Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

Сиддхартха (Путь веры)

Некогда в одной далекой стране жил принц со своей прекрасной супругой и юным сыном. Звали его Сиддхартха Гаутама...

Как утверждают буддисты, все существа без исключения желают избежать страдания и достичь счастья. Цель практической психологии примерно та же - облегчить избыточные страдания, а неизбежным страданиям придать смысл. Благодаря этому становится возможным жить своей жизнью, найти и исполнять свое предназначение попутно разрешать внутриличностные и межличностные конфликты.

Пробужденный Сиддхартха - Будда в ночь, наступившую после его просветления, рассказал обо всем, что понял сам в своей первой проповеди:

Проповедь о Четырех благородных истинах и Восьмеричный путь.

1. Жизнь это страдание и страдания всеприсутствуют. Мы страдаем от того, что соединяемся с тем, что не нравится; страдаем от разъединения с тем, что нравится и дает удовольствие и страдаем от невозможности достичь желаемого.
2. Причина страданий не во внешнем мире, а в нашем внутреннем опыте. Первоначальность страданий обусловлена эгоистическими желаниями и привязанностями. Наши влечения и ненасытность вызваны эгоцентризмом. Удовлетворение одного желания приводит к появлению новых желаний, и мы попадаем в круговорот сансары - замкнутый цикл удовлетворения желаний.
3. Возможно перестать страдать и освободиться от страдания.
4. Есть путь, ведущий от страдания к освобождению.

В вероучении буддизма он представлен как Срединный путь, свободный от крайностей между физическим и духовным миром. Он известен как Восьмеричная благородная дорога, определяемая правилами поведения в мысли, в слове и в действии.

1. Истинное воззрение - праведное понимание.
2. Истинное размышление - праведные мысли о целях.
3. Истинная речь - праведное слово.
4. Истинные поступки - праведное действие.
5. Истинный образ жизни - праведный способ существования.
6. Истинное усердие - праведное усилие.
7. Истинное намерение - праведное внимание.
8. Праведное сосредоточение, или медитация.

Таковы восемь составляющих учения об освобождения из колеса сансары и обретения себя настоящего. При правильном соблюдении и претворении в жизнь этих установок человек приходит к уравновешенной и гармоничной жизни, приносящей пользу личности и обществу.

Все составляющие взаимозависимы; их нужно культивировать одновременно, поскольку каждая из них облегчает развитие других и направляет к духовному развитию. Учитывая многообразие индивидуальных особенностей, для каждого человека свой путь к освобождению от страданий.

Юнгианская типология

Благодаря исследованиям К.Г. Юнга и созданной им типологии мы можем не только перевести термины буддизма на близкий нам язык, но и прояснить ситуацию с поиском индивидуального пути к освобождению от страданий.

Зная свой тип, мы определенно может сказать, что вот этот путь мой, а этот для меня совсем не пригоден. На этом пути мои врожденные склонности разовьются максимально и принесут максимальную пользу, а этот путь будет непродуктивен и мучителен.

К.Г. Юнг выделил 4 функции сознания: мышления, чувства, интуиция (бессознательное восприятие) и ощущения (восприятие посредством органов чувств). Кроме того каждая из этих функций представлена в экстраверстной (направленной на внешний объект) и интровертной (направленной внутрь на себя) установке. Всего, таким образом, мы имеем 8 моделей функционирования сознания.

С восьмеричным путем буддизма они соотносятся следующим образом:

1. Истинное воззрение и праведное понимание – экстравертное мышление (внимание к накопленным человечеством знаниям о природе реальности – мы называем это так).
2. Истинное размышление и праведные мысли о целях – интровертное мышление (аналитические способности, рассуждения – я думаю назвать это так).
3. Истинная речь - праведное слово – экстравертное ощущение (это есть, да будет так).
4. Истинные поступки - праведное действие – интровертное ощущение (я тот, кто это воспринимает и ощущает это действительным).
5. Истинный образ жизни и праведный способ существования – экстравертное чувство (самовыражение в оценке чего-либо как хорошее или плохое).
6. Истинное усердие и праведное усилие – интровертное чувство (у меня это откликается как приятное или неприятное, красивое или некрасивое).
7. Истинное намерение и праведное внимание – экстравертная интуиция (из этого получится это, предвидение, предчувствование возможного развития).
8. Праведное сосредоточение, или медитация – интровертная интуиция. (истинное октрывается внутри, видение сердцем, это возможно будет так, связь временем – медиация прошлого, настоящего и будущего).

Тип того или иного человека зависит от того, в какой позиции (ведущей, первой дополнительной, второй дополнительной или подчиненной) будет находится та или иная функция его сознания (мышление, чувства, интуиция, ощущение). Свой тип, согласной юнгианской типологии вы можете определить через разработанные разными исследователями тесты1.


Функции сознания и архетипы в Игре «Metropolis»

Ведущая функция - архетип Героя, пути Воина и Веры

В ведущей позиции находится наше героическое Эго и оно может проявляться как мыслящее, чувствующее, интуитивное или действующее.

У экстраверта героическое Эго будет смешиваться с Персоной – социальным посредником в общении с другими и Я этого человека таково, каким его видят окружающие. В свою очередь у интроверта его Я не столь очевидно, так как социальная Персона лишь маскирует его Я от окружения.

Архетип Героя и степень его героичности у экстраверта более выражен, чем у интроверта. Героизм же интроверта определяется лишь в особых условиях, когда ему приходится отстоять свою веру. Так или иначе, каждый является потенциальным героем. У каждого есть ведущая функция, развитие которой уготовлено с рождения. Но не каждый может выйти на свой героический путь, одетый в своем собственном облачении, то есть через свою ведущую функцию.

Бывает, что предки и окружение, род и семья навязывают ребенку развитие в несвойственном ему русле. Например, тому, кто мог бы достичь максимального роста в понимании и реализации мыслительной функции навязывают стать чувствительным или из чувствительного ребенка пытаются сделать умника и школьного отличника.

В результате врожденная ведущая функция оказывается недооценена, недоразвита и героическое Эго вместо того, чтобы идти своим путем сходит с предуготованной дороги для обслуживания ожиданий других людей.

Первая дополнительная функция - внутренние родительские фигуры, архетипы Отца и Матери.

Для становления героя нужны достаточно хорошие родительские фигуры, поддерживающие ребенка и поэтому вспомогательную первую дополнительную функцию в юнгианской типологии связывают с родителями и родительскими архетипами.

От того, насколько архетипы Матери и Отца могут полноценно реализоваться через реальных отца и мать, от того насколько хорошо они выполнят свои функции ()материнскую и отцовскую) будет зависеть степень развития первой дополнительной функции сознания. Содержательно она может быть представлена либо мышлением, либо чувствами или интуицией, либо ощущением.

Вспомогательная функция показывает, в каком пространстве героическое Эго найдет свою максимальную реализацию, насколько он будет социально успешен и в какой мере отцовский и материнский архетипы будут способствовать ему в этом. Если отец окажется деспотичен, а мать холодна, то с первой дополнительной функцией неизбежно возникнут проблемы.

Вторая дополнительная функция - архетип Ребенка и путь Игры

Это функция, от которой зависит способность порождать нечто неожиданное и новое, художественные наклонности, спонтанность, ощущение счастья, принятие Героя миром и общее чувство удовлетворенности жизнью. Данная функция не нагружена адаптивным значением и поэтому вроде как второстепенна. Но именно от нее зависит, будет ли человек способен к Игре, насколько свободно он будет проявлять себя в любовных отношениях, будет ли он творческой личностью.

В зависимости от типа личности это творчество может быть выражено опять же либо в мыслительном, чувствующем, интуитивном или ощущающем качестве.

Подчиненная (низшая) функция - архетипы Анимы и Анимуса, пути Магии и Власти

Эта самая темная и бессознательная функция, но в ней же и самый большой потенциал психического. В экстравертном варианте находит выражение на пути Магии и преобразования реальности (Станции на нижней части синей радиальной линии), а на интровертном уровне – через путь Власти и Влияния (Станции на нижней части красной вертикальной линии).

Поскольку речь идет о так называемых контрсексуальных архетипах, определяющих противоположность биологического пола человека мы можем предположить, что и магия и власть (магия власти, как и власть магии) тесно связаны с бессознательным сексуальным влечением.

Будучи максимальной бессознательной эта функция проецируется на людей противоположного пола и максимально заряжена либидонозной энергией, которая почти не поддается сознательному контролю. Такова природа магии власти, власти магии, власти сексуального влечения и либидо как жизненной энергии в целом.

Здесь мы говорим о пугающих интуитивных прозрениях, грубой чувственности, эмоциональной нестабильности, злодейских замыслах. Конкретный рисунок зависит от того, какая функция сознания окажется в этой подчиненной позиции. Все, что мы можем для предупреждения взрыва в этом нашем внутреннем ядерном реакторе, это внимательно присматривать за ним и хотя бы пытаться соблюдать технику безопасности. И, конечно, важно направить эту энергию в мирное и продуктивное русло.


В Тени Станции «Сиддхартха»

Здесь мы рискуем встретиться с путаницей, способной окончательно разрушить власть нашего Эго. Но если помнить, что страдание есть следствие попытки Эго управлять всей жизнью, то может это и не так уж плохо.

Здесь появляются теневые аспекты ведущей, двух дополнительных и подчиненной функций и мы можем встретить проявления теневой энергии архетипов:

Тень Героя – злодейский герой, наделенный явно отрицательными чертами, но, несмотря на это занимающий место протагониста.

В Тени первой дополнительной функции мы встречаемся с теневыми аспектами родительских фигур, представленных образами злобного старца, тирана или ведьмы, ужасной матери.

В Тени детской части архетипа Младенца живет маленький демон, ужасный младенец, стремящийся все разрушить. Здесь таится огромная трикстерная энергия насмешек и жестоких шуток над потугами нашего Эго сохранить за собой властные полномочия.

Если мы сохранимся в Тени детской части, то теперь уже рискуем пропасть в Тени Анимы и Анимуса. Здесь подчиненная функция представлена Демоном и Демоницей - образами обольщающими, иссушающими душу и высасывающими энергию. Но на дне этой бездны, потеряв всяческие надежды можно увидеть свет в конце туннеля и вернуться к светлой стороне Героя – к своей ведущей функции.


Задачи Станции

Вы находитесь на пути Веры и все, что будет предложено дальше, имеет смысл при условии, что вы готовы отнестись с доверием и к юнгианской типологии, и к вероучению буддизма. И то и другое есть сопряженные друг с другом способы поиска Истины.

1. Пройдите тестирование и определить свой тип. Соотнести свою ведущую (героическую) функцию либо с мышлением, либо с чувствами, либо с ощущением, либо с интуицией.

2. Впишите себя в игровое поле, которое является игрой иллюзий Героя. Чтобы освободиться от иллюзий и выйти из игровой сансары, нужно принять в ней осознанное участие. Никто не рождается Буддой и никто не вступает в Игру, являясь буддой Игры..

3. Если вы пришли, чтобы сыграть в свою Игру экстравертом, значит ваша ведущая функция соотносится с путем Воина, Знания, Магии или Игры. Это экстравертные пути, предполагающие установку на обладание объектами внешнего мира. В Игре они представлены радиальными линиями синего и желтого цвета. Соответственно Станции одного из этих четырех путей будут рассказывать вам о вашей ведущей экстравертной функции.

Если вы интроверт, то ваша ведущая функция привязана к иллюзиям, амбициям и страданиям на пути Веры или Власти - красная вертикальная отцовская линия. В случае инровертной установки сознания возможно также, что ваша ведущая функция соединяется с горизонтальной коричневой материнской линией, связанной с рождением, смертью, удовлетворением желаний на пути выживания и поиском наслаждений. Отцовская вертикаль, материнская горизонталь и все Станции на этих линиях будут представлять интровертную установку на овладение внутренними сокровищами, которыми соблазняет жизнь. Поскольку на Станции «Сиддхартха» мы играем в учение Будды, то все с чем мы здесь встретимся также являются иллюзиями, приносящими страдания.

Переживать эти иллюзии и наши привязанности мы будем каким-то определенным способом, который зависит от того какая из функций – мышление, чувства, интуиция или ощущение попадут в ведущую позицию.

Зная, какова ведущая функция – экстравертная она или интроверная, мы автоматически знаем вертность первой дополнительной функции. У экстраверта она будет интровертной, а у интроверта экстравертной. Игровое поле показывает очевидность этого. При движении колеса за экстравертной линией следует интровертная, а за интровертной экстравертная.

Мы знаем также, что если ваша ведущая функция была связана с интуицией или ощущениям, то дополнительная будет связана с мышлением или чувствами. Такова закономерность Игры и юнгианской типологии функций.

Про иллюзорность того, что мы видим и с чем встречаемся в Игре, напоминает начальная Станция (0). Это центр колеса, в котором все и ничего одновременно. И чем быстрее крутиться колесо и спицы сливаются до неразличимости и становится очевидно, что в действительности есть только центр и в этом центре Ничто, пустота, выражающее наше истинное большое Я.

Согласно буддийскому учению, в первоисточнике сансары находится невежество и несознательность, которую проявляют в ответ на гедонистические желания наши функции сознания.

Чем лучше мы осознаем как они работают, тем меньше уровень страданий. Тем больше наша свобода от иллюзий видимого мира, изображаемого нашей Игрой и всеми прочими, что придумывали когда-то люди.

Как говорят буддисты наш заклятый враг — это эгоизм, зажатость Эго самоувлеченностью и самолюбием. Все наши страдания исходят отсюда. Следуя Восмеричным путем или, что тоже, преодолевая эгоизм через развитие все четырех функций сознания, мы становимся целостными.

Анализируя свой игровой опыт от Станции к Станции мы встречаемся с непостоянством привязанностей. Сначала одна Станция увлекает или разочаровывает наше Эго, потом следующая и следующая. При этом важны, конечно, не сами Станции как таковые, а то, какой опыт, какие комплексы они актуализируют. С этим по-хорошему надо встретиться, чтобы каким-то добродетельным и конструктивным опытом пережить заново то, с чем имели дело бессознательно и невежественно, чтобы ослабить закон кармы и предупредить страдания в будущем. Если страдания продолжаются, значит работа и поиск срединного пути нужно продолжать.

Срединный путь Сиддхартхы в Игре проходит между первой и второй дополнительными функциями - между двумя берегами вашей реки жизни, соединяющей исток и устье. Стоит задача соединить либо интуицию и сенсорику, либо мышление и чувства.

Если вы определили свою ведущую функцию как мышление или чувства, то срединный путь пройдет между интуицией и ощущением, а если - как интуицию или ощущение, то - между мышлением и функцией чувств.

В первом случае стоит вопрос о том, как вы можете реализовать в жизни единство ощущений и интуиции - как воплощается ваше интуитивное тело (например, через интуитивный выбор продуктов питания, интуитивное приготовление еды), как открывается ваша интуиция в телесности? Во втором случае, что рассказывает вам телесная интуиция, т.н. тело сновидений, о чем не физическом сообщают ощущения тела. Подсказки как выйти на свой срединный путь в этом.


1. Для определения своего типа вы можете воспользоваться имеющимися в Интернете тестами Майерс-Бригс или соционическим тестом, а пояснения получить у ведущего Игры.