Дух покровитель и крестные родители
Тот, о ком пойдет речь, является редким гостем, но его появление всегда переживается как что-то очень значительное. Назовем его Духом Покровителем или Внутренним Спасителем.
Согласно аналитику Дж. Холлису признаками появления Духа Покровителя являются три качества переживания: резонанс, глубина и таинство (нуминозность).
-
Так как духовная энергия мимолетна и невидима, мы можем заметить ее только в образах. Религиозные традиции, безусловно, дают нам огромное количество величественных образов, с прикосновением к которым душа начинает резонировать.
-
Проявление Духа помощника улавливается на самом глубоком уровне переживаний, где нет никаких традиций, исторических и культурных рамок, и где возникает совершенно отчетливое понимание, что все видимое одухотворяется невидимым.
-
Третьим признаком является чувство тайны, которую никогда не удастся разгадать полностью, и остается только признавать ее наличие.
Еще применительно к Духу Покровителю говорят о свете, духовном свечении, которое глубоко меняет ум, душу и тело и заставляет испытывать восторг. Если вы не духовидец, а обычный человек (впрочем, и с обычными людьми случаются необычные вещи), то с Духом Покровителем, скорее всего, вы знакомы лишь опосредовано благодаря намекам, существующим в культуре и образам, вписанным в мифологию.
Самым привычным представителем Духа Покровителя являются крестный отец или крестная мать - духовные дополняющие биологических родителей. В то время как последние заняты воспитанием и социализацией ребенка, на крестных возлагается обязанность заботиться о душе ребенка и помогать в развитии личностного духа. При этом главным крестным признается крестный родитель одного с ребенком пола.
Даже если человек живет в другой культурной традиции или не имеет крестного (крестной), это не означает, что он лишен этой важной для развития фигуры. Просто она не воплощена в физическом присутствии и невидимо инсталлирована в психике.
Ощущение двойного родительства является инсайтами детей и связано с недостаточностью чувства защищенности, которое могли бы дать реальные родители. Насилие, с которым ребенок сталкивается в родительской семье, пробуждает в бессознательных переживаниях величественный образ Небесного Божественного Родителя, дающего жизненные силы и устойчивость. Крестный это не только образ, навеянный культурой, но и смутные детские фантазии о том, что в данной семье я приемный ребенок, а мои настоящие отец и мать иные, обладают более высоким статусом. Важно и то, что это не демонический защитник, описанный Дональдом Калшедом, а более светлая фигура бескорыстного помощника.
Широкая представленность в культуре темы небесных родителей является прямым свидетельством универсальности и значимости этого мотива для психологического развития человека. Неуловимость этих внутренних покровителей преодолевается при обращении к культурным образцам, в которых они обретают зримое выражение. Примеров можно приводить бесконечно много, остановимся лишь на некоторых.
Духовные отец и мать представлены в частности в образах карт Таро:
Верховная жрица - воплощение знания, интуиции и мудрости. Карта свидетельствует, что искомое внутри нас, в бессознательном. Жрица олицетворяет не власть, а понимание устройства мира, ясновидение, терпение, доброту, умение прощать, задатки альтруизма, источник исцеления. Очевидно дополняющее значение этой духовной родительницы к реальной матери, которая не всегда обладает такими возвышенными качествами.
Верховный жрец - олицетворяет мир веры, основанной на непоколебимости избранных ценностей. Это духовный мастер, действующий как посредник между человеческим и божественным.
Тема двойного родительства не остается без внимания в художественном творчестве. Духовное и земное материнское начало представлены в картине Леонардо да Винчи
Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте. Он был незаконнорожденным ребёнком и с трёх лет воспитывался в семье отца. Фрейд считает, что Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают «двух матерей» художника - мачеху и родную мать.
Прообразом крестного отца в Евангелии является Иоанн Креститель. Олицетворяя собой совесть человека, он и есть первый Спаситель, живущий в каждом из нас. Сам Христос говорил о нем: «Над рожденными женами выше не было человека».
Митрополит Антоний Сурожский говорит об Иоанне Крестителе следующее:
В дохристианские времена в мифологии разных народов связующую роль с Всевышним, функцию покровительства и открытие духовности выполняли посланники и посредники:
- Тот (Древний Египет),
- Гермес (Древняя Греция),
- Меркурий (Древний Рим),
- Велес (cлавяне),
- Один (скандинавы) и др.
Несмотря на то, что все посредники представлены мужскими образами в частной жизни отдельного человека и в персональном наставничестве они разделяются на крестных отца и мать. Даже в патриархальной культуре отдается дань женщинам, особенно когда речь идет о материнстве.
В любые времена и в разных одеждах крестные служат одухотворению природы и связь с ними переживается духовно. Появление Покровителя сопровождается переживанием подъема и душевного трепета, тонкого беспокойства и восторга от прикосновения к чему-то доброму, большому и величественному. Дух Покровитель обладает освобождающим и спасительным воздействием - ведет к внутренней целостности, особенно в моменты дезинтеграции.
В этом же состоит и духовная целительная миссия крестных родителей, чья роль становится особенно значимой, если обычные родители не обладают достаточным ресурсом любви и мудростью.
Большое количество современных мужчин и женщин даже из благополучных семей с особым теплом вспоминают опыт общения с бабушкой или дедом. И в этом также звучит мотив духовного покровительства:
Чувствуя поддержку прародителей, люди получают от них что-то неизъяснимо важное и умиротворяющее.
Это работает при условии, что вектор жизни, направлен от прошлого к будущему, при сохранении иерархии и порядка заботы. Не дети отдают себя в услужение родителям, а взрослые нянчатся и оберегают детей, видят в них свое продолжение после смерти. Ребенок, выросший в таких условиях, даже встречаясь с серьезными трудностями в жизни, находит силы, чтобы справляться с ними самостоятельно. Он благословлен на жизнь.
Почти во всех случаях обращения за психологической помощью к специалисту имеет место нарушение естественной передачи любви от поколения к поколению. В таких случаях наставником, чем-то напоминающим крестного должен стать профессионал. Его кабинет на время встречи превращается в ярангу с очагом, деревенскую избу с печкой, святилище с алтарем – в сакральное пространство, внутри которого действует одушевляющая сила диалога, где нет привычного разделения на плохое и хорошее, а вместе с этим нет осуждения; место, в котором изменяется время, где прошлое, настоящее и будущее соединяется в одном смысловом поле, где можно предвидеть и восстанавливать потерянную целостность.
© Сергей Дрёмов (20.10.2016 г.)