Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber, Telegram

Дух покровитель и крестные родители

Тот, о ком пойдет речь, является редким гостем, но его появление всегда переживается как что-то очень значительное. Назовем его Духом Покровителем или Внутренним Спасителем.

Согласно аналитику Дж. Холлису признаками появления Духа Покровителя являются три качества переживания: резонанс, глубина и таинство (нуминозность).

  1. Так как духовная энергия мимолетна и невидима, мы можем заметить ее только в образах. Религиозные традиции, безусловно, дают нам огромное количество величественных образов, с прикосновением к которым душа начинает резонировать.

  2. Проявление Духа помощника улавливается на самом глубоком уровне переживаний, где нет никаких традиций, исторических и культурных рамок, и где возникает совершенно отчетливое понимание, что все видимое одухотворяется невидимым.

  3. Третьим признаком является чувство тайны, которую никогда не удастся разгадать полностью, и остается только признавать ее наличие.

Еще применительно к Духу Покровителю говорят о свете, духовном свечении, которое глубоко меняет ум, душу и тело и заставляет испытывать восторг. Если вы не духовидец, а обычный человек (впрочем, и с обычными людьми случаются необычные вещи), то с Духом Покровителем, скорее всего, вы знакомы лишь опосредовано благодаря намекам, существующим в культуре и образам, вписанным в мифологию.

Самым привычным представителем Духа Покровителя являются крестный отец или крестная мать - духовные дополняющие биологических родителей. В то время как последние заняты воспитанием и социализацией ребенка, на крестных возлагается обязанность заботиться о душе ребенка и помогать в развитии личностного духа. При этом главным крестным признается крестный родитель одного с ребенком пола.

Даже если человек живет в другой культурной традиции или не имеет крестного (крестной), это не означает, что он лишен этой важной для развития фигуры. Просто она не воплощена в физическом присутствии и невидимо инсталлирована в психике.

Ощущение двойного родительства является инсайтами детей и связано с недостаточностью чувства защищенности, которое могли бы дать реальные родители. Насилие, с которым ребенок сталкивается в родительской семье, пробуждает в бессознательных переживаниях величественный образ Небесного Божественного Родителя, дающего жизненные силы и устойчивость. Крестный это не только образ, навеянный культурой, но и смутные детские фантазии о том, что в данной семье я приемный ребенок, а мои настоящие отец и мать иные, обладают более высоким статусом. Важно и то, что это не демонический защитник, описанный Дональдом Калшедом, а более светлая фигура бескорыстного помощника.

Широкая представленность в культуре темы небесных родителей является прямым свидетельством универсальности и значимости этого мотива для психологического развития человека. Неуловимость этих внутренних покровителей преодолевается при обращении к культурным образцам, в которых они обретают зримое выражение. Примеров можно приводить бесконечно много, остановимся лишь на некоторых.

Духовные отец и мать представлены в частности в образах карт Таро:

Верховная жрица - воплощение знания, интуиции и мудрости. Карта свидетельствует, что искомое внутри нас, в бессознательном. Жрица олицетворяет не власть, а понимание устройства мира, ясновидение, терпение, доброту, умение прощать, задатки альтруизма, источник исцеления. Очевидно дополняющее значение этой духовной родительницы к реальной матери, которая не всегда обладает такими возвышенными качествами.

Верховный жрец - олицетворяет мир веры, основанной на непоколебимости избранных ценностей. Это духовный мастер, действующий как посредник между человеческим и божественным.

Тема двойного родительства не остается без внимания в художественном творчестве. Духовное и земное материнское начало представлены в картине Леонардо да Винчи

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». Изображенные на ней две женские фигуры, объединенные общим контуром, есть небесная и земная матери Христа. Мария, когда она наклоняется вперед, чтобы взять дитя, представляют материнский, элементарный характер женского начала; святая Анна обитает в духовном, трансформирующем царстве Софии» (Э.Нойман).

Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте. Он был незаконнорожденным ребёнком и с трёх лет воспитывался в семье отца. Фрейд считает, что Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают «двух матерей» художника - мачеху и родную мать.

Прообразом крестного отца в Евангелии является Иоанн Креститель. Олицетворяя собой совесть человека, он и есть первый Спаситель, живущий в каждом из нас. Сам Христос говорил о нем: «Над рожденными женами выше не было человека».

Митрополит Антоний Сурожский говорит об Иоанне Крестителе следующее:

По свидетельству Господню никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух... И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым, - делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек…? Вот будем часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного…

В дохристианские времена в мифологии разных народов связующую роль с Всевышним, функцию покровительства и открытие духовности выполняли посланники и посредники:

  • Тот (Древний Египет),
  • Гермес (Древняя Греция),
  • Меркурий (Древний Рим),
  • Велес (cлавяне),
  • Один (скандинавы) и др.

Несмотря на то, что все посредники представлены мужскими образами в частной жизни отдельного человека и в персональном наставничестве они разделяются на крестных отца и мать. Даже в патриархальной культуре отдается дань женщинам, особенно когда речь идет о материнстве.

В любые времена и в разных одеждах крестные служат одухотворению природы и связь с ними переживается духовно. Появление Покровителя сопровождается переживанием подъема и душевного трепета, тонкого беспокойства и восторга от прикосновения к чему-то доброму, большому и величественному. Дух Покровитель обладает освобождающим и спасительным воздействием - ведет к внутренней целостности, особенно в моменты дезинтеграции.

В этом же состоит и духовная целительная миссия крестных родителей, чья роль становится особенно значимой, если обычные родители не обладают достаточным ресурсом любви и мудростью.

Большое количество современных мужчин и женщин даже из благополучных семей с особым теплом вспоминают опыт общения с бабушкой или дедом. И в этом также звучит мотив духовного покровительства:

"Я впервые в жизни в открытую призналась в том, что до 23-х лет "разговаривала" с бабушкой, хотя никогда не знала ее в живую... Считала, что это НЕ НОРМАЛЬНО... Может быть поэтому мне было тяжело открыться друзьям, сверстникам, потому что боялась, что будут насмехаться, объявят дурочкой и я стану еще больше изгоем. В университете, в другом городе моя связь с ними усилилась, я просто "поймала волну". Я могла куролесить до самого экзамена, прогуливать, "забивать", а потом прийти и сдать на "5". Не подумайте, что я вообще не училась, просто это мне давалась настолько легко и просто, что вызывало зависть у окружающих. Мне всегда говорили: "Как ты так можешь, тебе везет". "Уметь надо!", - говорила я и мысленно благодарила дедушку и бабушку".

Чувствуя поддержку прародителей, люди получают от них что-то неизъяснимо важное и умиротворяющее.

Это работает при условии, что вектор жизни, направлен от прошлого к будущему, при сохранении иерархии и порядка заботы. Не дети отдают себя в услужение родителям, а взрослые нянчатся и оберегают детей, видят в них свое продолжение после смерти. Ребенок, выросший в таких условиях, даже встречаясь с серьезными трудностями в жизни, находит силы, чтобы справляться с ними самостоятельно. Он благословлен на жизнь.

Почти во всех случаях обращения за психологической помощью к специалисту имеет место нарушение естественной передачи любви от поколения к поколению. В таких случаях наставником, чем-то напоминающим крестного должен стать профессионал. Его кабинет на время встречи превращается в ярангу с очагом, деревенскую избу с печкой, святилище с алтарем – в сакральное пространство, внутри которого действует одушевляющая сила диалога, где нет привычного разделения на плохое и хорошее, а вместе с этим нет осуждения; место, в котором изменяется время, где прошлое, настоящее и будущее соединяется в одном смысловом поле, где можно предвидеть и восстанавливать потерянную целостность.

© Сергей Дрёмов (20.10.2016 г.)