Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

Жертва, Контролер, Спаситель как внутренние объекты

Созависимые отношения разворачиваются в отношениях (в межличностном пространстве), но до этого они уже присутствуют внутри (в инрапсихическом пространстве). Как и во многом здесь действует универсальный принцип «что снаружи, то и внутри».

Прежде чем заниматься анализом взаимоотношений, нужно подробно исследовать свой внутренний мир – то, что мы несем в отношения с Другими. Рассмотрим образы жертвы, контролера и спасителя, которые потом облекаются в особенности поведения и стиль взаимоотношений...

Жертва

Она всегда первична. Это ипостась ребенка, чье детство было наполнено явным и неявным насилием — (см. Привычное насилие в родительской семьей. Это ребенок со свойственным ему магическим мышлением, ощущением всемогущества до мегаломании. Чтобы соприкоснуться с этим переживанием вернитесь к древним представлениям о том, что Солнце вращается вокруг Земли. Это и есть естественное для младенческого периода ощущение своего Я в центре мира.

В такой позиции ребенок воспринимает себя причиной ВСЕГО: всего плохого и всего хорошего, что происходит вокруг него. Меня любят, значит я волшебное создание, меня отрицают – я ничтожество. Я повелеваю и распоряжаюсь всем, в том числе своей жизнью. Не зная слова «магия» ребенок уже мнит себя магом. Белым, розовым или черным в зависимости от обстоятельств.

Все это очень сильно отличается от ответственной позиции взрослого, от взрослой скромности и понимания своих ограничений. Когда ребенок в очень раннем возрасте сталкивается с состояниями небезопасности или встречается с тем, что не все его желания удовлетворяются, он испытывает фрустрацию, негодование и по-детски проявляет ярость.

Требовательный плач ребенка вынимает из родителей душу. Детское несогласие и негодование изначально направлено на мать. Но очень быстро защищая свой внешний мир в лице матери или, замечая неизбежность отказов, ребенок приходит к очень важной трансформации в своей психике. Агрессия возвращается «бумерангом» назад и во внутреннем мире формируется и прочно вживается Нечто.

Страхи перед внешним миром сменяются Тревогой, поселяющейся в душе, непонятным ощущением неизбежности катастрофы и бесконтрольным страхом перед мифическими «силами - существами», живущими под кроватью.

Контролер

Внутренний голос, говорит, что мы справимся, и мы будем жить, чего бы это ни стоило. Цена такой «самостоятельности» и выживания не шуточная. Она равна цене сохранения жизни. Защитив свою жизнь от внешних реальных и иллюзорных «врагов», ребенок приобретает не только защитника, но и демоническую фигуру контролера (агрессора, тюремщика, мучителя). В самой глубине психике (в глубокой пещере, за высоким забором, в башне, на загадочном волшебном острове) создается надежное убежище, и там скрывается маленький король, прекрасная девушка, аленький цветочек и другие образы инфантильного идеала совершенства.

Внутренний контролер (ведьма, мачеха, дракон, чудовище, демон) убеждает, что его зашита, которой сопутствуют ограничения, подавление, жестокост и преследование лучше, чем опять оказаться в зависимости от кого-то извне. Самоконроль и самонаказание менее «унизительно», чем подчинение кому-то, а перфекционизм как апогей самоконтроля становится достоинством человека.

Внутренний Демон обладает качеством близкого родственника и вызывает безусловное доверие.

https://www.youtube.com/watch?v=md8Oh3swZoY

Формируется у-беждение (быть у беды), что лучше я сам буду себя наказывать, сам буду истязать себя, сам буду критиковать и унижать себя, сам буду причинять себе вред и даже убью при необходимости, но при этом сохраню самую сокровенную часть своей души. В этом мазохизме присутствует значительный момент наслаждения и отстаивания своей самостоятельности и независимости.

Внутренний контролер привносит чувство самодостаточности жертвы, цементирует чувство собственного Я. В общении с другими просьбы жертвы формальны, а помощь всегда отвергается. Попросить кого-то о помощи крайне сложно, кажется унизительным и совсем не нужным. О помощи позаботиться контролирующий демон Защитник — будет ссылка. И он будет сохранять свою силу до тех пор, пока человек не осознает ту великую цену, которую берет демон за выживание и защиту. Пока не появятся добрые силы, искреннее, добро-вольное желание открыться и выйти на белый свет.

Спаситель

Страстно нуждаясь в спасителе и ожидая освобождения, человек проецирует свое желание на других и следует логике, что он выживет, лишь спасая других. При этом потребность в спасении себя осознается лишь при разоблачении лживости контролера - внутреннего Демона, который будет говорить, что у нас то уже все случилось, все состоялось, помогай и спасай других. Буквально то, что услышал от женщины с высочайшей степенью зависимости: «мне бы им помочь, а сама я сильная, если не справлюсь, то из окна выброшусь». Это слова внутреннего демона, который предстает в образе фиктивного спасителя.

Настоящий внутренний спаситель —(см. Дух покровитель и крестные родители (С. Дрёмов), сильный и отказывающийся от сомнительных сделок стоит на стороне не выживания, а жизни. Он незаметен, пока человек охвачен мнимыми страхами, виной, пребывает в унынии и живет с недоверием. Кроме того, в сознании человека он вытеснен демоническим Контролером, который внушает, что это ты являешься спасителем, это твое маленькое «я» призвано спасать, выгораживать, идеализировать и/или унижать других. В том числе своих родителей.

Про настоящего Спасителя, волшебника, мудрого старца, про твою истинную Самость имеет смысл начинать разговор лишь после осознания обычности и ограниченности своего сознательного «я». На этом пути взросления и трансформации много разочарований, отказов от комфортного и привычного, развенчание многих своих удобных иллюзий. Но это именно Тот Путь, которого можно удостоится, если ты настоящий исследователь, искатель и путешественник.

© Сергей Дрёмов (11.01.2017 г.)