Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

Архетип феминного


Современная цивилизация помимо комфорта принесла людям обесценивание феминного. Не женского, в котором фиктивная феминность породила феминизм и женское доминирование, а феминного как чувствительности, мягкости, пластичности, сбалансированности, солидарности, способности принимать и давать...

Феминность иррациональна и стихийна. Потому это сложная тема для рациональных людей. Феминность вне науки и поэтому все ее измерения бесполезны. Она улавливается лишь интуитивно и на уровне ощущений.

Феминное и ее противоположность маскулинное предшествуют гендерному разделению на мужское и женское. Это архетипические принципы упорядочивания мира. Феминное присуще мужчинам, как и маскулинное женщинщам. Вопрос в соотношении и пропорции. Феминное в индивидуальной душе у мужчин и женщин это то, что связывает их вместе ради жизни на Земле. Феминное в женщине очаровывает мужчин, а в мужчине делает его поэтом, художником и творцом.

Феминное не является вторичным к материнскому. Доминирование матери в семье является не силой материнства, а вынужденной гиперадаптацией женщин к патриархальным устоям. Отцы попадают в услужение к матерям и вместе они в одинаковой степени подозрительно относятся к феминному. Мать, лишенная феминного встает на отцовское место и формирует негативный материнский комплекс у детей.

Мальчики, облаченные светской, религиозной и прочей властью реагируют на феминное страхом и нападением. Угли костров инквизиции, на которых жгли ведьм, тлеют до сих пор и вспыхивают пожарами то там, то тут. Все подавленное приобретает демонические черты, возвращается в ночных кошмарах, симптомах психических расстройств и технологических катастрофах.

Вытеснение феминного в Тень превращает женщину в Медузу Горгону, паучиху Арахну, Медею, убивающую детей. Мужчины лишенные феминного ходят друг на друга с членами наперевес, воруют, мстят, убивают, развязывают войны и лишают будущего своих детей.

Конфликты в современных семейных парах направлены на уничтожение феминного. Насилие над женщинами, болезни, зависимости и ранние смерти мужчин это слепота перед феминностью. Страхи и агрессия женщин, манипулирование, использование мужчин, созависимость в отношениях – это недоверие к феминному в себе. При утрате феминного в женщине она превращается в подчиненное средство воспроизведения поколений. В лучшем случае - партнером мужчин в их играх.

Феминное это не столько человеческие качества, сколько природные. Природа, лишенная феминного становится природными ресурсами и предметом торговли. Феминны реки, озера, утренний туман, трава, цветы… Феминное в мифологиях это Эрос, связывающий все живое. Мы узнаем желаемые качества материнства и Матери Природы – питающей, порождающей, вдохновляющей, обновляющейся. Но теряем из виду, что Природа дышит феминностью. Феминность – архетип, проявляющийся в природном многообразии.


«Сны» (реж. А. Куросава, 1990)

Рациональное, разумное в старости может превратиться в безумие, а феминное делает стариков мудрыми. Девяностолетний Акира Куросава, представитель маскулинной японской культуры, переживший II Мировую войну и ядерные взрывы возвращает нас к идее сохранения феминного. Вместе с этим он показывает праздничную похоронную процессию, самые радостные похороны из когда-либо показанных в кино. Здесь нет традиционных плакальщиц, печали, заунывных погребальных песен, бормотания священников, окаменевших мужских лиц и традиционного восхваления покойника. Смерть человека, прожившего в гармонии с феминной энергией Природы, показана как переход и праздник встречи феминного и маскулинного:

- Как называется эта деревня?
- У неё нет названия. Мы просто называем её Деревня. Так мы ее зовем. Кто-то называете деревней Водяных мельниц.

- Электричества у вас нет?
- Оно нам не нужно. Все мы слишком привыкли к удобствам, думают, что удобство это лучше, а по-настоящему хорошие вещи выбрасывают.
- А как же свет?
- Для света у нас льняное масло и свечи. Ночью бывает темно. А как же, на то она и ночь. Зачем ночью быть ясной как день, я бы е хотел, чтобы ночью горели фонари, чтобы не было видно звезд.
- У вас тут поля, а тракторы на них не работают.
- Нам трактора не нужны, у нас коровы, лошади.
- А топливо какое?
- Топливо? Дрова большей частью. Но мы не любим срубать деревья, они и так падают, сами по себе. Потом мы их рубим на поленья и топим печки. Из деревьев получаются угли, так, что несколько деревьев могут дать столько же тепла, сколько целый лес. Да и лепешки коровьи хорошее топливо.
Мы стараемся жить как раньше в мире с Природой, как положено. Сегодня люди забыли, что они всего лишь часть Природы. Природу они разрушают, убивают то, от чего и зависит наша жизнь. Все время думают, что придумают что-нибудь лучшее, особенно ученые. Может они, конечно, и умные люди, но большинство из них не понимают, что у природы есть сердце. Они изобретают всякие штуки, которые делают человека несчастным и сами так гордятся этими изобретениями. И хуже всего, что все остальные относятся к этому как к чуду. Они на них просто молятся. Они не знают, что если потерять Природу, они все погибнут. Они не видят этого. А ведь для человека самое важное – чистый воздух и чистая вода, деревья, трава, в которой все растет.

Последний сон. (Водяные мельницы) Акира Куросава.



В современном мире архетип феминности проявился в технологиях. Мы потеряли телепатию, но изобрели неизвестные ранее средства коммуникации – азбуку Морзе, телефонную связь, сеть интернета, передачу изображений и информации. Коммуникация исходно феминна. Вопрос как она будет использована, что победит: информация - истинная феминность или дезинформация, фэйки - фальшивая феминность?

Это зависит от искусства, гуманитарного образования и гуманитарных наук, где феминность проявлена в понимании символического и поиске смыслов. Смыслы, соединяющие ткань времен дают надежду на будущее – надежда тоже феминна. Психология, возвращающая феминное в жизнь, возвращает в науку душу – psyche феминна и человека. Оживляет мертвых, соединяет разрозненные части души, душу с телом, человека с человеком, людей с Миром.

© Сергей Дрёмов (13.09.2017 г.)