Аналитическая психология Юнгианский анализ
Ул. Скляренко, 46
8 (917) 101-34-34

Животные в сновидении

Джеймс Хиллман

Фото сновидение: Andzela Kidvell

"В глубинной психологии образы животных интерпретируют обычно как отображения инстинктивного, сексуального, дикого. Эволюционные теории и христианские предубеждения также являются частью подобной картины толкования. Я же предпочитаю рассматривать животных в сновидениях как Богов, как божественные, разумные, автохтонные силы, которые требуют уважения к ним...

Я попытаюсь отойти от интерпретирования животных в сновидениях как образов жизни, как образов отображающих нашу силу, амбиции, сексуальную энергию, а также как любые проявления раджаса (гуна страсти в индуизме), различных требований желания или же компульсивных грехов и пороков, которые мы в нашей культуре проецируем на животных, и продолжаем проецировать в наших интерпретациях сновидений. Если мы попробуем рассмотреть животных с точки зрения потустороннего мира, то увидим их как курьеров души и, возможно, как тотемных курьеров наших смертных душ, помогающих нам видеть во тьме. Для того, чтобы понять чем они являются и что они делают в сновидениях, необходимо уделить больше внимания самому образу сновидения, а не нашим реакциям на него. Подобно засидке на уток или же охоте на оленя, наше внимание должно быть полностью сосредоточено на образе животного, на любых его проявлениях, а также на нашем смущении и волнении от попыток следовать аккуратным проявлениям его спонтанности. Только тогда мы сможем понять то, что это животное значит для нас в наших сновидениях...

Животные в сновидениях являются скорее familiaris, немыми братьями нашей души или же лекарями души, которые понимают психические принципы иначе, чем наше дневное Эго, и которые таким образом являются смертью для бодрствующего мира...

Нам стоит уделить должное внимание животным, которых мы встречаем в сновидениях, особенно если учтём эти распространенные верования в то, что в животных воплощаются души наших предков. Согласно миру ночи, эти образы несут в себе те специфические душевные качества, то поведение и ту суть, для которых нет лучшей формы, чем форма животного...

Появление животных в сновидениях возвращает нас к Адаму. И мы находим его в пещере, в которой он рисовал животную душу на стенах подземелий воображения. Конечно же, разные животные обладают различными свойствами и формами витальности, и потому некоторые заявляли, что “животные в сновидениях символизируют инстинкты, они отображают нашу примитивность и дикость”. Но это не так. Во-первых, потому что они не принадлежат нам и не являются нами или же нашими частями. Во-вторых, потому что они не являются образами животных, но образами в форме животных. Эти животные из сновидений показывают нам, что и у потустороннего мира есть свои клыки и когти, и тем самым позволяют нам осознать, что образы — это всегда даймонические силы. Но, по крайней мере, мы можем оказать им то первобытное почтение, которое мы можем увидеть в Адаме, рисующем животных в темноте пещер, который уделял столь много внимания каждому животному на своих рисунках, что, кажется, мог дать им имена. Нам нужны эти огромные пещеры и любящее внимание. И тогда они, возможно, смогут прийти к нам и рассказать о себе" .


Барбара Ханна, Лекции о кошках, собаках и лошадях


"Животные почти всегда олицетворяют инстинкты, когда мы встречаемся с ними во сне… Каждое животное представляет свой инстинкт или, если хотите, другой аспект инстинкта".


Змея в сновидениях

К.Г. Юнг:

"Низшие позвоночные с древних времен были излюбленными символами основы коллективной психики, которая, с точки зрения анатомии, локализуется в подкорковых центрах, мозжечке и спинном мозге. Форма расположения этих органов напоминает змею. Следовательно, змеи в сновидениях обычно появляются, когда происходит отклонение сознания от его инстинктивной основы".

"Тело, которое у меня было вчера и раньше, когда я был крохой или эмбрионом, вплоть до самой смерти, образует полосу, длинную последовательность тел. Это превращает человека в змею, а время и есть змея.
В четвертом измерении человек —это червь, и наша длина измеряется не в метрах, а числом наших лет.
Можно сказать, что это совершенно сумасшедшая идея, но я проиллюстрирую ее с религиозной почтительностью.
Христос изображается как огромная змея, несущая на спине двенадцать знаков, то есть двенадцать знаков зодиака, а также двенадцать апостолов.
Он говорит: “Я есмь лоза, а вы ветви”.
Он зодиакальная змея, а они — проявление месяцев, так что представление о том, что человек — это змея, совсем не уникально.
Змея была изначальной формой бога врачей.
В храме Эскулапа была огромная змея, и в третьем веке этого зверя привезли в Рим, чтобы сразиться с духом запустения.
Веками в святилище находилась змея.
Это было поклонение змее. Посох со змеями, обвившимися вокруг него, был символом врача, кадуцеем.
Это также был символ Гермеса Мага.
Бытовало такое представление, что Эскулап сам был змеей, так что она сообщала идею лечения, как и Христос был целителем.
Спаситель и змея использовались взаимозаменяемо.
Моисей вознес змея, и Христос сказал, что должен быть вознесен, чтобы привлечь всех людей.
Гностики говорят, что Христос был змеем, посланным действительно духовным Богом, который сжалился над человечеством, когда увидел, какое жалкое и полуосознанное существование оно вело.
Он послал Христа как змея в сад Эдемский, чтобы научить людей есть от плода древа, познать добро и зло и стать осознанными.
Это необычная идея —что мы должны стать мудрыми, как змеи" (К.Г. Юнг. Анализ сновидений).


М.-Л. фон Франц:

"Как и все животные, змея представляет собой часть инстинктивной психики, однако этот инстинкт очень отдален от сознания. Когда человеку снится змея, это становится сигналом, что сознание особенно отдалилось от инстинкта; образ ее указывает, что сознательная установка становится неестественной, а значит, в каком-то смысле появляется искусственная двойственная личность (artificial double personality): с одной стороны, человек хорошо адаптирован  к внешнему миру и слишком увлечен жизнью, но вместе с тем, в решающие моменты безнадежно пасует перед трудностями. В таких случаях, - продолжает Юнг, - мы узнаем, что всегда существует некая тайная притягательная сила к недостающему внутреннему двойнику, которого человек боится и любит как то, что могло бы сделать его целостным. Именно поэтому в мифологии змея имеет двойной смысл. Она вызывает страх, выделяет яд и приносит смерть; она - враг света и вместе с тем спаситель в животном обличье, символ высшего разума (Логоса) и Христа. Появляясь в облике высшего разума змея воплощает возможность само-осознания и личностной целостности. Это животное предвещает рождение знаний не вследствие интеллектуального понимания, а непосредственно из внутреннего опыта, проницательности, тайной мудрости...
В античной мифологии змея очень часто появляется в сочетании с мотивом ребенка. Например, мифический бог и покровитель афинян, царь Эрихтоний, сын богини Афины и получеловека-полузмеи Кекропа, в младенческом возрасте был помещен в корзину.Никому нельзя было смотреть на колыбель, а если кто взглянет, то увидит в ней ребенка, окруженного змеями. Найти точное объяснение этому мотиву достаточно сложно, но на его Франции были найдены ;ларцы гностиков, относящиеся к средним векам, а может быть, и к более позднему периоду; на ларцах изображены обнаженные дети, играющие со змеями. Такое соединение божества-ребенка и божества-змеи можно встретить часто".


Р. Робертсон:

"Рептилии – особенно змеи – часто появляются в сновидениях в момент начала нового жизненного цикла. Они напоминают о двух неделимых аспектах Самости: об инстинктивной силе и о мудрости".


Черепаха в сновидении

К.Г. Юнг (лекция 4 июля 1930 г.)

"Черепаха — очень безличный символ. Очевидные черты в том, что у черепахи укрепленный дом, в который она может спрятаться и защититься от атак. Она амфибия, она апатична, долго живет, крайне мифологическая и загадочная. Все это свойства особого психологического фактора — древнего, очень мудрого и проявляющегося как в сознании, так и в бессознательном. Потому черепаха очень значима. Что она изображает, если представить ее как некую сознательную функцию?"

Далее Юнг в своей трикстерной манере противопоставляет вопрошающим: черепаха это интроверсия, но для экстраверта. Ощущение, сенсорика, но для интуита. Чувства, но для мыслительного типа. Так что же это, спрашивает он? И сам отвечает: это символ трансцендентной функции, соединяющей противоположности.


Корова в сновидении

Образ коровы воплощает в себе архетип Великоq Матери в ее природном качестве, связь со своим родом, плодородие, богатство, материнское начало.

«Я еду на большой бело-бежевой корове как на лошади по деревне и управляю ей. За мной сидит старшая сестра. Мы подъезжаем к нашему дому и нас встречают мать с отцом. Отец, видит нас и говорит маме, что нужно купить корову. Мне неприятно, что он сказал это в приказном тоне. Следом за родителями идем в дом и я вижу, что на маме укороченная красивая плиссированная юбка, каких она не носила. В доме обнимаю ее и чувствую какая она маленькая и худенькая. Спрашиваю, что с ней. Мама говорит, что плохо себя чувствует».

Как рассказывает сновидица, раньше в деревне коровы были в каждом доме. И хотя уход за коровой было трудоемким делом, но кормилица необходима когда в доме растут дети. И перед соседями было бы неудобно, если в хозяйстве нет коровы. В каждой нормальной деревенской семье должна была быть корова, это и благополучие в доме и гордость, и любимица хозяйки.

Корова как образ материнского начала представлен в сказке «Крошечка - Хаврошечка». Мама умирает (так начинаются многие сказки) и девочка остается под опекой коровы, которая выполняет за нее работу, нагружаемую злой мачехой (негативный материнский образ). Чтобы девочка выросла, корову по приказу мачехи зарезает отец. Так и должен поступить отец дочери, слушая свою жену. А девочка выполняет все наставления коровы, закапывает ее косточки в землю, голодает когда все едят, проходит инициацию, взрослеет и выходит замуж за богатого купца.

Во сне сновидица испытывает два сильных чувства. Она гордый и радостный ребенок, который едет на корове к своему родительскому дому. В завершении сна она испытывает взрослое сочувствие к матери. Мама в этом случае воспринимается отдельно от материнства - коровы, за которую ратует отец. Во сне мама - это женщина, красивая, сексуальная, но при этом худенькая и плохо себя чувствует. Женской силы в ней совсем мало. И дочь, взрослая сновидица воспринимает это с горечью.

Предшествующие сну несколько дней сновидица размышляла о различии детского и взрослого. Сновидение показывает ей ностальгическую тягу к матери в образе послушной, сильной и доброй коровы. Одновременно появляется тема женского, в чем мама не может быть для нее примером. Эти вопросы стали актуальны для сновидицы во второй половине жизни, когда вырос сын, они остались с мужем один на один и определяются кто они теперь друг для друга.