Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

Что побуждает?


К вопросу о мотивации. Что заставляет людей меняться к лучшему? На мой взгляд, есть две версии, каждая из которых имеет не только психологическое, но и мировоззренческое обоснование.

Одна версия звучит примерно так. Мы меняемся лишь, когда переживаем тревогу и отчаяние. Фразы «последняя капля», «от добра добра не ищут», «лучшее – враг хорошему» напоминают, что причиной изменений может быть только что-то невыносимое. А успокоенность и довольство к изменениям не побуждают. Я долго разделял эту точку зрения, но теперь при всей ее убедительности верю в нее все меньше и меньше. Есть много примеров, когда очевидное со стороны ухудшение состояния, множество негативных переживаний не становятся поводом для изменений. 

Можно говорить о страхе перед изменениями, о том, что человек боится, что станет еще хуже, о страхе новизны, но все это не убедительно когда видишь, что почти самое страшное, что может быть уже, в общем-то уже произошло.

Пример из сети:

«Сама себе поставила диагноз — невротическая привязанность... я зависима от партнера. Лишь бы кто-то был рядом…

Претензий к тому, кто сейчас рядом — бессчетное множество. И боюсь, что скоро наступит точка невозврата. Я коплю непонимание и обиду в себе. По-моему, с июня месяца он не дал мне ни копейки денег. Да, купил откосы за 2000 тыс. Но это такая мелочь по сравнению с тем, что у меня ипотека, коммунальные, расходы на продукты, на квартиру, на посуду, на всякую ерунду. Он же живет для себя. Очередной эгоист. Который даже не спросил ни разу за несколько месяцев, есть ли у меня деньги на продукты.

И, тем не менее, не смотря на то, что он во всем пытается обвинить меня, я все делаю для него — не спрашиваю денег, дала кредитную карточку, раскручиваю его фирму, стираю его вещи, покупаю продукты, готовлю.

Иногда мне кажется, что он откупливается от меня сексом. Причем искренне считает, что этого достаточно. Ведь он меня трахает.

И при любом раскладе, он всегда с готовностью заявляет: собери мои вещи, я ухожу. В последний раз, я сказала: еще раз так скажешь… он не дал договорить, ответив: «И не один раз скажу».

Не так давно я прочитала в его телефоне смс, он пишет бывшей жене: «Кисуля, жди, я еду, целую тебя во все твои местечки». Мне стало плохо, он понял, что я прочитала, но даже тогда!!! я оставила его. Сказала, что нечего ночью уезжать. Сейчас у меня ощущение себя — это полная апатия и депрессия.

Больше всего на свете я хочу ребенка. Но, наверное, из-за пребывания в хроническом стрессе, я не могу забеременеть уже год. Он тоже хочет ребенка. Но для меня это стало уже больной темой. Вчера ходила на узи, результат — ановуляторный цикл. Одна из причин — хронический стресс, усталость… Не знаю что со мной. Не знаю, откуда это все взялось, если я росла в полной семье, один ребенок, мама, обожает, бабушки, дедушки, папа был строг все детство, до 17 лет. Любил, но держал очень строго, но это делалось, наоборот, не от равнодушия.

Он мог на последние деньги купить мне шикарное платье. Комплексов по внешности и фигуре у меня никогда не было. 173 рост, модельная внешность. Это говорят все. Так откуда у меня могла взяться такая нелюбовь к себе, что я живу с официально не разведенным мужчиной, который фактически сидит у меня на шее, при всем при этом, еще и унижая меня? А я просто принимаю его, понимаю, что у него все деньги в бизнесе, ему тяжело.

Как то он сказал: человека можно любить просто так. Если тебя будет кто-то любить, он будет тебя любить и со шрамом, и больную. А я на это расплакалась. Мне стало больно оттого, что я не верю, что меня можно просто любить… И в тоже время понимаю, что у меня какая то поломанная психика. Я не правильно рассуждаю.

Говорят, что все беды из детства. И я в очередной раз пытаюсь понять, откуда пошла моя проблема? От строгого папы? Или от первого парня, который оказался первым, потом были 6 лет унижений, которые я терпела. И почему я тогда позволяла это все терпеть?

И что мне теперь делать?»

Бывает и хуже, но что эту женщину заставляет приносить себя в жертву в обмен на неодиночество. Страх понятен, но что мешает перешагнуть его? Что еще должно произойти, чтобы она решилась на изменения?

Если не тяжелые переживания, то может социальные последствия могут пробудить к изменениям? Но и здесь вряд ли. Алкоголики теряют семью, работу, жилье и так до самого предела. Слышат осуждения, живут отверженными, но не меняются, не находят в социальной деградации никакой мотивации.

Жены, у которых каждый последующий хуже предыдущего, остаются «верными» себе в своих несчастьях. Матери, которые не могут не видеть социальные последствия для детей гиперопеки. Женщины, которые набирают десятки килограмм жира, чувствуя себя все хуже и хуже и страдая в социальном плане. Что для них должно стать поводом для изменений?

Нет, я все меньше и меньше верю, что негатив может быть мотивацией к реальным изменениям. Если проблема глубока, имеет детские корни, то имеет место выученная беспомощность.Она засасывает, лишает надежд и сил и оставляет все меньше шансов выбраться на твердую почву.

Ну а про вторую версию о том, что заставляет людей меняться к лучшему, я не скажу. Во-первых, пока сам не укрепился в этом своем мнении. Пока только смутные ощущения о том, что есть какой-то в душе механизм спасения - «тумблер», «лампочка», «сила», которая срабатывает, загорается и помогает меняться.

Решил все это написать после просмотра вот этого ролика. Можно, конечно, сказать, что у мужчин все как-то иначе и проще. Но тогда это будет проявлением шовинизма. Все же хочется верить, что дело здесь не в половых различиях, а в каких-то человеческих качествах.


© Сергей Дрёмов (13.05.2013 г.)