте в уныние от неудач и упущенных возможностей. У вас есть возможность рассмотреть свою фортуну и спереди и сзади. Она поднимает падших и унижает возгордившихся, так что у вас будет возможность полюбоваться ей со всех сторон.
Впрочем есть мнение, что Фортуна слепа и может одаривать благами людей низких и лишенных без каких-либо добродетелей. Апулей в романе "Метаморфозы" (II в. н. э.), утверждал:
Мужи древней еще мудрости считали Фортуну слепой, поистине безглазой и такой ее и изображали. Она всегда дарами своими осыпает дурных и недостойных, в выборе смертных руководится не рассудительностью. ...внушает нам превратные, противоречащие действительности мысли... негодяя увенчивает славой...
Это кажется несправедливым, но только на первый взгляд. Дары Фортуны временны, а развитие души не имеет отношения к известности, успеху и деньгам.
Живите в настоящем, помните о цикличности времени и спокойно относитесь к подъемам и спадам. На подъеме принимайте энергию и не стесняйтесь пользоваться благоприятными возможностями, а на спаде не впадайте в уныние от неудач и упущенных возможностей. В один период важно понять, что сейчас достигнут возможный максимум и получить от этого удовлетворение. В другой период фортуна повернулась задом и значит на сегодня такая картина, "жизнь индейка - судьба злодейка". Важно видеть периодичность и знать, что за одним периодом следует другой и один жизненный ракурс сменяется на другой.
Медитация
Медитации доказали свою полезность многовековой практикой. Медитации на "Колесе фортуны" с концентрацией на центре, в котором постоянство и стабильность полезны при любом напряжении. Увидеть в песчинке вселенную и принять бессмысленность суетности - верный выход из гиперстимуляции и перевозбуждения.
Если вы принадлежите к той или иной конфессии, то, конечно, подходящей медитацией будет молитва. В православии - это молитва «Отче наш», в практике исихазма - Иисусова молитва, в исламе - обращение верующего к Аллаху, в идуаизме единственность Бога, верность и любовь к Нему.
Есть разные каноны мотивы и, например, внутри христианства различается отношение к молитве в православии, католицизме и протестантизме. Идеалом в православном исихазме является молитва безОбразная. «Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога» (Мелетий Исповедник). В католичестве и протестантизме молитва носит более «личный» и «объектный» характер, то есть предполагается наличие образа. Этот вариант молитвы, наверное, проще для ума, не терпящего пустоты.
В традиции Таро Фабио Листрани создал колоду, основанную на каббалистических и алхимических соответствиях с арканами Таро. «Колесу фортуны» в этой колоде соответствует ангел Хехашиах14 (пер. с иврита Бог – непроницаемая тайна), который способствует преображению, Он есть лекарство через трансмутацию. В ангельской иерархии Хехашиах относится к группе Начала, близкой к людям и процессам, происходящим в физическом мире на Земле.
Смотреть:
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли (1969).
Куда приводят сны / Пятеро, которых встретишь на небесах. (2004)
По млечному пути (2016).
Колесо чудес (2017).
Человек, который удивил всех (2018).
Мы (2019)
1. «И всё-таки она вертится!» — фраза, якобы произнесенная в 1633 году Галилео Галилеем, когда ему пришлось отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца
2. В Марсельском Таро существо, поднимающееся вверх представлено Германубисом. Он произошел от соединения Гермеса из древнегреческой мифологии и Анубиса из древнеегипетской. И тот и другой способны путешествовать между мирами и являются проводниками. По другой версии Гарманибус сочетает в себе двойственность Гора и Анубиса. Вниз спускается змей Тифон – отпрыск самой Геи, хтоническое мифологическое существо, которое Зевс не без труда низверг в Тартар. В словаре В. Даля Тифон (с греч.) — это «вихрь, круговоротный, жестокий ветер, столбовая буря, ветроворот, он обращается в смерч и разрушает».
Колесо находится в вечном вращении за счет противодействия жестокого Тифона и благосклонного к людям Германубиса. Тифон в своем разрушении преследует Гарманубиса, а Германубис следует за Тифоном и восстанавливает нанесенный ущерб. Колесо делает их навечно привязанными друг к другу в вечной круговерти, так же как навсегда привязаны друг к другу силы дезинтеграции и интеграции в психике человека.
3. Мельница смерти (по-английски: «ant mill» или «death spiral»), муравьиный круг или «мельница смерти». Начинается всё с того, что группа муравьев бегает по кругу, постепенно в этот круговорот вовлекаются всё новые и новые насекомые, число которых может доходить до многих тысяч. Муравьи продолжают свое движение до полного истощения, пока не погибнут. Или пока один муравей не разомкнет круг и не побежит в сторону, увлекая других к спасению.
4. Ведьмины круги. Согласно легендам про эти кольца когда ведьмы или злые эльфы слетают на шабаш, то водят хороводы. А наутро на этом месте вырастают грибы. По поверью если корова съест траву из круга, то заболеет, если человек встанет в такой круг, жди беды. На самом деле все грибы растут кругами, т.к. гриб развивается из одной точки — кусочка мицелия, споры — равномерно во все стороны, радиально. .
5. "В психологии мандалой обычно называют изображение круга, в котором подчеркнута центральная часть. Юнг писал о мандале, что ее символика включает в себя любые "концентрически упорядоченные фигуры, циклическое движение вокруг центра по кругу или по квадрату, а также все радиально-симметричные и шарообразные фигуры"... Если обратиться к тому, что стоит за изображениями мандал, то в любом из них выражается то, что индивид участвует в мировой жизни ("космосе") (Каст В. Динамика символов, с. 133)... формально-структурный аспект Самости (там же, с. 136) "
6. Уробо́рос — свернувшийся в кольцо змей или ящерица, кусающая себя за хвост является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого — исторический период и конкретную культуру — установить невозможно. В глубинной психологии уроборос является образом, действующим в человеческой душе и отображающим материнский архетип Великой Богини в аспекте Ужасной Матери.
В случае захваченности материнским архетипом «человек постепенно превращается в уробороса, уничтожающего самого себя, в образ, с древних времен являвшийся символом человека, одержимого демоном» (Юнг К.Г. Демонов привлекают массы). .
7. «Первоначальная беспомощность и полная зависимость от матери в первичных отношениях придают ей «архетипическую» роль. Независимо от того, как ребенок воспринимает ее физически, она является всем окружающим миром, в котором он живет. Из-за того, что она регулирует его физические переживания, удовольствие или вялость, боль или голод, она внутри и вне его одновременно. И разница между этими позициями, существующая для взрослого, не осознается младенцем. Для младенца, не овладевшего речью, бессознательное переживание единства внешнего и внутреннего относится к действию архетипа. Поэтому в первичных отношениях мать как всеохватывающая, дающая жизнь и направляющая является для младенца Миром и Самостью одновременно…
Хотя мать и является Всем Миром для маленького ребенка, она всего лишь человек, зависящий от общества, времени и своей судьбы. Когда мать полна страха из-за голода, войны, болезни, преследования или по другим причинам, она не способна отвести страхи ребенка в те моменты, когда тот, будучи полностью зависимым от нее, ищет убежища. Подобные вещи случаются, когда страдания ребенка аномальны, то есть выше среднего – из-за конституциональных факторов, болезни, боли и т.п. В этих случаях мать не в состоянии полностью удовлетворить потребность ребенка в безопасности. Хотя она не виновата, ребенок воспринимает ее как Ужасную Мать, которая не обеспечивает безопасность» (Нойман Э., Страх фемининного).
8. «Животное нагое, при этом оно носит золотую корону, что предполагает, что, несмотря на то, что его энергия примитивна, его власть божественна. У него обезьяноподобное лицо, а тело и хвост – льва. Его красные крылья, как у летучей мыши, делают его ночным бродягой, родственным Дьяволу. Тревожно видеть меч в руках подобного чудовища. Только его золотая корона дарит надежду, что у этой странной твари может быть искупительная сторона. На самом деле это сфинкс.
Безусловно, его темное, почти злорадное лицо очень отлично от безмятежного, ясного, тихого, невозмутимого золотого лица его известного египетского двойника. На самом деле 2 сфинкса являются противоположностями. Египетская фигура – маскулинный символ, ассоциирующийся с солнечным богом Гором, в то время как сфинкс, изображенный здесь – женский персонаж, тесно связанный со сфинксом греческой мифологии, олицетворяющим негативный материнский принцип» (Никольс С., Юнг и Таро, с. 153-154).
9. Трансцендентная функция –
10. Циркумамбуляция является ритуальным движением, обходом вокруг священного объекта – храма, изображения божества, идола как неотъемлемая часть индуистской, буддийской, иудаистской, православной, исламской религиозной практик.
11.
12.
13.
Офаним – (от др. евр. колёса) — ангельский чин, неотделимый от Херувимов, золотые колеса колесницы Божьей, открывшейся в видении пророку Иезекиилю: «…и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их высоки и страшны были; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иез. 1:15-18). Иногда их отождествляют с колесами престола Божьего из библейской книги пророка Даниила 7:9, о которых сказано: «колеса Его — пылающий огонь».
Даже если видение Иезекииля имеет корни в мистическом опыте, форма, в которую он облекает видение имеет вполне человеческое измерение и исторические корни. Иезекииль нёс своё служение за пределами Палестины в Вавилоне, огромном мегаполисе, который был на тот момент центром мира. В шумеро-аккадской традиции существовало большое количество изображений фантастических существ. Иезекииль передает нечто запредельное, выходящее за рамки земной реальности используя обычай жителей Вавилона. «Колёса, полные очей» отсылают к колеснице, на которой вывозили статую божества на колеснице, ободья колёс которой были украшены драгоценными камнями. Эти камни называли тем же словом, которым обозначались глаза. Иезекииль использует этот образ, но вкладывает в него иной смысл: их божества ездят на сияющей колеснице, а Вселенский Бог израильтян пребывает на надмирной колеснице всего мироздания. Так появляется "как бы" четыре колеса, каждое из которых составлено из двух колес, вложенных одно в другое; ободья их «полны глаз» и они движутся вместе с херувимами, потому что в них пребывает дух Херувимов.
Ангельский Офанимов и Херувимов называют Богоносным, буквально несущим Бога. Вращение колес становится символом циклического характера творения и неисчерпаемой силы движения. Также Офанимы и Херувимы передают божественный свет к нижним чинам ангелов. И так до самого человека и земных духов, которых мы называем Стихиями.
14.
Ангел
Хехашиах (Hahasiah), Хахасия, Ахасия (иврит: החשיה) — каббалистический ангел поддерживает баланс стихий, помогает преодолеть замешательства, трудности и начать исследовать тайну сотворения жизни.
Принадлежит к ангельский чину Начала. Наделены правом повелевать законами природы, а также оберегают народы и страны. Им Богом дано начальство над стихиями Воды, Огня, Воздуха и Земли, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами».
Эта женщина ангел связана с медицинскими знаниями и представляет элемент огня, покровительствует проницательным, трудолюбивым и открытым людям, обладающим чувством товарищества. Люди, рожденные под ее покровительством, чувствительны, умны и обладают широким кругозором. Эмоции, чувства, дружба и любовь играют важную роль в их жизни.
Хахасия правит Гоэтическим демоном Баламом.
Материалы к Станции "Колесо фортуны" на форуме.
Приглашаем в Игру!