Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber, Telegram

75. Темная сторона

«Конечно, я верю в дьявола! Если бы я не верил, я бы считал дьяволом самого себя» (Честертон). До появления глубинной психологии человек не обладал разумной альтернативой религиозной догме, согласно которой все хорошие вещи приходят от Бога, а все таинственные и плохие вещи приходят от Дьявола. После 1900 года с появлением разнообразных дисциплин глубинной психологии многим стало совершенно очевидно, что считающиеся раньше внепсихическими и нечеловеческими источники добра и зла, в действительности, пребывали внутри человеческой психики. Бог-всевдохновитель противостоит Дьяволу-всепожирателю. Древние магические аксиомы гласят: «Demonest Deus inversus» — «Дьявол есть перевернутый Бог». Интересно, что иудео-христиано-исламская традиция единственная настаивает на приписывании качества морального зла «перевернутому богу». В даосизме инь и янь в равной степени лишены моральных качеств добра или зла, в то время 63 как в индуистской и махаянской буддийской мифологиях разрушительных и страшных божеств называют просто «разгневанными», но не «злыми». Похоже, что приверженцы этих религий неизменно признают, что именно благодаря взаимодействию обеих принципов — гневного и великодушного, человечество и космос доведены до совершенства и духовной целостности.