Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34

История российского коллективного сознания в новогодних открытках (до 1941-го года)

Поздравительные открытки служат не только средством общения в периоды праздников, но и выходят за пределы частной жизни - выражают национальный дух и коллективные умонастроения. Новогодние открытки, посвященные празднику с религиозной подложкой отражают не только дух времени, но и т.н. дух глубин.

Новогодние открытки пришли в русскую массовую культуру из Европы. Обычай поздравлять друг друга с Рождеством красочными картинками пришел в Россию из Англии, В 1840-х здесь впервые начали выпускать первые промышленные открытки, доступные широким слоям населения. Русские купцы закупали английские, немецкие и французские рождественские открытки. Выбирали те, где не было поздравлений на «иноземном» языке и потом перепечатывали надписи на русском.

Первые российские рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия.

К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было надписи «С Рождеством Христовым!», они были по замыслу издателей и сюжетам рисунков первыми российскими рождественскими открытками.



Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. Как писало одно из издательств издательств того времени:

Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где все так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины.

К началу XX века в России был налажен выпуск иллюстрированных поздравлений c привлечением к работе В. Васнецова, И. Билибина, И. Репина, К. Маковского, А. Бенуа. Тогда же появились сюжеты, адаптированные ко вкусу отечественного потребителя: пейзажи зимней природы, заснеженные купола церквей, бытовые сценки, очень близкие по духу к народному лубку.



На дореволюционных открытках в основном изображали пасторальные, любовные, домашние, куртуазные, прагматичные сюжеты и маленьких детей разных сословий.





После революции 1905 года народные волнения удалось утихомирить и жизнь оставалась относительно стабильной.





На открытках как и сегодня размещали животных символов года, а 1913-й год был как и наступающий 2019-й годом свиньи.


Отношение к свинье в России и на Западе заметно отличалось. В западном представлении свинья, а также боров и кабан - символы плодородия, процветания и материального благополучия. А вот на российских дореволюционных открытках свинья чаще всего ассоциировалась с чувственностью, разнузданностью, жадностью, нечистоплотностью, алчностью, прожорливостью.



Вряд ли за последние сто лет наше коллективное бессознательное значительно изменилось. Наша очередная попытка стать прагматичными европейцами провалилась и не исключено, что культурный код столетней давности будет управлять нами и сегодня.



Вернемся к истории. В Европе Первая Мировая война 1914-1918 гг. Немецкие слоны не принесут счастье России и надежды на хороший Новый год лопнут как мыльные пузыри.



Патриотическая пропаганда не вдохновляла крестьян. Сидя в окопах они думали не столько о героических победах во славу российского государства, сколько про оставленные в деревне наделы земли.




Большевистский переворот 17-года покончил с Российской империей, монархией и господами. Была прервана традиция посылать новогодние и рождественские открытки. В 1923 году был издан циркуляр, где речь шла о том, что бытовая обстановка рождественского праздника со святочными рассказами и елками со свечами вредно влияет на воспитание детей. Развернулась кампания по дискредитации новогодних праздников. Под страхом уголовного преследования оказалась не только елка и новогодние игрушки, но и любимые народом новогодние открытки как атрибуты буржуазного образа жизни.


Более 10-и лет РСФСР и СССР обходились без поздравительных новогодних открыток и буржуазного праздника. Лишь в 1935 году декретом Совнаркома было возвращено празднование Нового года, разработаны новогодний ритуал и символика для формирования нового коллективного сознания. Возродилось и печатание новогодних почтовых карточек. Кремль тот же, то же поздравление, изменилась государственная символика и появились "товарищи".


До 1939 года новогодние открытки выпускались небольшими тиражами, но уже на многие последующие десятилетия был задан стандарт изображения кремлевских звезд и курантов. Этим подчеркивалось, что Новый год приходит не со звоном церковного колокола, а под бой часов на Спасской башне Московского Кремля.




Идеологически выверенные советские сюжеты сохранили ощущение праздника, но ангелов на елке, Деда Мороза и снежинок заменили физкультурники, пионеры и танцующие советские люди.

Архаичное божество из потустороннего мира будет снова востребовано лишь в годы следующей войны.