Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34

Чрезмерный стыд


Быть взрослым и проявлять слабость не принято и стыдно. Для некоторых людей это подобно тому, чтобы выйти на улицу голым. Кто-то увидит меня неприкрытым в психологической наготе, со страхами и сомнениями, со слезами, глупыми детскими мечтами и надеждами. И если увидят, то, наверняка, отвернутся и оставят в одиночестве как когда-то того ребенка.

И тогда я исчезну как Алиса из детской повести, которая существует лишь с сновидении другого и исчезнет, когда сон развеется. В этом состоит глубинный феномен чрезмерного стыда – я настолько несовершенен и плох, что меня бросят и я исчезну. Существует тысячи страхов и стыд сопровождается страхом быть брошенным. Стыд очень близко соприкасается со страхом смерти. Будучи брошенным и в одиночестве, когда меня никто не видит и не услышит, когда отсутствуют даже умозрительные связи с другими, я превращусь в привидение, человека невидимку и меня не будет.

В наличии этого стыда не нужно признаваться другим и даже самому себе. Надо выстроить оборонительную систему, обзавестись Защитниками с магическими способностями прятать уязвимость и стыд. Нужно сформировать подходящие представления о себе, о других и мире, которые позволят завернуть и спрятать стыд в комфортные одежды.

Если не получится укутать его, то хотя бы спрятать за занавесом других менее разрушительных чувств – прикрыть виной, обидой, злостью… Можно убежать от него, прячась в жизни других людей, доказывая, утверждая и приучая их, что вы без меня не сможете. 

Защит и защитников от стыда много, но дело не в них, а в том, что прячась от своего стыда, мы перестаем жить, теряем себя, создаем личину - ложную фиктивную личность, под которой настоящее лицо маленького испуганного ребенка, считающего себя плохим.

Во всех этих случаях мы говорим о чрезмерно стыде, который вызывает чрезмерные защиты и созависимость - слишком большую привязанность и безумную тягу к другому.