Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber, Telegram

По ту сторону Мудрости

В игре Metropolis есть шесть предельных Станций, на которые попадают игроки пройдя до предела той или иной радиальной линии. Проходя Путь Знания мы попадаем на Станцию "За пределом мудрости", на которой как на любой из шести Станций становимся свидетелями предела и мучениками1. В данном случая мучениками знания и свидетелями нашей ограниченности в познании самого важного и в раскрытии самой главной тайны: почему и для чего мы завелись на этой планете?

Наука отвечает на вопросы о том как произошла Вселенная или даже как появились параллельные Вселенные, как зародилась жизнь на планете Земля и как появился человеческий биологический вид. Иногда научно доказательно, иногда спекулятивно, строя модели и со всей настойчивостью пытаются ответить на все эти вопросы "как". Но психологов и прочих психологически мыслящих мучеников, вслед за нашими главными свидетелями предела Фрейдом и Юнгом, следующими в свою очередь за их предшественниками гностиками интересует вопросы "почему?" и "зачем?". Об этом этиологическая (причиннная) и телеологическая (смысловая) теории развития психики, отвечающими на вызов познания себя - "почему и я такой и зачем я такой?".


Очевидно и невероятное

Предел самопознания приводит нас к такому психологическому феномену как скромность и мы вынуждены признать нашу очевидную малость в сравнении с космическим, которое ввергает в тоскливое настроение и чувство ничтожности (дефляция эго). Недовольство этим вызывает невероятное человеческое тщеславие (инфляция эго), выраженное К.Г. Юнгом, говорившем о пробке и тревожное апокалиптическое настроение как наказание за дерзость. Если между тоской и тревогой наряду с заявкой на нечто большее мы находим и скромность, при этом не сваливаемся в крайности, то обретаем хоть какую-то психическую стабильность. Cкромность является признаком зрелости и самой зрелой психологической защитой при условии, что не переходит в крайность самоуничижения. Пример этой защиты нам продемонстрировали гностики (даты гностицизма), заявившие, что то, что мы предполагаем о себе и о боге не является истинным. Согласно гностикам даже Демиург - создатель всего сущего является фальшивкой или, как мы сказали бы сегодня - дипфейком.

Как Сократ приобрел славу мудрейшего мужа Греции? Он со всей серьезностью подошел к прочтению надписи на фронтоне Дельфийского храма: γνωθι σεαυτον ("познай себя") и увидел в ней глубочайшую загадку, в которой вся полнота человеческой мудрости. Не в силах разгадать этой загадки Сократ объявляет себя невеждой и говорит, что пока не решена великая загадка о самом человеке, всякая наука и всякое знание могут служить только выражением ученого невежества. В отличие от ученых невежд и мудрецов Сократ не называет себя мудрецом и присваивает себе скромное звание любителя мудрости - философа. Философствуя Сократ утверждает, что благо человека заключается в нем самом, в его человечности и потому поиск блага вне человека лишен смысла. Таким образом, призвание философа он видит в том, чтобы определять свойственное человеку в силу его человеческого и человечного.

«Это была моя самая большая глупость» (М. Хайдеггер)

Хорошо когда сознательно следуешь намеченным курсом, знаешь, что за поворотом и с первого хода знаешь, куда лежит твой путь. Заманчиво сделать знания украшением Эго, придать себе большей значимости, подняться в иерархии и выделиться из окружения. Такова не самая худшая версия жизни, для достижения которой можно потратить силы и время. Примерно полжизни или даже всю жизнь как старый ученый и маг Фауст у Иогана Гёте, поставивший во главу угла знания, как главный способ взаимодействия с миром. Наряду с этим Игра, как и сама Жизнь, могут иметь другую логику, и в своих крайних пределах предлагают выйти из предсказуемого мира, в котором благодаря знаниям царит порядок и определенность. Если же слишком крепко держаться за попытки остаться в этом благоустроенном мире мы рискуем оказаться перед философским вопросом, поставленным М. Хайдеггером:

Не последыши ли мы некоторого исторического свершения, которое теперь быстро подходит к своему концу, где все будет завершено в некий все более нудный порядок единообразного.

«агностик», означающему «незнающий» или «профан», но фигурально описывающему человека, который якобы не религиозен, но при это не приемлет наименование себя атеистом.


1. Cлово «мученик» происходит от греческого слова «свидетель», изначально применявшегося к апостолам, которые были свидетелями жизни и воскресения Христа. Позже оно использовалось для описания тех, кто, будучи арестованными и на суде, признали себя христианами. Значение слова расширялось и позднее мучениками стали называть людей, подвергающихся преследованиям и принявших смерть за отрицание, проповедование, или отказ отречься от своих религиозных или светских взглядов.