Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

Лечение страданием

«Если человек инфантилен, он будет страдать из-за частых перепадов настроения, испытывая постоянную боль. Это правильно, поскольку единственный способ избавиться от инфантилизма – вылечить его страданием. Если человек страдает достаточно долго, он развивается; другого пути решения этой проблемы не существует. Инфантильное ядро неизбежно испытывает мучительные страдания.

… если вы недостаточно зрелый человек, вы не можете говорить о том, что вас тревожит. Постоянно приходится видеть, как человек начинает плакать, стоит задеть что-то уязвимое и инфантильное. Пациенты, проходящие анализ, могу годами скрывать свои слабые места не потому, что хитрят или вытесняют проблему. Когда все-таки уязвимое выходит наружу, пациенты начинают говорить: они знали, что начнут плакать, поэтому что же хорошего в том, что аналитик затронул больное место, ведь любой разговор в таком случае заканчивается слезами и т.п. Зная и предвидя свою реакцию, они все время откладывают решение проблемы, но это значит, что развития не происходит. Но больное место должно выйти на поверхность, а пациент – испытать страдания; это единственный способ, который может помочь.

Сдерживание чувств не решает проблему – подавленный ребенок продолжает плакать или злиться в углу. Чувства нельзя просто так отделить от себя (split off). Наоборот, необходимо быть как можно ближе к этому подавленному ребенку, так как потеря контакта с уязвимым может означать потерю контакта с подлинной личностью человека. Однако давать волю своему слабому месту тоже нельзя. Мой опыт говорит о том, что инфантилизм необходимо переживать в страданиях и муках до тех пор, пока эта часть твоей личности не возмужает… мужчина [женщина, человек] должен пройти через серьезные эмоциональные переживания и разочарования… именно тогда он становится эмоционально зрелым. Однако, если он притворяется рассудительным и подавляет свои инфантильные чувства, никакого развития не происходит. Поэтому полезнее, если инфантилизм человека оказывается очевидным, и тогда пусть лучше он его выстрадает, чем подавит, став рассудительным… Следовательно, лучше, если человек ведет себя как ребенок и получает по шее от окружающих и тех, с кем часто общается: ответная реакция со стороны других заставляет его страдать, и тогда prima material медленно трансформируется.

Ребенок внутри взрослой личности – это источник страданий, он страдает оттого, что взрослая часть личности может принимать жизнь такой, какая она есть, а следовательно не испытывать сильных мучений. Детские же страдания намного хуже – они суть подлинные страдания, хотя могут быть вызваны сущим пустяком, например, необходимостью идти спать, когда еще хочется поиграть. Все мы можем вспомнить сильные разочарования, которые испытывали в детстве. Если оглянуться назад, все они оказываются мелочами, но в детстве – в тот самый момент – страдания были неподдельными. Так происходит потому, что ребенок есть целостная личность и целостен в своих реакциях; следовательно, если у него отнимают игрушку, это значит, что у него отнимают весь мир. Именно ребенок не может принять реальность и, находясь внутри взрослого человека, реагирует как малыш, заявляя: «Я хочу все это и если не получу, то для меня наступит конец света. Тогда все будет потеряно». Именно так выглядит истинное ядро личности, которое является источником страданий. Можно сказать, что все то, что в человеке является подлинным и по-детски наивным, становится для него источником страданий. Многие взрослые отделили от себя эту часть личности и тем самым остались в стороне от процесса индивидуации [прохождения своего пути полной самореализации и осознание своей психологической уникальности в возможностях и ограничениях]. Ведь если человек принимает внутреннего ребенка вместе со страданиями, которые тот причиняет, это значит, что происходит процесс индивидуации».


М.Л. фон Франц