
Расстройства личности
Формирование структуры личности или иначе характера заканчивается в первые годы жизни и в последующем остается неизменной. Характер отпечатывается у каждого на лбу, что соответствует греческому происхождению слова «характер» от слова «печать». Характер является индивидуальным портретом и психологическим селфи, отображающим вашу личность.
Несмотря на возникающие проблемы люди не склонны отказываться от того себя, который запечатлен характерологически. Когда характер мешает решать текущие задачи и становится главной причиной проблем, мы говорим о характерологическом или личностном расстройстве. Но и в этом случае люди предпочитают скорее сменить окружение, прогнуть под себя мир, чем измениться. Так характер становится судьбой.
Расстройства личности обусловлены неразрешимыми внутренними конфликтами в установлении контактов с другими. Стремление к безграничной любви и вспышки ненависти, желание приближать и отталкивать, прятаться, убегать, удерживать, соблазнять, нападать, привычка жертвовать собой и пр. составляют характер человека и личностный стиль взаимоотношений с окружающими.
Если мы посмотрим на мировую литературу и великие произведения, мы увидим людей с личностными расстройствам, которые навсегда остались в культурном фонде человечества. Они являются генераторами изменений в обществе и вносят разнообразие в мир, делая нашу жизнь иногда прекрасной, а иногда страшной. Про таких людей написаны главные книги, сложены стихи, песни и легенды. Любое имя, оставшееся в истории и любой человек, о котором не уставая говорят современники это индивид с личностным расстройством той или иной степени. Парадокс заключается в том, что «ненормальность» является нормой когда мы говорим о человечестве и о самых ярких проявлениях человеческого в целом.
Проблема же в том, что в своей частной жизни те, кто отвечают за внутривидовое разнообразие и эволюцию нередко испытывают серьезные трудности адаптации. Если т.н. нормальный средний человек относительно легко усваивает установленные в обществе стандарты поведения, мышления и эмоционального реагирования, человек с личностными расстройствами ищет свой непроторенный путь. По крайней мере так ему кажется, когда он остается наедине со своими проблемами.
Между тем, кажущееся уникальным и глубоко личным во многом является частью общечеловеческого наследия. Интимные места, тщательно скрываемые от других устроены идентично у всех мужчин и женщин. Сокровенные предания, мифы и сказки одного народа написаны и другими, просто рассказываются не на родном языке. Каждая новая яркая запоминающаяся история, придуманная сегодня повторяет сочинение, написанное ранее.
Являются ли личностные расстройства того или иного человека чем-то уникальным или они напоминают нам про общие корни? Уникальным является текущее переживание данного конкретного человека, а свойственная ему структура личности и характерология, определяющая это переживание сложилась за тысячи лет до его рождения и является универсальной.
Универсально и то, что мы не существуем вне отношений с другими. Я это всегда тот, кто вступает в отношениях с себе подобными - с реальными и вымышленными людьми, с близкими и далекими, с живыми и мертвыми. Расстройства личности и характерологии выстраиваются исходя из того как мы решаем вопросы о близости, привязанности, интимности и доверительности с другими людьми. Характер это мой персональный способ организации отношений с собой, с другими людьми и с миром. А нарушения характера и личностные расстройства это то, что нам мешает быть с другими и с миром.
Одни люди с выраженными личностными расстройствами делают невыносимой жизнь близких, манипулируют другими или охотятся на людей в поиске добычи. Другие делают невыносимой собственную жизнь, окружающих не беспокоят, но постоянно терзают себя и занимаются самоедством.
Аналитики Догерти Н.Дж., и Вест Д.Дж в своей замечательной книге «Матрица и потенциал харакера» выделяют девять структур характера, объединенных в три типа взаимоотношений:
1. Избегающий тип на травмирующее воздействие реагирует созданием защитной капсулы. Чтобы спрятаться от внешнего мира эти люди используют главным образом ум и воображение, выстраивают безопасное укрытие из фантазийных образов и сторонятся привязанностей. Спрятаться, создать собственный мир фантасмагорий, ложную личность для контакта с другими, стать невидимым - вот главный приоритет человека избегающего типа. Но отворачиваясь от других, чтобы сохранить свою жизнь, человек отказывается от жизни: оказывается неспособен рассмотреть и узнать самого себя, не видит проявлений своего Я во внешнем мире, плохо контактирует с телом, не устанавливает живительных связей с другими людьми, в том числе сексуальных и проваливается в пустоту (черную дыру, бездну) созданных им же параллельных реальностей.
2. Ищущий тип стремиться к интенсивным отношениям, к слиянию в отношениях, но в то же время боится потерять себя в них. Яркие драмы любви и ненависти проходят через жизнь людей такого типа. Они исследователи дистанции между людьми, включенные в свое исследование, наблюдательные и проницательные. Это исследование не заканчивается с наступлением зрелости и продолжается до старости. Они живут сближениями и отталкиваниями, опасными экспериментами, влюбленностями, свадьбами и разводами. Жизнь таких людей похожа на постоянный танец с дерганным рисунком и со сменой партнеров, где каждый партнер воспринимается как возможность увидеть свое отражение в его глазах. Неутомимый поиск себя через восхищение, соблазнения, розыгрыши и авантюры, сжигающее пламя любви с потерей границ, холодность от страха поглощения или отвержения, действия на опережение, периоды покинутости делает жизнь людей такого типа драматичной и яркой.
3. Антагонистический тип воспринимает другого человека как чужого и строит отношения на противодействии. Он находит себя либо в отношениях подчинения, либо доминирования. Динамика жизни такого человека подчинена жажде власти. Выстраивать отношения для него значит упрочивать иерархическое положение. Общение пронизано садомазохистическим взаимодействием — завидовать, хитрить, обманывать, заработать много денег, чтобы добиться влияния, управлять, подчинять, побеждать, демонстрировать силу, доминировать. Все это означает для человека антагонистического типа жить полной насыщенной жизнью. Потребность побеждать давит на него изнутри. Преследования и нападения вызывают возбуждение, которое и кажется самой жизнью. В самых крайних проявлениях человек антагонистического типа оказывается одержимым внутренним хищником и сам превращается в хищника, питающегося другими людьми.
Каждый из трех указанных паттернов отношений в свою очередь подразделяются на три структуры характера, которые известны из работ других авторов, на чем мы не будем останавливаться. Ценность систематики Догерти Н.Дж., и Вест Д.Дж. в том, что они сосредоточились на вопросе взаимодействия между людьми. Кроме того авторы предложили культурологический анализ, показывая расстройства личности через образы мифологии и сказок в обширном историческом контексте. Таким образом личностные расстройства перестали быть уничижительным ярлыком или клиническим феноменом психиатров. Характерология, рассматриваемая таким образом наполняется богатством жизни, образностью, становится живой и понятной для любого человека. И самое главное, рассматривая личностные расстройства в таком сказочно-мифологическом контексте мы видим что исцеляет человека с той или иной характерологией.
Приведем предложенные авторами примеры произведений, так, чтобы в каждом паттерне отношений были видны свои подразделы.
Избегающий паттерн
«Девочка со спичками» (Андерсен), Арктический миф о Богине Седне.
«Питер Пен» (Джеймс), «Маленький принц» (Экзюпери), «Белоснежка», Богиня Афина.
«Три поросенка», «Красные башмачки» (Андерсен), Боги Хронос (Сатурн) и Апполон.
Ищущий паттерн
«Ослинная шкура» (Гримм), Бог Дионис.
«Госпожа метелица» (Гримм), Богини Деметра и Персефона.
«Алиса в стране чудес», Кассандра, Богиня Афродита.
Антагонистический паттерн
«Король Дроздобород»
Медея
«Сказки дядюшки Римуса» (Д.Ч. Харрис)
Психологическая помощь при личностных расстройствах направлена не на изменение характера человека, что в принципе невозможно, а на поиск здоровых ресурсов, заложенных в каждом характере. Персонажи, представленные в данном списке это модели опыта, мировосприятия, поведения и организации отношений с другими людьми. Узнавая себя в том или ином образе можно узнавать о уязвимости и потенциале собственного характера.
Свой характер можно воспринимать как созданную природой определенную породу дерева или вид минерала, из которых изготавливаются уникальные вещи. Терапия это творческий процесс, в котором из материала заказчика и совместно с ним создаются подобные вещи, интересные для других людей и пригодные для обмена.
© Сергей Дрёмов (02.08.2016 г.)
Рекомендуемые фильмы:
Избегающий тип
«Осенняя соната», 1978. Режиссер: И. Бергман. Швеция, Франция, Германия.
«Человек на Луне», 1999. Режиссер: М. Форман. США.
«Тайное окно», 2004. Режиссер: Д. Кэпп. США
«Парфюмер: История одного убийцы», 2006. Режиссер: Т. Тэквер. США.
«Очень странные дела» (сериал 1 сезон, 2016). Режиссер: М. Даффер. США.
Ищущий тип
«Ах, эти прекрасные вакханки», 1954, Режиссер: Ж. Лубиньяк Франция, Италия.
«Дионис», 1970. Режиссер: Брайн де Пальма, США.
«Дон Жуан де Марко», 1995, Режиссер: Дж. Левин, США.
«Три истории (Офелия)», 1997. Режиссер: К. Муратова, Россия.
«Фрида», 2002, Режиссер: Дж. Тэймор США, Канада, Мексика.
Антагонистический тип
«Одиссей», 1997. Режиссер: А. Кончаловский, Италия.
«Прерванная жизнь», 1999. Режиссер: Дж. Мэнголд, США.
«Черный лебедь», 2010. Режиссер: Д. Аронофски. США.
«Медея», 2014. Режиссер: К. Крэкнелл. Великобритания.
Читать по теме: