Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

2. Трансформация

Первая станция стихии Огня напоминает о созидательной энергии в мире и про силу духа внутри человека.

Человек, объятый желанием подобный объятому огнем. Юнг писал, что человек должен быть в огне, даже если выставляет себя глупцом. Где-то должен гореть огонь, иначе не засияет свет; не будет тепла.

Если на какое-то время закрыть глаза, то через 3-4 секунды внутренним взором можно увидеть пустое, белое и светящееся пространство. Это сияние внутреннего огня, часть которого является Я - телесное и психическое. Как огонь обменных процессов, о котором говорят физиологи он живет внутри тела и как огонь духа, о котором говорят мистики и посвященные.

Наряду с внутренним огнем есть огонь, которого смертельно боялись и смогли приручить наши предки, огонь, который мы сегодня получаем в виде электричества и «огонь» ядерных реакций, который может служить на благо и может уничтожить все живое.

Персональным значением огня может быть творческие начинания, инициатива и действия, новое понимание и инсайты. Огонь может означать пробуждение от спячки повседневности, новое рождение и возможность быть человеком.

Природная стихия Огня в человеческом обличье предстает, когда удается поднять энергию от сексуального инстинкта, животного страха и агрессии в область внутреннего солнца на уровень солнечного сплетения, подчинить вегетативные реакции тела самообладанием и самоконтролем, чтобы трансформировать ощущение живости в самоуважение.

Небесная стихия Огня проявляет себя идеями, захватывающими человека и воспринимаемыми как полученные свыше. Как языки огня они запечатлевается в мысленном взоре и разуме. Это может быть разрушительная или созидательная сверхценная идея, побуждающая к действию и свершениям новаторов, ученых, поэтов и «маньяков».  

В духовном плане стихия Огня про одухотворение – живое воплощение духа Огня и мистический жар, овладевающий избранником.

Согласно М. Элиаде, избранный и общающийся с Богом, становится «пылающим» [индийские мусульмане], а в более широком значении все люди и действия, имеющие какую-либо религиозно-магическую силу, считаются «пылающими».(Шаманизм: Архаические техники экстаза).

Власть, насилие, адские зрелища войн также являющиеся аспектом стихии Огня, неудержимого и плохо контролируемого.

История человечества – это история войн, завоеваний и поражений, ставящая под сомнение название нашего вида «Человек разумный». Скорее наш вид было бы правильней назвать «Человек религиозный», ведущий религиозные войны.

В психологическом смысле какой аспект каждого из нас можно назвать адлерианским человеком, учитывая, что не только тысячелетия до нас, но и сегодня мы все еще безуспешно обучаемся тому, как решать проблемы, связанные с комплексом власти.

Чтобы данный аспект Огня не оставался обезличенно абстрактным можно вспомнить сколько раз в юности или уже зрелом возрасте хотелось кого-нибудь убить или слегка пришибить, как часто мы повышаем голос от страха и неконтролируемого гнева.

Стихия Огня в нашем сознании не существует без адской темы и огня подземного мира.

Огнепоклонничество, использование огня в обрядах инициации подразумевают необходимость навыка укрощения огня или даже господства над ним. Огонь ассоциируется с Преисподней, а посвящение это обретение тела, сделанного из огня после посещения мира мертвых.

Начиная с шаманистических времен и до современности герой должен преодолеть стража на границе миров – животный страх смерти в виде того или иного чудовища и совершить свое нисхождение в Ад. Возвращаясь оттуда он предстает в обновленном качестве культового деятеля, может вызволять из Нижнего мира похищенные души и воскрешать умерших.


Иерархия верха и низа

Нам проще воспринимать устройство мироздания так, чтобы солнечные божества обитали на небесах и не имели отношения к тьме нижнего мира. Но это не более, чем ракурс зрения, обусловленный детской привязанностью к земному и опорой на Землю. В открытом космосе бог Солнце шествует во вселенской темноте и свет, также как и огонь озаряют тьму.

Считалось, что тьма содержит в себе возможность света. Таким был ворон или sol niger (черное солнце) в алхимической символике. Чернотой и тьмой для нашего зрения является все, что не отражает и свет. Попадающий туда свет не может его покинуть и феномен черноты это небытие света – черный свет, который, например, в суфизме соответствует высшему этапу духовного становления.

Вышняя тьма – это чернота стратосферы, межзвёздного пространства… она соответствует свету Божественной Самости, чёрному свету, скрытого сокровища (А. Корбен А. Световой человек в иранском суфизме).

Прохождение «черноты» (лат. nigredo) - это самый сложный этап терапии, если мы говорим о психологии, и также опасный отрезок пути инициации в традиционных культурах. Но и возвращение героя живым и тепленьким из огненного Ада является вполне распространенным мифологическим мотивом, и успешные случаи терапии также реальны.

Если о космических путешествиях нам могут рассказывать древние мифы и современные астрофизики, то о трансформации личности в результате погружения в ночь бессознательного свидетельствует практика глубинной психологии и метафизика. Эта область сверхъестественного не подчиняется законам физики и представлениям о верхе и низе.

Говоря о становлении сознания полезней говорить о внутреннем и внешнем - единстве огня бессознательного и света сознания, соотношении влечений, аффектов и мыслей, побудительных мотивов и действий.


Тень Станции

Апатия. Отказ от жизни в творчестве и самореализации. Стагнация. Фальш-старт. Регресс. Деградация. Небытие.

Стремление обрести «магический жар» толкает к разогреванию через употребление допингов - наркотиков стимулирующего спектра, «огненной воды» и табака.

Все виды девиантного и антисоциального поведения. Агрессия активная и пассивная. Упрямство, взрывной характер.Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" (А.С. Пушкин).


Ассоциации и амплификации:

Бессознательная мотивация, либидо, творческое вдохновение.

Спонтанность, амбициозные планы, «куй железо пока горячо»

Олимпийский огонь.

До допинговых скандалов был символом честной соревновательности, уважения к себе и к достоинству противника.

Танец Фламенко

"Горячий ритм, гитара, глубокий мужской голос… стук каблуков, хлопки и шорох яркой юбки… Не это движет танцем фламенко. Непередаваемая страсть, невозможная тоска и внутренний огонь – «дуэнде» – душа фламенко, без которой он не живет... Фламенко называют «танцем разведенной женщины». Она слишком горда, чтобы плакать. Но слишком много чувств рвется из ее груди, чтобы молчать. Так рождается этот танец (из открытых источников).

Мой огонь-фламенко проявился в действиях . С четверга я уже сделала для своей жизни больше, чем , наверно, за полгода. А какая уборка получилась!: предварительно потренировавшись на рабочем месте, за два выходных в состоянии фламенко все вещи в квартире были перетасованы, перетряхнуты и всему нашлось своё место. Вот мыть ничего не хотелось особенно, обошлась стандартным полы/пыль/чайник, наверно это и есть особенность уборки огнём: стремительно, осознанно без напряженных размышлений и физической усталости (домохозяйка).

Саламандра - алхимический символ стихии Огня


Архетип стихии Огня


Серафимы, Херувимы, Престолы в небесной ангельской иерархии. Воспламенения первоначал, лежащих в основе видимого мира.

Описание серафимов:
непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному... горячность и быстрота, их пылкая, постоянная, неослабная и неуклонная стремительность... способность воспламенять... неугасимая, постоянно одинаковая, светообразная и просвещающая сила, прогоняющая и уничтожающая всякую тень или тьму» (Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии).

Архетипические образы: огненные колеса, огненные животные, огненные реки, молнии, престолы огненные.

Свастика

Cвастика, тетрагамма, огневица, Печать сердца и др. — символ встречающийся с 25—20 тыс. лет до н. э., выражающий солнце, огонь, свет и движение жизни.

Мировое дерево, ось Мира

Архетипический образ единства Вселенной. Вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней.

«всякое жилище располагается рядом с Axis mundi, так как религиозный человек желает жить в «Центре Мироздания», иначе говоря, в реальном (Элиаде М., Священное и мирское).

Шаманское призвание, воспринимаемое как дар и бремя

Пасхальный благодатный огонь

Зороастризм


Согласно учению Зороастризма, свет является зримым образом бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное.


Объявление на Станции

Открывается возможность узнать, в чем заключается ваше призвание, таланты и способности - ваш "шаманский дар". Нужна смелость, а мотивации и честолюбия не занимать.

Как одна из Станций, открывающих начало Стихий она свидетельствует о времени для начала самоисследования и самопознания.

Станция архаичной фаллической силы и мужской энергии, с которой нужно научиться иметь дело, чтобы огонь превратился в энергию творчества.

Аномия и энергия протеста. Со­стоя­ние об­ще­ст­ва при дез­ор­га­ни­за­ци­и социальных норм и разрушении государственных институтов. Неопределенность и нестабильность, утрата моральных авторитетов, расхождение между пропагандой и реальностью, недоступность для массы людей законных средств удовлетворения своих потребностей.

Индивидуальное состояние аномии сопровождается деморализацией и потерей веры в ценность жизни. Опасность впадение в цинизм.

Задание Станции: До какого места Ада, Чистилища или Рая вас могут довести ваши три самых известных и определенных желания? Текст с путеводителем прилагается в дополнительном материале.



Кино

Борьба за огонь (1981).


Материалы на форуме