Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34

Интуиция

«Интуиция - это священный дар, а рациональный ум — верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре» А. Эйнштейн

Интуиция - это прямое, целостное, бессознательное восприятие реальности - вдохновение, опережающее сознательное восприятие, видение (intuicio - от латинского слова intueri – смотреть). Опытный врач видит больного, ставит верный диагноз и только потом его обосновывает, математик видит ответ не решая задачи, шахматист видит исход партии за много ходов, продавец безошибочно узнает перспективного покупателя и все это основано на опыте использования интуиции.

В числе других функций сознания интуиция первична и предшествуют мышлению и чувствам. Интуицию описывают как некий предварительный набор ответов, идей, вероятностей и возможностей, улавливаемых человеком (предвидение) и как трудно оформляемая в словах склонность к чему-либо (предчувствие). В обыденном языке есть слова «кажется», «показалось» и они довольно точно отражают особенность интуитивного восприятия.

Когда говорят, что интуиция это шестое чувство, то здесь надо уточнять. Чувства это эмоциональная (чувственная) связь и отношения, которые появляются у ребенка в контактах со значимыми людьми. А восприятие/ощущения это зрение, слух, обоняние, тактильная и проприоцептивная чувствительность, с которыми человек рождается и осваивает в первые недели и месяцы жизни. Условно интуицию можно записать под номером шесть в этот ряд, но в юнговской систематике она выделена как отдельная функция, независимая и конкурирующая с ощущениями.

К.Г. Юнг предлагает такое понимание функций сознания: «Ощущение говорит вам, что нечто есть. Мышление, грубо говоря, говорит вам, что это. Чувство говорит нам, хорошо это или нет, нужно это принять или отвергнуть. А вот интуиция – это трудно. Мы обычно не знаем, как работает наша интуиция». Через интуицию мы получаем субъективное и объективное знание в виде готового продукта, целостного образа, набора идей, но процесс получения остается неосознаваемым.

К.Г. Юнг различал конкретные и абстрактные формы интуиции. Конкретная интуиция передает восприятия, относящиеся к фактической стороне вещей. Например, если я высунусь из окна слишком далеко, то вывалюсь на улицу. Это я знаю определенно и доказательств не нужно. Такая конкретная интуиция еще мало отделена от ощущений и зависит от них. Абстрактная же интуиция передает восприятие идеальных связей. Мы сосредоточены, работаем в режиме направленного внимания, фантазирования и воображения. Может быть что-то пишем, мечтаем, рисуем и одновременно с этим интуиция неожиданно подбрасывает нам что-то о чем не думали за секунду до этого.

Представьте рыбака с удочкой сосредоточенного на поплавке, который неожиданно увидел проплывающий мимо него сапог или русалку. Здесь даже неважно что он увидел, главное, что он об этом не думал и это его восприятие случилось совершенно бессознательно. Так работает любое интуитивное восприятие: Я жду записанного ко мне на встречу человека, в ежедневнике его имя и мы уже много раз встречались. Я думаю о нем, но вдруг в памяти всплывает образ совсем другого человека с таким же именем. А секунд через двадцать он мне звонит и говорит, что уже подошел и ждет в приемной. И нет никаких рациональных объяснений почему я неожиданно для себя вспомнил именно того человека, который действительно был записан на встречу, но которого я по ошибке заменил в памяти на другого. Интуиция срабатывает неожиданно, но в нужный момент и всегда точно. Главное услышать ее послание.

«Я думаю» и «я воспринимаю интуитивно» это разные вещи. Интуиция проявляется как яркая мгновенная вспышка, а мысль обычно следует за интуицией и обрабатывает полученное. Иногда мышление блокирует интуицию и чтобы не сбиться с верного курса нужно сделать перерыв, остановить мыслительный процесс, отвлечься, восстановит контакт с интуицией, получить дополнительный намек, важную подсказку и уже потом продолжать осмысливать и формулировать. В результате получается не то, что задумал и придумывал, а нечто гораздо более живое, многоплановое и более интересное для самого себя. В этом и особенные мучение от того, что не можешь поймать необходимое, и увлеченность, и удовлетворения от творческого процесса.

Когда включается интуиция, мы бессознательны - ни «сном, ни духом», а когда мы просыпается, начинаем думать и пытаемся что-то понять, интуиция развеивается как неуловимое облако. Так называемая творческая интуиция ученого или художника, например, таблица элементов Менделеев, привидевшаяся ученому во сне к интуиции отношения не имеет. Это вторичный эффект мышления, почти сознательное связывание информации воедино - сновидческая доработка темы. 

Приобретаемые вслед за интуицией мышление, чувства и ощущения дополняют и докомплектовывают сознание взрослого человека. Интуиты среди людей с другой типологией это те, кто сохраняет доверие к интуиции и не путают нанятую квалифицированную обслугу (мышление, чувства и ощущения) с хозяином дома. То есть, интуиция это во многом доверие к тому, что в нас есть изначально, к способности непосредственного восприятия, к «откровениям внутреннего человека» (И.В. Гёте).

Интуиция присуща западной культуре так же как и восточной, она есть у современного человека как и у первобытного, просто принятый у нас приоритет второй сигнальной системы и логического мышления ослабляет интуицию и подменяет ее логикой. В результате мы описываем интуитивное восприятие через аналогии, ассоциации или метафоры. Это мыслительный способ проявления интуиции. Но она может достучаться до сознания и через ощущения в теле и через чувства. По сути ощущение, мышление и чувства это каналы интуиции или, как заметил А. Эйнштейн, «подлинной ценностью является в сущности, только интуиция».

Согласно библейской легенде чистая интуиция была знакома только Адаму, который напрямую слышал обращение к нему Бога, потом мы утратили и передоверили эту связь пророкам. Но и сегодня если существует нечто, что можно назвать Богом, то его главным инструментом будет, конечно, интуиция — интуиция как ведущая функция сознания Бога. Обдумывающий, чувствующий или осязающий на человеческий манер Бог это карикатура на Бога. Он настоящий - это интуиция. Может интуиция любви или чего-то еще. Наверное, есть Боги, у которых ведущей функцией является не интуиция, а ощущения. Но таких Богов мы называем архаичными и языческими. Наш современный Бог является интуитом.

Принято воспринимать интуицию как дар свыше и поэтому быть интуитивным по бытующему мнению это как бы принадлежать к касте избранных и отмеченных этим высшим даром. Так складывается мнение о том, что интуиция есть что-то редкостное и диковинное. Возможно, из-за того, что предвидения известных людей зафиксированы в текстах, а интуиции обычного человека исчезают вместе с ним и даже он сам относится к ним с подозрением. В этом трудность для современного человека: как можно доверять непостижимому и полагаться на недоступное привычному восприятию?

Между тем, интуитивное познание универсально, это восприятие ребенка на ранней доречевой стадии развития. Это откровения маленьких детей, которые безошибочно угадывают скрытое от глаз, знают о том, чего знать не должны и указывают на факты, которых не было в их опыте. Это также обыденный способ ориентировки первобытных людей, для которых интуиция была частью повседневной жизни - способом и условием выживания, воздухом, которым они дышали. Вот что на эту тему пишет К.Г. Юнг, подчеркивая, что исторически интуиция свойственна всем людям:

«Когда живешь в первобытных условиях, очень много непредсказуемых вещей может случиться. И тут нужна интуиция, потому что, вероятно, невозможно сказать по чувственным восприятиям, что должно случиться. Например, вы идете по джунглям. Видно только на несколько шагов вперед. Может быть, у вас есть компас, но вы все равно не знаете, что впереди. Это неизведанная страна. Если вы используете свою интуицию, у вас возникает «чувство». Вот благоприятное место: вот неблагоприятное место. Вы ни за что на свете не скажете, что это за чувство, но лучше ему последовать, потому что что угодно может случиться, самые непредвиденные вещи … Интуитивные озарения случаются у вас и в наших джунглях, которые мы называем городом. У вас может возникнуть чувство, что что-то идет не так, особенно, когда вы ведете автомобиль. Например, сегодня такой день, когда на улицах везде няньки. … И потом у вас возникает такое особое чувство, и действительно, на следующем углу уже вторая нянька перебегает дорогу прямо перед вашим автомобилем».

Про интуицию детей есть интересное наблюдение, которое вы можете примерить и к себе. Дети, которых еще не загрузили родительскими ожиданиями, нередко очень точно угадывают будущую профессию. Вспомните, что вы действительно любили и что вас по-настоящему увлекало в детстве. Возможно, вы увидите связь этих детских приоритетов с тем, чем занимаетесь сегодня.

Для понимания интуитивного восприятия реальности приведем две иллюстрации:

«Вселенная предохраняет нас от нашей склонности предопределять. Когда тебя вынимают вон из твоего тела и дают тебе полную свободу, ты понимаешь, что в мире есть разумы куда более великие, чем человеческий. И тогда ты становишься по-настоящему скромным. Потом тебе всегда нужно вернуться, и ты думаешь: «Ну что ж, вот он я, снова в этом чертовом теле, и я уже не такой умный, как был, когда находился там, с ними» (Дж. Лилли, исследователь измененных состояний сознания).

«Для того, чтобы участвовать в действиях в соответствии с основными предпосылками не требуется ни образования, ни опыта, ни особого уровня психического развития. Они появляются мгновенно, автоматически и импульсивно» (У. Бион, психоаналитик, исследователь групповой динамики).

В философии, литературе, искусствоведении появилась тенденция приписывать авторам известных произведений склонность к кодированию информации. Якобы писатели, поэты, художники, мистики похожи на авторов детективов, создателей шифров или конспирологов, послания которых должны разгадывать потомки. Все это и правда увлекательно, немного параноидно и всегда избыточно. Тем более, что есть и простое объяснение многослойности и глубины великих произведений - они созданы интуитивно. Их авторы следовали за своей интуицией.

Одним из таких великих интуитов был А.С. Пушкин. Поэтический талант — это вообще всегда интуиция, а некоторые стихи можно рассматривать как рассказы поэта про интуицию. Например, стихотворение «Утопленник», в котором он представляет свой поэтический дар не как летающего коня с крыльями или фею с арфой, а в облике утопленника, всплывшего из глубины бессознательного. В этом произведении автор на время становится невежественным мужиком, безуспешно прогоняющим навязчивый образ. Утопленник — это и наше отношение к интуиции и нежелание иметь дело с бессознательным.

УТОПЛЕННИК

Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца:
«Тятя! тятя! наши сети
Притащили мертвеца».
«Врите, врите, бесенята,—
Заворчал на них отец; —
Ох, уж эти мне робята!
Будет вам ужо мертвец!

Суд наедет, отвечай-ка;
С ним я ввек не разберусь;
Делать нечего; хозяйка,
Дай кафтан: уж поплетусь...
Где ж мертвец?» — 
«Вон, тятя, э-вот!»
В самом деле, при реке,
Где разостлан мокрый невод,

Мертвый виден на песке.
Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
Горемыка ли несчастный
Погубил свой грешный дух,
Рыболов ли взят волнами,
Али хмельный молодец,
Аль ограбленный ворами
Недогадливый купец?

Мужику какое дело?
Озираясь, он спешит;
Он потопленное тело
В воду за ноги тащит,
И от берега крутого
Оттолкнул его веслом,
И мертвец вниз поплыл снова
За могилой и крестом.

Долго мертвый меж волнами
Плыл качаясь, как живой;
Проводив его глазами,
Наш мужик пошел домой.
«Вы, щенки! за мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу».

В ночь погода зашумела,
Взволновалася река,
Уж лучина догорела
В дымной хате мужика,
Дети спят, хозяйка дремлет,
На полатях муж лежит,
Буря воет; вдруг он внемлет:
Кто-то там в окно стучит.

«Кто там?» — «Эй, впусти, хозяин!» —
«Ну, какая там беда?
Что ты ночью бродишь, Каин?
Черт занес тебя сюда;
Где возиться мне с тобою?
Дома тесно и темно».
И ленивою рукою
Подымает он окно.

Из-за туч луна катится —
Что же? голый перед ним:
С бороды вода струится,
Взор открыт и недвижим,
Все в нем страшно онемело,
Опустились руки вниз,
И в распухнувшее тело
Раки черные впились.

И мужик окно захлопнул:
Гостя голого узнав,
Так и обмер: «Чтоб ты лопнул!»
Прошептал он, задрожав.
Страшно мысли в нем мешались,
Трясся ночь он напролет,
И до утра всё стучались
Под окном и у ворот.

Есть в народе слух ужасный:
Говорят, что каждый год
С той поры мужик несчастный
В день урочный гостя ждет;
Уж с утра погода злится,
Ночью буря настает,
И утопленник стучится
Под окном и у ворот.


Интуиция. Феминное в начале пути

Записаться на косультацию

Возврат к списку