Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34

47. Повелительница Воздуха (Королева Эльфов)


Формула типа

Повелительница Воздуха как воплощение Воды Воздуха (связь чувства и мышления).

Типология К.Г. Юнга - Интровертный мыслительный тип:
Ведущая функция – интровертное мышление.
Первая дополнительная функция - экстравертная сенсорика.
Вторая дополнительная функция – интровертная интуиция.
Подчиненная функция – экстравертные чувства.

ISTJ — один из шестнадцати типов личности типологии Майерс-Бриггс (MBTI).
I — интроверсия — восполняет энергию, находясь наедине с собой;
S — сенсорика — сосредотачиваются на фактах и деталях, а не на идеях и концепциях;
T — мышление — принимают решения, основанные на логике и разуме;
J — суждение — предпочитают планировать, а не действовать спонтанно.
ISTJ относятся к группе практиков и являются самими рациональными и неуступчивыми из ее представителей.


Характеристика типа

Повелительница Воздуха, как и любая другая королева, олицетворяет накопление, усвоение и распределение энергии своей стихии внутри своей семьи. В случае со стихией Воздуха это служение реализуются через функцию интровертного мышления. Повелительница следит за порядком в собственной голове, строго следует логике, ее мышление структурировано и нормативно. С этими же мерками она подходит к другим и стоит на страже знания и порядка как высших ценностей.

Она хорошо чувствует себя в одиночестве наедине со своими мыслями и внутренний диалог для упорядочивания мыслей ее привычное времяпрепровождение. Со стороны она выглядит созерцательной, и кто знает, куда погружается она в своем уединенном размышлении, в рай или ад.

Глядя на меч в ее руках — символ мыслительной деятельности — можно предположить, что для нее чрезвычайно важно держать свои мысли в чистоте и следить за точностью формулировок и ясностью понятий. При этом она всегда сосредоточена на субъективной стороне дела и порой настолько погружена в теорию, что игнорирует практику и объективные факты реальности. Если вы готовы взять ее в проводники и последовать за ней, то для верного ученика, она будет терпеливым проводником в сферы априорного знания и чистого разума.

Женщинам типа Повелительницы Воздуха легко подчиняются, ищут у них материнского покровительства и отцовской протекции. Свои мысли они выражает четко, кратко, прямо и по делу, в дискуссиях она точна, красноречива, иронична, утонченно груба, изысканно матерщина, бьет «не в бровь, а в глаз», не в живот, а по яйцам и редко промахивается мимо цели. Она вообще редко ошибается при условии, что разговор не выходит за рамки ее вотчины – логических выкладок и четко очерченного поля рассуждений.

Своим долгом она считает превзойти других в интеллекте и образованности. Это может восприниматься как высокомерие и заносчивость (отчасти так и есть), но на более глубоком уровне здесь все же присутствует служение идеалам истины и рациональному знанию. Повелительница Воздуха отстаивает дух своей стихии независимо от того, что чувствуют по этому поводу другие. Не мудрено, что как любая идеалистка она может перейти в состояние фанатизма.

Для всех королев, какой бы стихией они не управляли, внутренней стихией будет Вода, которая символизирует понимание, проникновение, помощь. Познание законов равновесия, возможность созидать не только себя и гармонию в семье, но и привносить энергию в мир, чтобы сблизить окружающую действительность с внутренним эталоном уравновешенности.

Сочетание стихий Воды и Воздуха обеспечивает способность пройти за границы практического мышления в область т.н. «чистого разума», пропитаться наплывом идей (порождающая Вода), развеять туман и рассмотреть их в полной ясности со всех сторон (анализ Воздуха). Это существенное добавление к мужской воздушной стихии Воздуха, благодаря которому «увлажняется» сухая стихия, устанавливаются связи между чувствами и мышлением и происходит рождение нового. На это неспособен даже ее партнер, для которого разумность является категоричным императивом, вытесняющим все прочее. Задача Повелительницы Воздуха – человека мыслительного типа состоит в том, чтобы облечь чувства в красоту мысли. Ну а уж как происходит такая «пропитка» вопрос второй.

Пословица «ум сердцу не товарищ» напоминает сложность задачи, которая стоит перед Повелительницей Воздуха. Но сложно не означает невозможно, если сохраняется способность решать проблемы при помощи логики и есть доброжелательная эмоциональная поддержка со стороны, помогающая не утонуть в глубине сомнений.


Социальная роль и отношения

Женщина - Повелительница Воздуха больше Жена, чем Мать (Земля), больше Жена, чем Любовница (Вода) и чем Предприниматель или Политик (Огонь). Называя ее женой мы имеем ввиду не только и даже не столько служение мужу. Прежде всего она супруга Логоса и замужем за Разумом, которому служит независимо от супружества в обычном смысле.

Ее семья может пониматься в буквальном смысле, как моя семья, так и как группа и сообщество любого масштаба. В ее руках находятся все ресурсы стихии Воздуха, то есть, весь багаж знаний, накопленных в поколениях. В том числе груз предрассудков и заблуждений, которыми она делится с верховным управителем семьи и со своими детьми. Для детей наследство, полученное от Повелительницы Воздуха, может быть как ценным, так и обременительным, нуждающимся в переоценке и переживании.

Социализирующей и адаптивной функцией Повелительницы Воздуха является воля, которая ничуть не уступает воли Повелителя Воздуха и в его отсутствие она является мощным лоббистом идей и разного рода мыслительных конструкций. При этом занимая наряду с Повелителем верховенствующую позицию в управлении своей стихии, ей отводится роль медиатора между разумом и чувствами. Поскольку чувства являются все же подчиненной функцией в структуре ее сознания, то не стоит удивляться категоричности ее замечаний.

— Мама уже обо всем подумала, а ты либо поддерживаешь меня, либо замолкаешь и не говоришь глупости. Нравится тебе или нет, но все, что я делаю, делается из любви и на благо. А если я чувствую недовольство, то это обосновано и оправдано.

Повелительница Воздуха не всегда понимает свои желания, но всегда знает, чего хочет от других, и еще лучше – чего не хочет. Все нежелательное отсекается как не рациональное, а все, что нужно можно получить путем расчета, схем и способностью структурировать реальность. Когда к этому добавляется незаурядная воля и деловая хватка, то социальный успех практически неминуем.

Сочетание интровертного уверенного в себе мышления и сильные, но бессознательные экстравертные чувства не оставляют другим пространства для выражения их мнения и эмоциональных предпочтений. Навязчивая передача установленных правил и норм морали, высокая требовательность к близким вплоть до деспотии проявляется в требовании, чтобы все, кто находится в ее орбите соблюдали закон и здравомыслие. С ее точки зрения только при этом условии она может полноценно реализовать свою миссию и поддерживать эмоциональный комфорт в семье. Не беда, что в этой реализации она нетерпима и абьюзивна, навязывая свои представления о правильном и подавляя самостоятельность близких.

В обычном своем состоянии Повелительница Воздуха предпочитает оставаться в пространстве интеллектуального общения, дорожит неприкосновенностью своих личных границ и игнорирует чужие. Ценностью обладают лишь ее правила и установленный ею порядок. Залипание в отношениях нецелесообразно, так как нет ничего дороже ее свободы и независимости. А самый простой способ уберечься от эмоциональной зависимости – это «обезвредить» другого, лишив его субъЕктности:

– Ты не способен понять то, что я сказала. Учи матчасть. Ты меня разочаровываешь. Что с тебя взять!

То, что ее чувства находятся в плену разума, не означает, что они слабые. Они плохо дифференцированы, потому плохо управляемы и похожи на порывы холодного воздуха. Отсюда ее пристрастность и категоричность умозаключений.

Подчиненное чувство интровертного мыслительного типа можно сравнить с потоком извергающейся из вулкана горячей лавы, движущейся со скоростью, не превышающей пяти метров в час, но уничтожающей все на своем пути. Однако оно обладает и преимуществами примитивной функции – подлинной искренностью и теплотой. Когда интровертный мыслительный тип любит, в его любви нет расчета. Он будет делать все для человека, которого любит, но выразится это в примитивной форме» (М.-Л. Фон Франц, Подчиненная функция).


Тень

Когда обладаешь интеллектом и развитым мышлением, то чувствам вроде как и не обязательно уделять внимание. Повелительница этой Станции служит познанию истины, а не чувствам и здесь таится проблема. Даже ей не прожить без эмоциональной близости. Если она влюблена, то захвачена любовью полностью вопреки всем ее обычным интеллектуализациям, если она обижена, то до разрыва отношений, а если ненавидит, то убийственно.

Повелительнице Воздуха с ее сильными и плохо управляемыми чувствами нужен тот, кто способен принять и успокоить. Однажды доверившись, она становится внушаемой, может впадать в зависимость от людей, направляющих ее чувства. Мужская сексуальность видится ей, прежде всего, в интеллекте и рассудительности мужчины, а сближение она понимает как возможность конкурировать в интеллектуальной сфере и таким образом поддерживать градус отношений. Ее развитый анимус ищет спаринг партнера, с которым можно пикироваться и спорить даже в постели.

Стремление к гиперконтролю поздно или рано приводит к утрате контроля над ситуацией и потерям. Ее архетипическим прототипом является богиня Гера, которую обманывает муж, заводя многочисленных любовниц. Повелительницы Воздуха – это женщины знакомые с опытом личных потерь и горьких разочарований в отношениях. Не смотря на меч и царственное положение в мужской воздушной стихии, удары она получает как любая другая женщина. Одновременно она воплощает в себе могущество в мире с болью в личной жизни, вдовством и скорбью.

Если она теряет связь с творческими импульсами и видением целого, то становится занудой, законницей, поборницей правил, проявляя в этом педантичность, расчетливость и вздорность. Общение с ней становится бессмысленным спором ради споров, в которых логические аргументы важнее истины. Ее ум начинает служить не познанию, а контролю и изощренным манипуляциям. Демонстрируя формальное дружелюбие, якобы открытость и даже веселость она скрывает свои чувства защитной холодностью и отстранением.

Ожесточенная жизненными трудностями Повелительница Воздуха становится жестокой, оправдывая в себе хитрость, коварство и жестокость. Она все та же понимающая и проницательная, но ее внимание сосредотачивается на темной стороне человека, стремится обесценить, превращает свой меч в консервный нож и вскрывает уязвимость другого.

В то время как на поверхности защитная категоричность и готовность к разрыву, гневливость и готовность к мести, в ее самой глубокой тени остаются слабость, боль, не выплаканные слезы и жажда любви.


Ассоциации, соответствия, образы и амплификации

Облако ассоциаций:

Снайпер. Фехтовальщик(ца). Написанная книга. Проницательность. Горький опыт. Утрата. Скорбь. Месть. Целеустремленность. Компетентность. Перфекционизм. Хитрость, коварство, преступные намерения. Не очароваться, чтобы не разочароваться. «Если всегда хочешь оставаться правым, будешь несчастным».


Гендерная карьера

«Инстинкт к замужеству» превосходящий инстинкт к деторождению. Страх развода и осуждения, сохранение унизительного брака. Раннее замужество, стыд быть не замужем, давление традиционных ценностей и страх остаться «старой девой».

Что касается меня, я на самом деле и не жила вовсе, пока не встретила Ронни. О, я знаю, в наши дни это непопулярное признание. Предполагается, что вы полностью независимы, а муж — просто дань общественным условностям и определенные взаимные обязательства. Но я не могу передать свои чувства. Ронни для меня — основа моего счастья. Без него я была бы совершенно несчастной и не имела бы реальной цели или направления в жизни (Нэнси Рейган).

Жена Генерала, «подПолковник» – положение в обществе, социальная реализация через мужа. Василиса Егоровна Миронова в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина — жена капитана Миронова, комендантша крепости.

Связь с другими замужними женщинами больше похожа на союз, чем личную дружбу. Подозрительное отношение к незамужним женщинам.


Возвращение себя себе

Освобождение от любовной зависимости и переход к работе с пищевой, алкогольной зависимостями, работоголизмом и пр.


Пиковая дама

В карточном раскладе, указывает на хитрость, коварство, разрыв отношений, одиночество и разочарования.


В. Шекспир «Макбет»

Ко мне, о духи смерти! Измените
Мой пол. Меня от головы до пят
Злодейством напитайте. Кровь мою
Сгустите. Вход для жалости закройте,
Чтоб голосом раскаянья природа
Мою решимость не поколебала.
Припав к моим сосцам, не молоко,
А желчь из них высасывайте жадно,
Неведомые демоны убийства,
Где б злу вы ни служили. Ночь глухая,
Спустись, себя укутав адским дымом,
Чтоб нож не видел наносимых ран,
Чтоб небо, глянув сквозь просветы мрака,
Не возопило «Стой»


«Критика чистого разума»

Разум чистый – одно из основных понятий критической философии Канта. В широком смысле Разум чистый оказывается синонимом всей познавательной способности человека, включающей в себя чувственность и рассудок. Разум чистый в узком смысле, по Канту, не имеет непосредственного доступа к чувственности. Разумом чистым являются трансцендентальными идеями (душа, мир и Бог) и благодаря применению этих идей Разум чистый дает рассудку принципы познания.


Персоналии (Персоны)

ЕЛЕНА КАГАН, американский юрист, член Верховного суда США.
По версии американского журнала Time внесена в ежегодный список Топ 100 самых влиятельных людей мира, в категорию «Лидеры».
Родилась в еврейской семье адвоката и учительницы. Получила образование в 1981 году в Принстоне бакалавр истории, с уровнем отличия в дипломе - summa cum laude (с наибольшим почётом); в 1983 году в Оксфорде магистр философии, и в 1986 году в Гарвардской школе права доктор права, с уровнем отличия - magna cum laude (с большим почётом).
С 1991 по 1995 гг. работала в университете Чикаго, в качестве профессора юридического факультета, а позже, в 1995 по 1999 годы назначена помощником советника по юридическим вопросам в Белом доме и советником по внутренней политике при администрации Клинтона. В 1999 году в Гарвардской школе права преподавала в качестве профессора. Спустя четыре года в 2003 году стала первой женщиной-деканом факультета права. Впоследствии с 2009 года занимала должность заместителя Генерального прокурора США.
В 2010 Барак Обама предложил кандидатуру Каган на пост члена Верховного суда США. По данным СМИ, за всю историю Верховного суда Елена Каган стала четвёртой женщиной-судьёй Верховного суда.


НАТАЛЬЯ БЕХТЕРЕВА
«Принципиально важных законов не так много, и они, скорее всего, едины для мироздания и деятельности мозга» (Н.П. Бехтерева)
_ Про нее говорили: живой классик. Это не пустые слова. Академик Российской академии наук и нескольких иностранных академий, лауреат самых престижных наград и премий, Наталья Петровна до последнего дня продолжала активно работать и генерировать идеи, увлекая ими своих молодых коллег.
Люди с разным уровнем образования и разных профессий находили у Н.П. Бехтеревой свой собственный пласт знаний и ответы на вопросы, которые их занимали и беспокоили. Кто-то — решение своей проблемы, кто-то — руководство к действию, кто-то — утешение в горе и пример для подражания, а кто-то обретал свою истину. Потому что мозг — это человек, наука — это жизнь, а гениальность ученого — ее гениальность — состоит в том, что в ее собственной судьбе все это крепко сплелось, образуя новую сущность.
Научные проблемы, к которым она обращалась в последние 10-15 лет жизни касаются буквально каждого человека, живущего на Земле, и при этом составляют очень «тонкую материю». Природа творчества, озарений, гениальности, продление жизни. Серьезные профессиональные ученые боятся подобных тем, оставляя это бескрайнее поле шарлатанам. Она не боялась, потому что была настоящим исследователем, жаждавшим получить ответ.


ФАИНА РАНЕВСКАЯ
«Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью».
«Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь».
«Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой. Теперь перед финишем понимаю ясно, что всё пустое. Нужна только доброта и сострадание».


ГАЛИНА СТАРОВОЙТОВА
Российский политик периода 1990-х годов. Активная правозащитница, общественный деятель, специалист в сфере межнациональных отношений. До конца жизни боролась с противодействием «агрессивно-послушного» большинства.
С ранних лет будущий политик демонстрировала сильный, несгибаемый характер. В школе она не стеснялась спорить с учителями, если считала их неправыми. Однажды девушке пришлось обойти несколько библиотек, чтобы достать редкую книгу и найти в ней цитату, доказывающую ее правоту.
Галина поступила на психологический факультет, пройдя конкурс, который можно было сравнить с отбором в престижный театральный институт. Старовойтова с блеском сдала все вступительные экзамены и была зачислена в группу. Через некоторое время из-за беременности ей пришлось перевестись на заочную форму обучения. Будучи матерью грудного малыша, Галина училась на отлично и всегда вовремя сдавала необходимые работы. Университет студентка окончила на полтора года раньше, чем ее однокурсники. Позже поступила в аспирантуру и занялась подготовкой к защите диссертации. Старовойтова с юности увлекалась историей кавказских народов, поэтому для научной работы выбрала этнографическую, а не психологическую тему…
Почетный профессор Гарвардского университета, стипендиат Мира (Peace Fellow) Американского института мира в Вашингтоне (United States Institute for Peace).
С 1993 года, по предложению Е. Гайдара, возглавляет Центр этнополитических проблем Института экономики переходного периода. С 1995 года избирается депутатом Государственной Думы РФ. В 1996 года Центризбирком РФ впервые в истории регистрирует женщину кандидатом в президенты России. В 1998 году Галина Старовойтова расстреляна в подъезде своего дома
«Очень многих мужчин при наличии Галины Васильевны можно было отправить на кухню варить манную кашу и суп, где им настоящее место, судя по тому, что происходит в стране. Она многому могла научить мужчин, но, к сожалению, они не учились» (Валерия Новодворская). «Галина Васильевна была почти вдвое моложе меня, но она обладала опытом минувшего столетия в той же мере, что и я. Острый ум. И я бы отметил какую-то удивительную находчивость в полемике» (Дмитрий Лихачев).

ДРУГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕРСОНЫ:
Королева Виктория, Королева Елизавета II, Максим Горький, Генри Форд, Маргарет Тэтчер, Ангела Меркель, Натали Портман, Квентин Тарантино, Дженнифер Энистон.


Ангел Йелахиах (Каббала)

Ангельский чин Власти, занимающий 6-е из 9-и мест в небесной иерархии. Ангел Воинов, Кармический воин, 44-е имя Бога.
Добродетели и полномочия: Интеллект, Справедливость, Защита, Карма
Поощряет смелость и поддерживает предприятия, которые работают справедливо и правильно. Люди, рожденные под защитой Йелахиах, любят путешествовать и расширять свой кругозор. Это смелые люди, которые придерживаются своего выбора. Она ведет по пути праведности, мужества и искренности. Покровительствует честными и преданными людьми, любящими мир, а также дает вам ресурсы для достижения успеха.
Исцеляет прошлое любовью, помогает исследовать божественное внутри человеческого, в "здесь и сейчас", чтобы видеть свет каждого настоящего момента.
Приносит в жизнь способность различать, которая расширяет наше мировоззрение и помогает преодолеть трудности.
Помогает поддерживать положительный образ себя и корректирует самооценку. Приносит силу духа для принятия себя, помогает поддерживать и вдохновлять других через свой способ бытия.

Королева Мечей в системе Таро

«Королева Мечей – на удивление очень естественная, почти непротиворечивая карта. Это пространство ментального контроля, как внутреннего, так и внешнего. В первом случае это диапазон самоорганизации, во втором – служебной зависимости, подчинения, влияния. Королева Мечей может сигнифицировать жесткого начальника – женщину, характерный образ холодной, строгой дамы, хорошо знающей правила и законы в рамках подчиненной ей сферы, или же мужчину, как будто личностно растворившегося в своей должности. Это, прежде всего сфера действия законов и правил. Это также умение женщины или мужчины воплощать давление принятых норм, применять их как инструмент для взаимодействия с людьми, вне своего положения в иерархической системе» (самоописание автора Королевы Мечей – Бедненко Г. Младшие арканы Таро).

«В колоде Райдера Королева не выглядит счастливой, но голова ее гордо поднята и находится выше уровня облаков – в знак чистоты… Меч Королева держит строго вертикально, как на Правосудии и Тузе Мечей. Она понимает, кроме верности истине, у нее нет ничего. Высоко в небе парит одна-единственная птица – еще один символ чистого разума» (Полак Р. Мудрость Таро: Духовные учения и глубинные значения карт. - С. 469).


Богини

НЕХБЕТ, древнеегипетская богиня царской власти и покровительница фараонов. Ее изображали в виде женщины с хохолком на голове или в облике коршуна с белой короной чистого разума.

ФРИГ в германо-скандинавской мифологии богиня брака, жена Одина. Фригг обладала знанием судьбы, но никогда не предсказывала ее. Возможно, связана с происхождением слова «фригидность».

ГЕРА, древнегреческая богиня брака, жена Зевса Громовержца, «царица Небес». Имя Гера означает «Великая госпожа», женская форма греческого слова hero. Греческие поэты при обращении называли ее «волоокой» — комплимент ее огромным и прекрасным глазам.

«Символы Геры (и ее конфликты с Зевсом) отражают власть, которой она когда-то обладала как Великая Богиня, чей культ предшествовал Зевсу. В греческой мифологии у Геры были два противоположных аспекта: ее торжественно почитали в ритуалах как могущественную богиню брака, и в то же время она была опорочена Гомером как мстительная, вздорная, ревнивая и сварливая баба… Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню — по контрасту — Геру очень почитали. В ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой» (Болен Дж.Ш. Богини в каждой женщине).

Богиня Гера в описании ее мужа Зевса (по Дрюон М. Дни людей):

Думаю, пора подробнее рассказать вам о Гере. Ведь вы, в конце концов, непосредственно зависите от этой Юноны. Всем вашим женам досталась какая-нибудь ее черта, в противном случае они не настоящие жены. Моя, такая послушная, сговорчивая и обычно согласная со мной, пока мы были обручены, такая сияющая в день нашей свадьбы, такая счастливая и влюбленная во время нашего путешествия, вдруг утратила все эти качества.
Она была образованна и часто высказывала превосходные суждения, но довольно скоро решила, что разбирается абсолютно во всем. Помимо усердия и дельности в ней вдруг обнаружились непомерная гордыня и досадное властолюбие. На приведенном в порядок Олимпе, преобразованном и похорошевшем ее заботами, Гера установила слишком строгую, на мой взгляд, иерархию. Она упрекала меня в панибратстве с мелкими природными божествами или простыми смертными; ей были подозрительны любые новые влияния. Часто я был вынужден рассердиться, чтобы получить возможность пригласить в мое жилище и в мой совет товарищей, Которых выбрал сам.
Гера стала категоричной и глухой к доводам; любое возражение быстро выводило ее из себя… Как-то вечером на Олимпе мы спокойно беседовали (я, по крайней мере) об усладах любви, пытаясь определить, кто же, мужчина или женщина, получает большее наслаждение. Я утверждал, что преимущество у женщины и что в любовных утехах она испытывает гораздо более сильные и длительные ощущения. Гера утверждала обратное…
Ожесточенность, с которой Гера утверждала, что женщины испытывают меньше удовольствия, чем мужчины, меня несколько озадачила. Пыталась ли она скрыть преимущество, дарованное ее полу, или же, зная о нем, страдала оттого, что сама его лишена?
По мере того как мои любовные приключения предоставляли мне все более многочисленные случаи для сравнения, я склонялся к мысли, что Гера стала богиней-покровительницей фригидных жен. Не сомневаюсь в том, что она меня искренне любила. Но то, что называют в любви искренностью, часто всего лишь выражение ослепления или иллюзии. По сути, Гера в первую очередь была влюблена во власть, но не имела возможности осуществлять ее самостоятельно.
Гера была мне, несомненно, верна, но пользовалась своей образцовой добродетелью как броней. Признаюсь, я желал порой, чтобы у Геры завелся скромный любовник, поскольку наше ложе довольно быстро стало скорее ложем сна, нежели наслаждения, а то и ложем упреков.
Гера не столько жаждала моих объятий, сколько впадала в ярость оттого, что я расточаю их другим. Она часто преследовала неумолимой ненавистью и моих любовниц, и детей, которых те мне дарили. Она хотела обладать, через меня, верховной властью и, отчаянно стремясь к этому высшему превосходству, в конце концов начинала злиться, что нуждается в ком-то другом, чтобы чувствовать себя единственной.


Галадриэль - Королева Эльфов

Важнейший персонаж истории Средиземья - сказочного пространства, созданного Дж.Р. Толкином. «Величайшая эльфийка», могущественная и прекрасная. Галадриэль может читать мысли других существ, заглядывать им глубоко в душу. Она прожила немыслимо долгую жизнь, более семи тысяч лет, став свидетелем и активным участником бесконечного мира Толкина.


Медея

Имя героини древнегреческой трагедии Медеи (Μήδεια) ассоциируется с детоубийцей и представляется как сущее без-образие. Сегодня когда, что ни персонаж мифа, то комплекс говорят и про комплекс Медеи. Он про насилие матери над детьми для причинение вреда партнеру в конфликтной ситуации, например, после развода или в предразводной ситуации. Дети здесь становятся инструментом, посредством которого демонстрируется сила матери.

Архетипический образ Медеи более сложен, чем просто коварная женщина и безжалостная мстительница. Прежде всего, Медея это олицетворение независимого ума, мудрости и магической силы. Во благо или во зло обернуться эти дарования зависит от обстоятельств и конкретной личности.

Самосознание и независимость суждений, с последующей непокорностью «судьбе», придает инаковости Медеи большее значение, выводя ее за рамки отведенных ей ролей «жены и чужестранки» (Lauriola R. Medea // Brill^s Companion to the Reception of Euripides. Leiden; Boston, 2015. P. 380-381).

По происхождению Медея является дочерью царя Колхиды Ээта – сына бога Солнца Гелиоса. Матерью Медеи по одной из версий является океанида Идия, (от др. греч. – знание, знать), а по другой – темная богиня Геката, у которой Медея была жрицей.

Начало мифа о Медее связано с аргонавтами. Когда Ясон во главе аргонавтов прибыл в Колхиду, покровительствовавшие ему боги внушили Медее страстную любовь, и она помогла Ясону пройти все испытания. Медея усыпила волшебным зельем сторожившего золотое руно дракона, помогла герою овладеть сокровищем и после вместе с Ясоном бежала из Колхиды. Чтобы задержать отца, преследовавшего беглецов, Медея убила своего малолетнего брата и разбросала куски его тела по морю, понимая, что пораженный горем отец прекратит погоню, чтобы собрать останки сына для погребения.

Далее Медея и Ясон поселились в Коринфе и у них родились два сына. Много лет они жили мирно и счастливо, пока царь Коринфа не предложил Ясону руку своей дочери Главки. При этом Ясон стал бы царем. Развестись с Медей Ясону не препятствовали законы т.к. они были иностранцы и их брак считался недействительным. Медея, прокляла предателя мужа и решила, во что бы то ни стало, отомстить ему.

Теперь ненавистен ей Ясон, которого когда-то она так любила, для которого забыла отца, мать, брата и родину. Разгневанный, уходит Ясон, а вслед ему несутся насмешки и угрозы Медеи (по Еврипиду, Медея).

Медея посылает сопернице пропитанный ядом венец, который как обруч сдавливает голову и пеплос (одеяние), надев который Главка заживо сгорает вместе со своим отцом. Медея умерщвляет детей, рожденных от Ясона, и после убийства улетает на колеснице своего деда Гелиоса, запряженной крылатыми конями. По другому варианту мифа, Медея оставила детей молящимися у алтаря Геры.

Сказочные черты Медеи претерпели существенные изменения в творчестве греческих и римских писателей. Тема неразделённой любви Медеи к Ясону получила развитие в одноимённой трагедии Еврипида, где Медея стала убийцей своих детей. А у Сенеки она предстаёт как суровая мстительница, действующая с жестокой последовательностью (Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах).— М., 1982. Т. II, с. 130—131).

В психологическом субъектном повествовании мы говорим не о трагедии детоубийства, а про то, как миф отражает события, разворачивающиеся в психике. В отсутствии контейниирующей материнской любви женщина - Медея нападает на свое ранимое детское, повторяя отвержение и насилие со стороны холодной матери. Вступая в отношения с мужчиной, она бессознательно ожидает материнского принятия и через брак пытается вернуться в материнское лоно. Для этого нужно не только отказаться от взрослых отношений с мужчиной, но и «убить детей» - отказаться от заботы о своей детской части и отречься от материнской любви как от проклятия всего женского рода.

Примечательна соперница Медеи Главка, которая также как и Медея является царской дочерью, невестой Ясона и олицетворением девственного эротизма. Нападение Медеи на Главку равноценно уничтожению в себе не только матери, но и будущей женщины.

Так в патриархальном сознании представлена история о том, что энергия либидо и все таланты Медеи оказываются во власти ненависти и желания мести. В бессознательном патриархального мировосприятия и в коллективной тени образа Медеи остаются не проявленными природа волшебницы и целительницы, возвращающей молодость. Не раскрыт весь потенциал образа жрицы Гекаты и Медеи как любимицы Богини, владеющей тайнами лекарств и целительных ядов. Уходит в тень архетипический образ Медеи сближается с фигурой солнечной богини в Колхиде (Грузии). По происхождению она как внучка Гелиоса является женской персонификацией бога Солнца и племянницей (сестрой) могущественной волшебницы Кирки - Цирцеи, соблазнившей Одиссея. Все это хорошо известно, неоспоримо, но не актуализировано как неотъемлемые черты Медеи. Зато осталась широко известная публике темная история детоубийства. Не исключено, что дети Медеи были убиты коринфянами по приказу отца Главки, чтобы вместе с детьми уничтожить память о любовной истории Медеи и Ясона. Но у Еврипида эта вполне правдоподобная, хотя и менее драматическая версия не рассматривается.

Смысл трагедии Еврипида в приложении к мужской психике открывается в финальной сцене. Ясон видит Медею с убитыми детьми на руках, восседающую на колеснице Гелиоса. Он ненавидит Медею и при этом просит у нее позволения похоронить детей, вернуть свою «собственность», но получает отказ. Герой раздавлен и в один миг превращается в никому не нужного бездетного отца, лишившего детей, бывшей и будущей жены. А поскольку все боги, включая Эриний, наказывающих за убийство, оказываются на стороне Медеи, Ясон становится и духовным кастратом. Неблагодарность и предательство любви ради руки царской дочери лишает его связи с фемининным и божественным. В итоге герой бесславно сходит со сцены и заканчивается как человек.

Но что же еще важного происходит с Медеей? Здесь наступает самое страшное для древнегреческих и прочих представителей патриархата. Медея становится абсолютной властительницей, сменившей своего деда в солнечной колеснице (см. Материнский анимус) – женщиной, которая держит в руках поводья патриархальной власти. Вместо солнца (Гелиоса) на колеснице появляется родственная ему Темная мать – Геката, порождение хаоса. У нее Медея искала покровительства и взывала за помощью перед детоубийством. Интеллект Медеи в этой интерпретации служит не мести предавшего ее мужа, а стремлению к власти. Переход всех богов на сторону Медеи подтверждает ее абсолютную правоту, а значит и право на власть. Но это не точно.

В «Метаморфозах» Овидия мы видим другую Медею — сомневающуюся женщину перед лицом своей тени: «Я вижу лучшее и одобряю его, но следую за худшим». Медее и ее детям грозит быть убитой в чужой стране, поскольку она попала в сложную игру престолонаследия, а ее возлюбленный отвернулся от нее. В отчаянии она видит глубину открывшейся тьмы в своей душе, но то, что произошло дальше вопрос открытый.

Сложность внутреннего конфликта Медеи заключена в том, что она происходит из семьи бога Солнца и в то же время является жрицей богини мрака. Такая полярность задает большое напряжение и внутренний конфликт. Предсказуемо, что истории о том, как разрешается этот конфликт могут сильно отличаться другу от друга.

Мы можем выбрать любую версию, можем доверять или не доверять авторам, показавших Медею обезумевшей властолюбивой мстительницей, предавшей отца, убившей брата, детей, соперницу и уничтожившей мужа. А можем увидеть отчаянное положение женщины, потерявшей опору в патриархальном миропорядке, зависимость от мужского в лице мужчин и от мужского в своем бессознательном, но в то же время спасенную и поддержанную Богами. Все зависит от того, как эта архетипическая история отзывается в вашей психике, и как вы проживаете мифологические коллизии в своем личном опыте.


Послание Станции

Прежде всего, подробнее и неспешно рассматривайте Повелительницу Воздуха как самих себя до тех пор, пока не проясните этот образ в себе. И уже потом примерьте его на кого-либо из вашего окружения. Станция Повелительница Воздуха может отражать и какие-то аспекты мужской психики, если мужчина связан любовными и родственными связями с подобной фигурой.

В любом случае Повелительница Воздуха или иначе Королева мечей в системе Таро как и любая другая придворная карта – это:

некий характерный признак, характерная роль в наличествующей ситуации, но не обещание счастья или трагедии в зависимости от характера персонажа. (Реальные события и действия происходят на Числовых картах. Без них картина зыбка и малопредсказуема.) (Г. Бедненко, Младшие арканы Таро).

Рассматривая Повелительницу Воздуха как посланницу можно учиться у нее как отделить разум от чувств, отказаться от поиска комфорта и от привычки уходить в иллюзий. Вечной повелительнице Воздуха известно о том, что судьба, мир и люди не должны быть всегда благосклонны и справедливы. В этом мире есть все и предательства, и угрозы. Лишь спокойно, с холодным рассудком Повелительницы Воздуха, вы можете сжать сердце в кулак, отдалиться от чувств и найти оптимальные решения. Очень важно на этой Станции найти место покоя и уединения, чтобы была возможность поразмышлять о преодолении невзгод и потом доверять принятым решениям. Не ожесточаясь, не впадая в самообвинения и не обвиняя других.

Важно использовать весь потенциал ясно-видения и мышления, чтобы построить свою структуру миропорядка без иллюзий и прикрас. При этом никого не убить, не уничтожить свою собственную чувствительность и сохранить тепло чувств на потом. Помня, что мышление – это холодный клинок, а кровь из нанесенных им ран теплая. Не имеет значения чья она, чужая или твоя собственная.

Следует помнить о двойственной природе Повелительницы Воздуха, она мудрый наставник, уроки которой надо усвоить, но не оставаться с ней (со своими мыслями) наедине и надолго. В своей тени Повелительница Воздуха связана с хаосом Темной Гекаты. В одиночку ни один человек не способен справиться с коллективной тенью, и поэтому именно здесь нужна поддержка близкого окружения. На этой Станции мы все же в материнском пространстве Королевы, здесь много чувств и какими бы сильными они не были, они должны служить связям с другими людьми. Чувства важны, но для Повелительницы Воздуха на первом месте разум.

Частным уроком этой Станции может быть урок конкурентных отношений с Королевами, представляющими другие стихии или масти. Здесь важно помнить, что ни одна из Королев не являет собой все полноту женского начала. Есть разные архетипы женственности, разные ролевые модели поведения и всегда есть чему научиться у своих соперниц или подруг. У Королевы Земли Повелительница Воздуха может учиться уместности, стабильности, надежной заземленности и материнству, у Королевы Воды – корректности, нюансировке чувств и чувственности, У Королевы Огня – внутренней свободе, вдохновенности, творчеству и предпринимательской интуиции .

Присмотритесь вокруг, утверждение «все люди как люди, а я королева» поспешно. Вокруг вас есть и другие Королевы, другие и разномастные, огненные, водные и земные. Каждая управляет своей стихией, и они нуждаются в лучших ваших лучших качествах - проницательности, благоразумии и педантичном мышлении, в концептуальности и способности к тонкому анализу.


Фильмы, книги и персонажи:

Медея (Паоло Пазолини, 1969);. Медея (Ларс фон Триера, 1969): Д`Артаньян и три мушкетера (1978, Атос); Формула Любви (1984, врач); Лолита (1997, Гумберт); Гари Поттер (Гермиона). Леди Макбет Мценского уезда (Лесков), Макбет (Шекспир)


Визуальные и видео материалы к Станции на форуме