
Заратуштра
Дуалистическая картина мира Заратуштры
Разрываясь между противоположностями, человеческая жизнь и человеческий опыт всегда изживают себя. Бог и Дьявол, сражающиеся герои и злые драконы, братоубийца Каин и убиенный Авель — образцы повторяющихся мотивов, символически изображающих взаимодействие противоположных дуальностей. В своем труде «Об архетипах коллективного бессознательного» Юнг вновь формулирует послание, содержащееся во Второй Проповеди, говоря: «Зло — это необходимая противоположность добра, без которой не было бы пользы ни от одного, ни от другого. Порой, даже невозможно представить жизнь без зла». Юнг особо настаивал на действительно колоссальной важности зла, потому что чувствовал, что западное человечество, начиная с христианской теологии, последовательно и катастрофически умаляло образ зла как порождение человеческого бессознательного.
Две другие религиозные традиции также могли оказать влияние на гностицизм: иранская / зороастрийская и греческая. Зороастрийские концепции, такие как Судный День, воскрешение и дуализм, встречаются в гностических текстах. Зороастризм обычно называют первой мировой религией с дуалистическим представлением о мире. Пророк Зороастр (также под именем Заратустра) основал Благую Религию, или зороастризм, примерно во втором тысячелетии до н.э. Даты его подвижничества нам неизвестны, поэтому разные ученые называют свои периоды: от 1700 –1400 до н. э. до 1400 –1000 или 1000 – 600 до н. э. Недавние исследования позволяют остановиться на средней датировке, что ставит зороастризм в положение первой мировой религии, религии, «оказавшей, по-видимому, большее влияние на человечество, напрямую или косвенно, чем любая другая вера».20 Зороастр «первым стал учить представлениям о личном суде, небесах и аде, будущем воскрешении тела, общем Последнем Суде, и вечной жизни для объединенных тела и души». Все эти идеи повлияли на гностицизм.
Зороастризм предлагает уникальное решение проблемы зла.
В своей традиционной форме Благая Религия говорит, что есть
один хороший бог, Ахурамазда (Мудрый Господин), которому
подчиняются две смежные силы Спента Майнью (благотворный
или святой дух) и Ангра Майнью (враждебный или разрушительный дух). Хотя творение Ахурамазды благое, Ангра Майнью является источником всего зла, и будет побежден в конце времен, когда
начнется вечность. Классический зороастризм, однако, претерпел
изменения за время вознесения и падение Персидской империи.
Со временем Ахурамазда отождествился со Спента Майнью, сократив изначальную троицу до бинарной пары. Имена Мудрого
Господина и его советника также претерпели изменения, превратившись в Ормузда и Аримана соответственно. К периоду династии Ахеменидов (550 –330 до н. э.), Ариман перестал восприниматься как сотворённый и подчиненный Ормузду, но стал равен
ему.21 Эта концепция двух богов была воспринята в гностицизме,
где истинный Бог остается за пределами мира материи, тогда как
Бог-творец оказывается высокомерным и неполноценным. Этот
бог стал ассоциироваться с Богом Ветхого Завета, что позволяет предположить, что некоторые гностики восставали против своего
иудейского наследия.