Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34

49. Мастерство

В Таро данная Станция соответствует числу 8 и относится к стихии Земли (масть пентаклей, дисков). Каждая из четырех стихий или мастей карт Таро выражает развитие одной из человеческих добродетелей. В данном случая – благоразумия. Это способность поступать так, чтобы потом не пришлось жалеть о сделанном или упущенном. Правило благоразумия звучит так: «Предполагай, по возможности избегай, при необходимости действуй». Благоразумие ожидается в словах и делах.

Восемь из возможных десяти указывает на то, что развитие этой добродетели приблизилось к своему максимуму и опять же в Таро оккультное название восьмерки пентаклей – Владыка благоразумия. Уже достаточно много и хорошо, но не настолько и не так, чтобы говорить про избыток и опасность искажения добродетели. Человек, проявляющий благоразумие во всем и всегда становится нудным и здесь, как и во всем, требуется мера.

На этой Станции представляется важным говорить не столько про такие аспекты стихии Земли как телесность, здоровье, быт, финансы, сколько про способность к благоразумному накоплению, сохранению и распределению. В целом речь идет о благоразумии в сбережении земной энергии и осознанности в расходовании ее. На общественном уровне мы бы вспомнили про экологию, как науку о защите и сохранении Природы, на индивидуальном – про экологичность той или иной системы мышления и действий для баланса психических процессов. Для чего в своем пределе это необходимо?

Тайной данной Станции является то, что погружаясь в стихию Земли и проникаясь вниманием к мельчайшим подробностям можно узреть дух. Что-то подобное происходит с мистиком, которому открывается непостижимое целое, когда он смотрит на листок дерева или с мастером, который через свое творчество чувствует дух материала. Для любого другого человека это необходимо, чтобы физическое, телесное и материальное соединялось с душевным и духовным.

Дело не в самом материале, а во внимании к нему и качеству сосредоточения и даже сочувствия к материалу – к мастерству того, кто с ним работает. Ответственность перед материалом и заказчиком требует неспешности, сосредоточения, высокой самодисциплины, наличие стратегии и тактики, предусмотрительности и совершенствования навыков.

Любовные отношения этой станции – это не зов сердца или сексуальное влечение, не романтика с подарками, а повседневный труд и вклады в отношения, повышающие их ценность. Это близость, основанная на уважении, ценности и бережности к тому другому, который тесно с тобой связан.

Если о материальном в сфере финансов, то Станция не предвещает больших денег, но их вполне достаточно, чтобы не идти ва-банк. Объявление, размещенное на видном месте Станции, гласит: осторожнее, не позволь себе быть слишком доверчивым, не поддавайся соблазнам легких денег и больших выигрышей. В отношениях с деньгами требуется благоразумие и осторожность. Если сохранять равновесие и взвешивать каждый следующий шаг, то выйдешь без потерь и с умеренной прибылью. Главным являются не количество деньги, а ценность вложений. То же самое можно сказать про любой другой эквивалент обмена энергией.

Станция побуждает к правде жизни и прямолинейности: максимальная честность, контакт с реальностью, и правдой жизни. Мастерство означает добросовестность и несовместимо с ложью, фальшью и хитростью. Будь то бизнес, семейные дела, личные отношения или сфера услуг. Лечит правда, слух ублажает чистый звук, глаз радует глубина, цвет и композиция, деньги дают под залог честного имени или зарабатывают честным трудом.

Мастерство, связанное со стихией Земли также в том, чтобы оказаться в нужном месте и определенной географической точке, оптимальной для пребывания в ней на данный период. Не столько про своевременность, она здесь не определена и проблемы со временем вполне возможны, сколько про уместность и уверенность в том, что ты в нужном месте. Соответственно важно, чтобы переживания, слова и поступки были уместны. Так например, если ты в другой стране, то значит сейчас это так и необходимо развитие навыков адаптации к новой культуре и законам, принятым в этом месте.

Конкретика местопребывания вторична, а первично то, что все Земли находятся под чьим-то покровительством свыше. Мастерство Мастера наиболее полным образом реализуется в храме и таким храмом в стихии Земли является Природа. Мастер выступает жрецом храма Природы. Он построен в честь духовной матери любого мастера, которой является Великая Мать во всех ее обличиях у разных народов1.

Цикличность восьмерки пентаклей в Таро отсылает к природным циклам и является символом повторений, ситуаций, длящихся неопределенный период времени. В стихии Земли мастер изготавливает пентакли один за другим, что, конечно же, есть что-то рутинное. Но повторение приводит не к стуке, а к удовлетворению от стабильности и к заслуженной гордости. «И сказал Бог, что это хорошо»2, а уж сколько длились пять дней творения известно Ему одному.

Усталость мастера не наказание, а часть его пути. Мастер привыкает трудиться и его труд не имеет ничего общего с принудительным походом на работу и рабством. Это такой способ жить и по-другому он уже не может. Мастера невозможно представить на пенсии, а если и говорить о принуждении к мастерству, то оно откуда-то свыше или из бессознательного, где нет категории пенсионного возраста или пассивного дохода.

Окружающие далеко не всегда замечают усилий мастера, им кажется, что для него все легко и как бы само собой. Также мы не видим как «трудится» Природа, не видим усилий ростка, пробивающегося на поверхность, не замечаем труда животных и птиц, выкармливающих потомство, и забываем, сколько энергии отдает мать для заботы о ребенке. Конечно, мы догадываемся, что ничего не происходит само собой и возникает мгновенно. Все рождается из повторения, ежедневного, постоянного усилия и опыта.

Как ребенок растет изо дня в день, не замечая этого, так и вы изо дня в день делаете свою повседневную работу, требующую аккуратности и выверенности действий: Точность руки хирурга, аккуратность фармацевта, взвешенность слов психолога, балансировка в отношениях матери и ребенка... – все это результат натренированности и практики. Материальные условия, необходимые для мастерства – питание, одежда, жилище, кабинет, верстак, плита…, а также чистота помыслов – все влияет на качество результата.

Чтобы приготовить вкусное блюдо, нужны хорошие продукты и любовь к тому, кому готовишь. Чтобы взобраться по скальной стене требуются смелость, сила, координация, пластика, точность расчета и волевые качества…, все, что дается длительными тренировками. Артист показывает зрителю душевное состояние героя через едва уловимые жесты и мимику не только от того, что вжился в роль, но и благодаря сотням часов репетиций.

Мастерство имеет тенденцию к расширению и распространению на разные сферы деятельности. Достигнув мастерства в одном деле человек неизбежно будет стремиться к этому же уровню и в другом – "талантливый человек талантлив во всем". В этом отличие сосредоточенности таланта от узконаправленности гениальности. Талантливый мастер способен быть сосредоточен на сферах культуры, бизнеса, науки и ко всему относиться с полной вовлеченностью.

Так например, К.С. Станиславский был известен как фабрикант, крупный промышленник и одновременно как театральный режиссёр, теоретик и реформатор театра. А Д.И. Менделеев для владельца магазина картона и клея был известным чемоданных дел мастером, для мира художников известен как действительный член Академии художеств и ценитель живописи, для университетской публики и школьников – как химик с мировым именем, а для эзотериков – как наследник древней алхимии, сумевший соединить элементы Огня, Земли, Воды и Воздуха в единую систему.


Тень и свет Станции

В теневой части Станции прячется все то, что мешает насладиться настоящим и текущим моментом творения. Прежде всего, это прошлый опыт, который сознание переносит через настоящее, размещает в будущем и приводит к фрустрации. Такой сбой связан с фактором времени и нашей привязанностью к оценивать жизнь с точки зрения линейного времени.

Если не увидеть такой особенности нашего сознания, то время будет действовать против нас: постоянно тикать через невидимый таймер в голове, отмеряя тайминг занятий, нашептывая, что все главные призы, как и все тяжкие испытания еще впереди. Тем самым обесценивается все, что происходит сейчас и сегодня. Таким образом, мы имеем дело с неумелым и неблагоразумным взаимодействием со временем. От неумелого использования времени, от игнорирования мгновений жизни и текущих переживаний, время становится врагом жизни. Отсюда печаль о прожитом и тревога от грядущего.

В тени станции две крайности:

1. Бесконечное оттачивание мастерства до степени перфекционизма и невозможность закончить начатое. Как результат – истощение сил, необходимых на что-то большее.

2. Халтура и пошлость, убивающая потенциал мастера.

Во втором случае потенциальный мастер просто не приучен к систематическому труду. Человек, погнавшийся за быстрым успехом, признанием или деньгами может превратиться в заурядного работягу, в рабочего сцены, научного работника, занимающегося плагиатом, в эпигона, переписывающего чужие труды, лепилу, мазилу, стихоплета, мозгоправа, графомана, копирайтера…

Привычка халтурить блокирует талант и подрывает веру в способности, а нереализованный потенциал действует против мастера. Таково наказание свыше тому, кто отказался от призвания и развития мастерства. Задача мастера творить, сотворять и возрождать, не повторяя старое, служить чему-то большему, чем его эго и строить свой храм3, чем бы он ни был представлен.

Для защиты от перфекционизма полезно помнить, что «лучшее – враг хорошего», проводить оценку достигнутого благосостояния и ценить свой уровень благополучия. Лучшее и высшее принадлежит богам, а человеческое всегда предполагает некий неизбежный дефицит и несовершенство.

Если будучи на этой Станции есть существенный дефицит в чем-то, значит, вы не воздали должное чему-то приобретенному в другой сфере. Например, за дефицитом сна вы не смогли увидеть, что он связан с рождением ребенка, а вы оказались слишком сосредоточены на времени, проводимом без сна и не достаточно благодарны факту появления новой жизни.

Примеры могут быть и иного рода, но главное, что в подобных случаях всегда есть то или иное неотблагодаренное «божество». В логике данной Станции воздать должную благодарность за то богатство, которым вы владеете уже сейчас, в текущий момент и в данную секунду. Не сравнивая себя с другими и не отвлекаясь на чужие дела. Зацикленность, на которую указывает восьмерка, должна указывать не на время как один из параметров бытия, а на пространство – свое место в пространстве и свое дело. Зацикленность такого рода не напрягает – «дело мастера боится».

Такому мастерству можно учиться у великого архитектора Антонио Гауди4, который знал, что не успеет завершить свой грандиозный замысел, но не переживал, так как по его словам «у его заказчика ВСЕ время!». Для Гауди было важно лишь то, чтобы дело делалось и продолжалось.

Если же вы почувствовали, что фиксированы в одной точке, слишком сосредоточены на чем-то одном и упрекаете себя в этом, то вашим учителем может стать художник Павел Филонов5, создававший свои шедевры маленькой кисточкой. В стихии Земли особенно уместно говорить о малом атомарном как о том, из чего создан весь видимый материальный мир.

Золотом тени данной Станции является возможность наполнить ткань материального духовной энергией. Возможно, пишет, Р. Поллак, то, что древние греки называли эфиром, пятым элементом и квинтэссенцией «следует называть просто светом, а пять стихий будут Огонь, Вода, Воздух, Земля и Свет» (Мудрость Таро, с. 229).

Мастером нашей Станции является тот, кто наполняет земные творения своим Светом.


Послание Станции

Вспомните, из чего состояла ваша работа расти, взрослеть, осваивать что-то новое, присваивать, делая это своим делом и получать новый опыт? Выберите два три фрагмента своей жизни когда невозможное становилось возможным, невыносимое терпимым, а терпимое желаемым и доставляющим удовлетворение.

Обратитесь к мышлению. Какую мысль вы думаете изо дня в день? Действительно ли она важна, куда она вас ведет? Какая мысль может повернуть вас к развитию мастерства?

Какие чувства пробуждаются у вас сейчас и признайтесь, наконец, что вы уже делаете как мастер? Станция может означать, что пришло время для признания своего мастерства без лишней скромности и дополнительных условий.

Мне кажется, чувство признания мне знакомо. Еще из подростковой жизни. Это когда целую четверть «долдонила» этюды и работала над постановкой пальцев на грифе, и за четыре минуты игры на сцене прикоснулась к душе зала и получила его любовь в виде рукоплесканий, восторга и требований еще сыграть (Ирис, участник Игры).

Сложно порой признать свое мастерство, но что будет, если не признаешь? Роль подмастерья? В какой-то момент он уже должен сказать самому себе, что стал мастером. А чтобы не возгордиться, просто продолжи как и прежде делать то, что хорошо получается и приносит удовлетворение.

Лекарством от тоски и тревог является труд, приносящий свои результаты. Грустно – ищи свое дело, одиноко – трудись, тревожно – работай, устал от одного дела, займись другим, пытайся делать что-то по-новому, спрашивай себя, что тебе интересно.

Важным уроком станции является то, что прошлого, как и будущего нет, планировать, ждать, готовиться и вспоминать мы можем только в настоящем. В то время как ученик готовится к послезавтрашнему экзамену, мастер сосредоточен на настоящем здесь и сейчас. Ему некогда тревожиться, он весь в настоящем. У него есть условные доска и краски, а икона и образ рождаются в настоящем. Истоки мастерства не только в труде, но и в том, что открывает труд в недрах бессознательного, где нет привычного линейного времени.

Не ищите желаемого за пределами того, что у вас есть, ищите в том, что уже есть. Изучайте то, что перед вами в непосредственной близости и в близких, вникайте в подробности и детали, концентрируйтесь на цвете, запахе и ощущениях. Именно в эти моменты полной включенности и вовлеченности в процесс может появиться внутренний свет. Художники передают его в своих картинах, композиторы в музыке, ребенок в улыбке, родитель в любви к ребенку.


Фильмы к Станции:

Андрей Рублев (1966), Визит к минотавру (1987), Страдивари (1988), Поллок (2000), Билли Эллиот (2000), Фрида (2002), Большие глаза (2014), Уильям Тёрнер (2014), Дикарь (2017), Работа без авторства (2019).


1. Великая Мать – главное женское божество, известное с палеолита. Ее каменные изваяния археологи находят по всему миру в доарийской Индии, доизраильской Палестине, Финикии и Шумере. В Египте ее называли Исидой, Нут и Маат, на Ближнем Востоке – Иштар и Астартой, а в Древнем Риме ее знали под именами Церера и Кибела, а в Древней Греции – Реей.

2. Библия. Бытие. Глава 1.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвёртый. И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу; А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

3.
— Что ты делаешь? — спросили одного каменщика.
— Как что, кладу камни.
— А что делаешь ты? — спросили другого.
— Я зарабатываю деньги для своей семьи.
— А что ты делаешь? — спросили третьего.
— Строю храм, — ответил он.

4. Испанский архитектор Антонио Гауди (1852 - 1926).

Преодолев путь от простого чертежника, он стал одним из самых дорогих, модных и востребованных зодчих своего времени. Все богачи Барселоны мечтали владеть усадьбой, созданной мастером.
Последний и самый значимый для автора – проект Собора Sagrada Familia (Храм Святого Семейства), Воплощающий в каменном здании саму Природу. Идея создания собственного уникального "Собора XX века", "Библия, воплощенная в архитектуре", "Орган для Господа" настолько поглотила Гауди, что он стал воспринимать его делом всей своей жизни.
Для этого Антонио Гауди некоторое время ни с кем не общался, ведя отшельнический образ жизни в своей мастерской, которая располагалась на стройплощадке. В работе он трепетно относился к природным формам и стремился перенести их в архитектуру. Например, колонны - главный несущий элемент внутри здания – напоминают деревья, крона которых поддерживает потолок. Конструкцию колонн разработал сам Гауди. Они уходят в землю на 20 метров, а их высота над землей – 70 метров. Эти инженерные решения, интуитивно созданные архитектором, полностью соответствуют правилам механики, что было доказано современными расчетами.
Sagrada Familia возводится уже более 130 лет и является самым известным долгострой в истории. При жизни Гауди собор был построен только на 20%, стройка велась только на частные пожертвования и она продолжается по сей день. Когда мастера спрашивали успеет ли он завершить свой проект, тот отвечал, что «у его заказчика все время».

5. Русский живописец Павел Филонов (1883 – 1941).

Павел Филонов называл себя не художником, а исследователем. Он создал новое направление «аналитическое искусство», рисовал «атомами» и считал, что картина развивается, как живой организм. Филонов утверждал, что кроме формы и цвета есть целый мир невидимых явлений и взаимодействий. Живописцу недостаточно изобразить только внешнее восприятие объекта — ему нужно выявить законы его развития, эволюции.
Филонов писал: «Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее, какого не ожидал». По мнению художника, картина должна была развиваться из точки, как произрастающее зерно. Он работал маленькой кистью и каждая точка, которую Филонов ставил на картине, символизировала атом.
«Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».
Картина «Крестьянская семья» («Святое семейство») написана П. Н. Филоновым в 1914 году. В этой картине автор отображает свое видение Евангелия. Мария и Иосиф изображены как обычные крестьяне. Облик их абсолютно земной, не возвышенный. Мужчина возносит руки к небу, выражая покорность и благодарность Божьей воле. На лице матери отражено явное беспокойство за судьбу посланного ей ребенка. Композицию дополняют животные: лошадь, собака, петух и курица. Звери символизируют проводников и хранителей пришедшей на землю души. Поза младенца нетипичная: руки раскинуты как крылья, проникновенный взгляд обращен непосредственно к зрителю и является смысловым центром работы. Подобно иконе художник обрамляет семейный портрет цветами райского сада. Яркая палитра задает картине радостное настроение. Благодать спустилась на грешную землю! Родился Спаситель! Лицо младенца божественно светится. Сияющие краски напоминают живопись венецианских художников. Филонов воплощает в картине свое понимание душевной гармонии и древней мудрости, соединяя реальный временный мир и бесконечность.


Материалы к Станции "Мастерство" на форуме.

Приглашаем в Игру!