Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber, Telegram

Четыре возраста любви

Концепция клуба «Сновидения и Кинотерапия» проста по форме и увлекательна в развороте. Сначала сон участника, желательно большой (архетипический, с символикой коллективных праобразов). Потом сон прорабатывается в группе любым из возможных способов: погружение в пространство сна как в реальную историю с обсуждением ощущений, чувств, мыслей и догадок на тему про что это и зачем; выделение единиц сновидения и обсуждение происходящего во сне от лица того или иного персонажа; расширение пространства сновидения одного человека в коллективной психике группы. В итоге заявитель видит свой сон приумноженный проживанием и ассоциациями других участников. Потом смотрим коллективный сон, созданный культурой в лице сценариста, режиссера, оператора, актеров, зрителей и специально подобранный ведущим как продолжение сна заявителя.

Сновидения и Кинотерапия Четыре возраста любви

На последней встрече получил разрешение от участников публиковать содержание сновидений.

Итак:

Сон от 31 октября: Гетто. Полумрак. Замкнутое пространство, из которого просто так не выйти. Следят. Люди есть, но я их не вижу. Только ощущаю что они там. Вдруг я нахожу кусок порванной золотой цепочки и кольцо перстень (золото не блестит, грязное, не очищено). Обрадовалась. Взяла так, чтобы никто не видел (украдкой). Спрятала в карман. И думаю, что делать? Вынести не смогу, заметят, отберут. И носить не смогу, тоже заметят. Поймут, что обманула. Боюсь что уличат в обмане, но отдавать не хочу. И все думаю: может это золото тех, кто проходил!? Хожу мимо них, а золото в кармане. Моё внимание на карман и золото. Тревожно. Люди начали входить с другой стороны гетто. Я тоже попробовала. Вышла. Ни кто не уличил. Золото при мне. Я на свободе.Снова зашла в гетто. Понимаю. Что могу входить и выходить. Вошла. Слышу голос: "у кого что есть, можно отдавать переплавлять". Я снова сосредоточилась на кармане. И думаю: я могу и сама отдать на переплавку и ни кто не узнаёт. Им не достанется, а будет моим. Обнаруживают, что кроме перстня, у меня есть обручальное кольцо. И вижу разницу. Перстень с цепочкой тусклые, а кольцо блестит. Хочу одеть его на палец, но опасаюсь. Стою в светлом отделении гетто. У входа или выхода. Вижу Ирину (добрый человек, живет с мамой). Она в хорошем расположении духа. Смотрю на неё и мне хорошо. Понимаю, что выход открыт, могу выйти. И продолжаю думать: все отдать или не отдать. Смотрю на Ирину.

Сон про закрытое пространство, в котором есть самоощущение, голоса и ощущение присутствия кого-то еще. Сновидец определяет это пространство как гетто – место, где кого-то удерживают и откуда нет выхода. Ассоциации в группе: «надо валить оттуда», «главное выбраться отсюда», либо внутриутробное пребывание, либо материнское место в широком смысле, захваченность материнским и желание вновь возвращаться туда в регрессии.

Драгоценности, хозяин которых неизвестен, но которые хочется присвоить и никому не отдавать:

Золото не мое, но для меня, забрать в память о тех, кого уже нет, но кому они принадлежали, гестапо, чувство тревоги, что могут отнять, переплавить, вывезти, золото в грязи как смазка и кровь на теле новорожденного, подарки мужчин, кража, материнский подарок, цепочка в подарок от мачехи, которая постоянно рвалась, кому то везет, а кто-то должен брать украдкой, зарабатывать, заслуживать, эталон, ресурс, оберег, различие серебра (юношеские девические украшения) и золота (украшения для взрослой девушки, женщины), цепочка как связь с родом. В традиции дочь нередко наследует драгоценности от матери, материнский перстень, который может быть передан внучке

Идея о переплавке и опасение что-то личное и ценное будет унифицировано, превратиться в бесформенный кусок золота, лишенный личного смысла. И мы видим здесь нежелание сновидца расставаться с этим – «я сама могу переплавить это в то, что мне нужно».

Наряду с перстнем появляется обручальное кольцо.

Символика кольца универсальна и рассматривается не только как женское украшение, но и как указание на брачный союз и замужество.  Можно встречаться с мужчиной для секса, жить с ним, но пока он не подарит кольцо, предлагая выйти замуж женщина не станет женой, а он мужем. Кольцо, подаренное мужчиной - это серьезно. Особенное, судьбоносное и мистическое значение этого события не потерялось и сегодня.

В аналитической психологии символы могут маркировать социальную идентичность, Персону и внешнюю презентацию. Здесь кольца не более, чем признак достатка, благополучия, статуса и величия. А могут относиться и к глубинным уровням психики. Согласно Марии Луизе фон Франц, кольцо является символом Самости, а одевание кольца другому человеку говорит о готовности быть с ним на самом глубоком самостном уровне.

Кольцо обладает двумя основными функциями (помимо своей круглой формы, которая создает образ Самости), символизируя либо взаимосвязь (соединения), либо узы (оковы). Например, обручальное кольцо может олицетворять как единение с партнером, так и брачные оковы: поэтому некоторые люди, отправляясь в путешествие, снимают кольцо и кладут его в карман! Таким образом, все зависит от отношения человека к данному символу. Надевая женщине кольцо, мужчина, вне зависимости от того, осознает он это или нет, выражает свое желание соединиться с ней на сверхперсональном уровне, а не завязать просто мимолетный любовный роман. Он хочет этим подчеркнуть, что связь устанавливается навсегда, так как кольцо символизирует соединение через Самость, а не только через эго. Например, в католической религии брак — это таинство, а не просто союз двух эго, решивших создать, как говорил Юнг, «маленькое финансовое сообщество для воспитания детей». Если же брак есть нечто большее, тогда необходимо признать, что в нем заключено и нечто сверхличное или, говоря религиозным языком, нечто божественное; слово «навсегда» имеет здесь более глубокий смысл и означает, что в данном случае речь идет не просто о влюбленности или расчете, которые могли объединять людей до этого. Повторю еще раз, что кольцо символизирует вечный союз через Самость. По всей видимости, брак заключается ради поддержания процесса индивидуации. Подтверждение этому можно найти в ходе анализа разнообразных семейных проблем или наблюдения за человеком в последние дни перед свадьбой. Брак позволяет взглянуть на каждодневные проблемы совершенно с другой точки зрения, он формирует по отношению к ним новую установку. Но как бы то ни было,— это судьба, помогающая человеку достичь большего осознания, а не отказываться от брака при первой же трудности. Именно эта идея подчеркивается в символической форме с помощью обручального кольца, которое олицетворяет единение через Самость. 

Итак, мы уже говорим уже про драгоценность в виде отношений, кольцо не как таковое, а как символ этих отношений. Мои отношения с другим человеком является моей и его личной ценностью. Мы не одиноки, какими бы ни были. Красивыми или обычными, умными или глупыми, здоровыми или больными, молодыми или пожилыми, главное, что не одиноки.

Детско-родительская связь олицетворяется перстнем и порванной цепочкой, связь мужчины и женщины обручальным кольцом.

Далее смотрим фильм «Четыре возраста любви» (2008) – четыре новеллы, где, на мой взгляд, авторы оставляют главную идею, сквозную нить фильма на поверхности и поэтому загадка фильма не очевидна. Хочешь что-то спрятать, оставь на поверхности.




Четыре возраста любви не только про четыре возраста человеческой жизни с разными задачами, ожиданиями и тревогами, но и про то, что каждому человеку есть своя пара.

В первой новелле молодых людей связывает сексуальное влечение, вызовы и опасности, которые надо преодолеть, чтобы стать взрослыми. Во второй новелле стареющую пару — аллюзия на Моисея и Сару — связывает их многолетняя совместная жизнь, терпение и, наконец, чудо. Третья новелла про женский поиск мужчины и женского счастья. Одиночество снимается встречей двух женщин, в которой каждая дает другой недостающее. Заключительная новелла про супружескую пару навечно связанную друг с другом горем. Параллельно присутствует еще одна пара юродивого и слабоумного и мы видим, что даже выброшенные на обочину жизни люди не должны быть одиноки.

Такой фильм про драгоценность отношений - мать и ребенок, бабушка и внучка, мужчина и женщина, муж и жена, друзья, подруги, враги и другие вертикальные и горизонтальные связи.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2-18)

Если тема заинтересовала и откликается, вы посмотрите этот фильм, а сновидица увидела в нем что-то из своего прошлого и настоящего. Для встречи на Кинотерапии важно, чтобы фильм раскрывал новые аспекты текущей жизненной ситуации, расширял привычное видение и через новые смыслы давал перспективу будущего.

Психике требуется помощь в переходе из одного состояния в другое. В индивидуальном варианте такую помощь оказывают сновидения, которые мы можем запомнить и проанализировать. Ту же функцию выполняют коллективные сновидения в виде т.н. фильмов со смыслом.