Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber, Telegram

Авраам


Вы — то, что вы делаете, а не то, что вы говорите, что собираетесь делать (К.Г. Юнг)

Прародитель еврейского народа и родоначальник авраамических религий Авраам является архетипом Отца — фигурой самости, парсонализированной в Отце. Его образ воплощает договор (завет) человека с Богом и отсылает к идее Бога - Отца, передающего власть и руководство людьми земному Отцу — патриарху Аврааму.

Глава скотоводческого племени из рода Семита ставший Авраамом исторически связан с иудаизмом. Сегодня исповедующие эту религию составляют менее 1-го процента от населения Земли, но Авраам как фигура посредника между Абсолютом и человеком представляет собой общую архетипическую фигуру Отца для большой надплеменной общности иудеев, христиан и мусульман, составляющих более 50-и процентов населения Земли.


Если добавить сюда тех, кто не причисляет себя к тому или иному вероисповеданию, то можно сказать, что Авраамм является интерфейсом отцовского архетипа глобального мирового масштаба.


Привычные слова - "ты должен (должна)", "не прыгай, не смейся, не кричи, не крутись на стуле"... и еще тысячи фраз можно услышать не только от родителей и воспитателей. На каком бы языке они не произносились сегодня, органичнее всего они звучали бы на арамейском диалекте ближнего Востока и, кроме того, из своего же собственного бессознательного. Все наши долженствования и запреты, идущие, как кажется, от внешнего мира обусловлены принуждением внутреннего праотца Авраама.

Авраам в душе современного человека живее всех живых и всмотревшись в себя на самопросвечивание можно увидеть его строгий лик. Первое, что приходит в связи с Авраамом внутри — это диктат отцовского закона, которому починяются как высшему авторитету. Когда мы слышим голос, требующий подчинения, разъединения с неверными, следуем букве закона и страшимся наказания мы на связи с гневливым Яхве, карающим за отступничество и снова вспоминаем Авраама, который смог наладить с ним отношения. Когда мы чувствуем моральные терзания, погружаемся в чувство затапливающей вины и сжигающего стыда мы становимся допотопными людьми, забывшими Бога и погрязшими в пороке жителями сожженных Содома и Гоморры. И спасти от жесткого наказания может Авраам, имеющий право сказать: «Делай, что должен, и будь, что будет».

В следовании отцовским законам легко свернуть на дорожку ошибочного толкования договора с Богом. Вера не означает послушания авторитету, дающему избавление от рисков и ответственности. Хотя для людей с институализированной верой это случается когда они принимают веру своего реального отца. В этом случае разрыв между реальным отцом и архетипическим, символическим и небесным преодолевается проще за счет того, что отец приводит ребенка к вере. И все же настоящая встреча с внеличностной силой в любом ее виде сопряжена с личным испытанием на практике. Здесь не скрыться от сложных вопросов, которые касаются любого человека: Сможешь ли ты последовать за тем, во что веришь, за тем, кому веришь? Может твоя вера безумна или безумец тот, кому ты поверил? Что произойдет с верой отца, когда с фигуры реального отца спадет пелена идеализации?

Ветхозаветный контекст не только учит отделять правильную веру от неправильной, веру от суеверия, веру в единого Бога от язычества, но и дает прививку от идолопоклонства идеологиям. В этом его непреходящая ценность. Для веры нужны особые личные обстоятельства, нуминозный опыт, а не идеи, которые можно обдумать на досуге и поискать подтверждения в книгах. Настоящая вера рождается в душе через сомнения, через поиск законо-мерностей, обращена к мудрости отцовской фигуры и предполагает хотя бы до-верие к внутреннему голосу, обращающегося лично к тебе. Другой важный урок Ветхого Завета это указание на то, что вера требует поступка и действия: не лежите и не сидите, встаньте, идите, скажите, просите, стучите... Вера в бездействии мертва и пример Авраама — это пример действия1.


Тень Станции: Отсутствующий отец

Ora et labora2

Если мать любит, а отец верит в тебя, то у тебя уже все есть чтобы отправится в любой путь. Но если материнской любви было недостаточно, то и тебе достанется немного. И что если отец был отсутствующий – занятый чем-то своим, отстраненный, подавленный, по-юношески незрелый, пьющий, слишком мягкий, рано умерший? В этом случае во главу угла ставится вопрос веры, которая спасала людей в те времена, когда и матерям было не до каждого отдельного ребенка, и убитых отцов становилось больше, чем живых?

Неуверенность есть исходное детское состояние пустоты, с которым мы остаемся пока не встретим отца в том или ином обличие. Через заботу матери мы можем поверить в то, что хорош окружающий нас мир. Мать в отсутствии отца способна по-своему передать ребенку понятие закона от ее отца, деда, прадеда и при условии, что эта мать сама хорошо вписана в патриархальную систему. Это происходит бессознательно, к иерархии и подчинению можно приучить даже животное. Но лишь через отца мы можем обрести веру в себя. Далеко не всегда речь идет о реальном отце, хотя это ожидание и обращено прежде всего к нему. Передача отцовского закона, обеспечивающего структуру, иерархию и порядок в отцовской функции не главное и вполне себе заменяемо. Ключевым из получаемого от отца является вера в то, что остается за пределом материнского и материального мира: ценности, совесть, ответственность и готовность к трансценденции. Если же отца нет и отцовская функция выполнена лишь отчасти, нам требуется фигура архетипического Отца, вера в него и через эту веру уверенность в себе — отсутствие страха перед запредельным.

Сколько современных людей в разные периоды своей жизни оказавшись на кресте безотцовщины могли бы повторит слова Иисуса: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46). Не "почему?" - вопрос, взывающий к жалости, а вопрос о смысле - "для чего?". Богооставленность Христа, как известно, потребовалась, чтобы свершилась искупительная жертва и Богочеловек испил до самого дна чашу человеческих страданий. Но что с обычным человеком, оставленным его отцом? Какой смысл может быть в этом? Без упоминания архетипического Отца на этот вопрос невозможно ответить сколько-нибудь удовлетворительно. Краткий ответ в том, что смысл покинутости своим реальным отцом в том, чтобы у человека появилась серьезная причина искать отцовское начало в Отце архетипическом, то есть, начать или продолжить поиск, который не удался его реальному отцу.

Подробнее:

Что не так с отцами, оставляющими своих детей? Характеры и судьбы этих отцов разнятся, они идеализируются детьми и/или презираются ими, но общим является то, что они сами пребывают в печали покинутости, в отчаянии безверия, в саморазрушении и/или в духовном поиске. Такое наследие получают покинутые отцами дети, подрастают, выходят в социум без отцовской поддержки и протекции и зачастую ищут поддержку в религиозной вере.

Иисус Христос рассказывал притчу о возвращении блудного сына и милостивом отце, простившим свое чадо. Так и Бог Нового Завета прощает заблудшие души, радуясь, что "тот, кто был мертв теперь жив". Но в Ветхом Завете, в одной из темных его историй Бог приказывает Аврааму принести в жертву сына Исаака. То, чего не сделал бы всепрощающий Бог Нового Завета делает Яхве и требует от Авраама еще раз подтвердить глубину веры3.

Разница не только в историческом контексте или смягчении нравов, имеет значение отличия в функционале между новозаветным отцом, представляющим отцелюбие и старозаветным, укрепляющим веру, между отцом принимающим и прощающим и отцом веры, способным у-беждать (быть у беды когда нет веры) и наказывать (давать наказы). Таковы два неразделимых аспекта одного и того же отцовского архетипа в коллективной психике и полюса отцовского комплекса в индивидуальной.

Если ветхозаветный Авраам и его Бог погружаются в тень коллективного сознания, то из этого мрака появляются чудища тоталитарной и авторитарной власти — фашизм, коммунизм и нечто подобное, что опознается по идеологии, делам и преступным предводителям. И тогда уже никакие искупительные христианские жертвы не способны изменить ситуацию, пока сам Яхве не нашлет на все человечество или на весь народ свой гнев. Сегодня мы говорим об этом в терминах коллективной метафизической вины (К. Ясперс) и коллективной бессознательной ответственности, в которой есть надежда - "если Бог гневается, значить не забыл про нас" и из которой вырастает осознание личной ответственности. При тех ужасных последствиях в виде геноцида народов, к которому может привести коллективная ответственность важно понимать, что ее альтернатива еще более дикая — "каждый за себя, а Бог против всех" - новое вавилонское столпотворение и разрушение цивилизаций4.

В союзе между человеком и Богом не только Бог учит человека, но и человек Бога. Аналитические психологи в этом случае говорят о двухстороннем движении по оси эго - самость, по которой движется энергия Любви и энергия Воли. В зависимости от пропорции каждый из нас чуть более архаичный старозаветный, настроенный на волевое воздействие или современный новозаветный человек, для которого нужно лекарство в виде Любви5. Для баланса нужен и старо- и новозаветный отец, но если отсутствует любящий отец, то необходим хотя бы тот, кто проверяет твои волевые качества, будет интересоваться твоими победами и вселяет веру. Это важные условия инициации, необходимой, чтобы ребенок отправился в свой путь, сохраняя веру в себя и имея возможность гордиться своими достижениями. Если же нет ни того, ни другого отцовского прототипа, то мы имеем тотально отсутствующую фигуру отца и рискуем навсегда остаться в ловушке материнского мира.

Если отец отсутствует или недосягаем, то становишься агностиком, не веришь ни в Бога, ни в Черта. Тогда состояние духовной немощи, прячут за само-уверенностью в своей правоте и чем сильнее компенсаторная защита, тем слабее связь с Богом — эго оторванное от самости становится кораблем без капитана и парусов. Но если отец заслуживает твое доверия и когда отец верит в тебя, в тебя верит и Бог. Отношения веры взаимны.

Люди создают в проекции (бессознательно проектируют) своих богов. Так же и сын (ребенок) делает своего отца отцом. Каждый ребенок способен воссоздать отсутствующего отца, даже в тех случаях, когда он ни разу не видел его. Создание образов не техническая, а психологическая задача, с которой справляется психика ребенка при отсутствующем отце. Вырастая ребенок несет в себе отсутствующего отца, воплощая все недополученное от него через свою собственную жизнь. Потенциально каждый ребенок при отсутствующем отце способен найти свой путь к божественной самости через архетип Отца. Где-то там за кулисами освещенной сцены сознания всегда присутствует фигура условного Авраама, которая может быть выведена на сцену.

На этой нашей Станции Авраам находится в центре сцены и через него утверждается, что вера обладает первостепенной важностью в отношениях с отцом. Соответственно в тени мы находим состояние, в котором не можем найти отца и оказываемся в состоянии безверия и неуверенности. Мы не можем подобно Аврааму почувствовать себя Богом у-веренным. Мы ближе к Исааку, у которого нет права даже на то, чтобы почувствовать себя уверенными в том, что он имеем право на жизнь. Его жизнь принадлежит отцу и лишь подчиняясь можно пройти с ним в его вере и почувствовать себя у-веренным вслед за ним. Испытание верой проходит не Исаак, а Авраам, но не скажешь, что Исаак играет в этой драме второстепенную роль. На кону его жизнь. То же происходит и с детьми отсутствующих отцов нашего времени.


Послание путешественнику

И сказал Бог Аврааму... (Бытие 12:1-3)

Согласно библейской легенде, прошло десять поколений после Потопа, когда Бог говорил с человеком Ноем. Через 100 лет молчания Он выбрал Авраама, чтобы обратиться к нему с новым откровением. Событие это экстраординарно и далеко не каждый человек той эпохи с развитой интуицией мог выйти на прямую связь с Богом и услышать откровение. И все же, попробуйте услышать слова Бога так, как если бы они были обращены к вам.

— Выйди из земли твоей, - говорит Бог тогда еще не Аврааму, а Авраму. Он приказывает ему выйти из земли в двухстах километров от у Вавилона. От места, где строится Вавилонская башня, где люди перестали слышать друг друга, оторвались от земного материнского, но не научились договариваться между собой и с Богом. Бог призывает уйти с этого места, выйти за свои пределы, из того, во что ты врос, выйти за горизонт своего мира – языческого мировоззрения, «предпочитая невидимое видимому, неизвестное известному» (Иоан Златоуст), где предел неизвестного положен Богом Отцом.

— Выйди из родства твоего,… из дома отца твоего – продолжает Бог. Это испытание предполагает потерю защиты и поддержки со стороны привычного обжитого мир, не полагайся на знакомства, авторитеты, на то, что накопили твои предки, передали тебе и теперь ты считаешь это своим. Это не значит отказаться от обычаев предков и отрезать себя от корней своих бессознательных культурных комплексов (миссия не выполнима). Выполнимым, но сложным испытанием является задача ослабить узы не только своих личных родительских, но и культурных комплексов: изжить из себя комплексы русского, еврея, немца... и сохранить здоровую национальную идентичность. Авраам выходит из дома отца своего, но своего отца берет со собой в дальний путь.

В этом пути отец, как и отцовский комплекс по мере взросления ослабевает и "умирает", то есть перестает оказывать какое-то существенное влияние. В старшем возрасте отец может приходить в воспоминаниях и сновидении, но он скорее уже является презентацией самости и взамен утраченного отца мы получаем поддержку на более глубоком уровне.

— Выйди в земли, которые я тебе укажу, – говорит Бог Аврааму, но дает лишь направление, не предлагая маршрут и путеводитель. Смысл в том, чтобы сверять каждый свой шаг с Богом, «иди туда – не зная куда» в некую обещанную Богом – обетованную землю. Сначала твой шаг, твоя личная инициатива и находчивость, а потом Бог удостоверяет достоен ли твой выбор, достойно ли то или иное решение, достойно ли ты поступил. Этот божественный навигатор для странствующего народа можно отнести на счет морального состояния его духовного лидера. В индивидуальном случае это твоя личная совесть и твой собственный GPS6, ведущий по жизни.

Бог многократно испытывает веру Авраама и со своей стороны выполняет обещанное. Сказал, что сильно пожилая Сара родит ему наследника и когда Аврааму исполняется 100 лет рождается Исаак. Так отношения взаимности Высшего и человеческого реализуются через до-верие и веру. Так же строятся близкие отношения между людьми, основанные на до-верии, которое появляется по мере испытаний.

Авраам Богом у-веренный проходит свои испытания и Святое писание учит, что настоящая уверенность идет только от Бога как высшей инстанции независимо от того, представлена она именем Яхве (образом Бога любой другой религии), совестью или самостью. Также и мы, рожденные слабыми и не-уверенными первоначально может получить уверенность от своих родителей, воспитателей и учителей, которые растят и пестуют нас пока их уверенность не станет фактом нашей психики. Но и будучи взрослыми, мы все еще нуждаемся в том, чтобы кто-то поверил в нас и укрепил в само-стоятельности. Если материнская вера слепа и полагается на безусловную любовь, то отцовская вера требует практических подтверждений. В зачет идут только твои выборы, решения и действия. Не важно верные они или ошибочные, правильные или неправильные. Если жить по вере и быть в пути, на который тебя наставил Бог (здесь имеется ввиду любое начинание и дело, в котором ты уверен), то будут и коррективы свыше — голоса, образы и знаки. Чтобы удостовериться в этом нужно не только быть внимательным к происходящему в настоящем, но и вспомнить как в прошлом вы получали сообщения, указания и корректировки от Бога, от своей самости и/или от патриарха Авраама.

Анекдот и практическое задание:

Мама интересуется что рисует ребенок:
- Бога, - отвечает ребенок.
- Но его ведь никто не видел, - удивляется мама.
- Теперь увидят, - утвердительно говорит ребенок.

Неважно сколько изображений Авраама вы сможете найти в открытом доступе, нарисуйте своего Авраама и совсем не обязательно, что это будет старик с наружностью народов Ближнего Востока. Просто возьмите карандаш и в состоянии легкой отрешенности позвольте ему нарисоваться.


1. В «Книге Созидания»-Сефер Йецира, гл. V, § 10, вероятно, содержится намек на то, что сам Авраам, постигнув тайную силу чисел и букв, практиковал магические действа: «Когда узрел Авраам, отец наш, и глядел, и смотрел, и исследовал, и уразумел, и вырезал, и высек, и сложил, и образовал, и (это) ему удалось...» (Книга Авраама, называемая Книгой Созидания. — СПб.: Изд־во С.-Петерб. ун-та, 2007. —c, 11)

2. Ora et labora (молись и работай — лат.).

3. Когда подрос долгожданный сын Авраама и Сары Исаак, Бог приказал Аврааму принести сына в жертву. Ханаанский обычай принесения в жертву детей, повсеместно заимствованный израильтянами в те времена воспринимался не столь ужасным. Сына в хозяйстве можно было попытаться завести и нового, а Бог единственен в своем качестве. Следуя указанию Авраам с сыном поднялись на указанную богом гору, при этом сын нес охапку дров для своего сожжения, а Авраам взял огонь и нож, чтобы заколоть жертву и разжечь костер. В тот момент, когда Авраам уже занес нож для удара явился Ангел и сообщил, что испытание закончилось. Конечно, здесь не стоит торопиться с выводами о бесчеловечности Авраама. Для ханаанских и древне-иудейских племен (а так же для древних индийцев, персов, сирийцеы, финикиян, египтян, арабов, карфагенян, эфиопов, греков, римлян, кельтов, германцец, славян, литовцев, скифов и др.) это был распространенный обычай. У евреев же, начиная с Авраама появилось обрезание младенцев как замена кровавой жертвы. Но и после того, как Яхве отозвал свою недобрую заповедь, люди продолжали приносить детей в жертву (т.н. народный яхвизм) и в некотором роде это длится вплоть до настоящего времени. Не редко и современные т.н. цивилизованные родители приносят детей в жертву ради своего эгоизма или в услужение какой-то коллективной идеи. "Рожайте и отправляйте на смерть" — говорит современная идеология, взявшая в наследие от древних времен самое дикое.

4. После публикации в 1952 году книги "Ответ Иову" К.Г. Юнг вел дискусиию с римско-католическим священником В. Уайтом. "Он [Юнг] вынашивал послание человечеству, которое, по его мнению, было крайне необходимо в то время, когда мир находился на грани катастрофического раскола и разрушения. Он выступал за осознанность, за индивидуальную ответственность, за зрелость. Он чувствовал, что только при таких обстоятельствах мир сможет выжить. А Уайт пытался защищать иллюзию, которая лишала людей инициативы, препятствовала осознанию индивидуальной ответственности и не смогла уберечь народы от участия в двух бесчеловечных войнах XX века.
Вавилон. Согласно взгляду Юнга на мир, христианская религия в том виде, в котором она представлена и дожила до того момента в Европе, оказалась неспособной сдерживать имеющиеся в истории мощные тенденции раскола. Она только заставляла людей прятать головы в песок и наивно позволяла им верить, что в конце концов все будет хорошо, так как историей управляет добрый Бог... Люди должны повзрослеть и взять на себя ответственность за историю и за планету, а не ждать пассивно, пока добрый Бог расставит все по своим местам. Представление о Боге не должно быть таким наивным" (Стайн М., Т.1, С. 213.).

5. ...реформатор и раввин Иисус попытался внедрить ту более прогрессивную и с точки зрения психологии более правильную точку зрения, что не верность закону, а любовь и доброта являются лекарством от зла (Юнг К.Г. Misterium Coniuctionis. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 1997. - С. 172).

6. GPS — спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение во всемирной системе координат. Позволяет почти при любой погоде определять местоположение в любом месте Земли и околоземного космического пространства.



Смотреть по теме:

Застава Ильича (1964) - 2.51'
Авраам (1993)
Суд на Богом (2008)
Скеллиг (2009)

Материалы к Станции "Авраам" на форуме.