Аналитическая психология Юнгианский анализ
Ул. Скляренко, 46
8 (917) 101-34-34

Змея в сновидении


К.Г. Юнг: "Низшие позвоночные с древних времен были излюбленными символами основы коллективной психики, которая, с точки зрения анатомии, локализуется в подкорковых центрах, мозжечке и спинном мозге. Форма расположения этих органов напоминает змею. Следовательно, змеи в сновидениях обычно появляются, когда происходит отклонение сознания от его инстинктивной основы".

"Тело, которое у меня было вчера и раньше, когда я был крохой или эмбрионом, вплоть до самой смерти, образует полосу, длинную последовательность тел. Это превращает человека в змею, а время и есть змея.
В четвертом измерении человек —это червь, и наша длина измеряется не в метрах, а числом наших лет.
Можно сказать, что это совершенно сумасшедшая идея, но я проиллюстрирую ее с религиозной почтительностью.
Христос изображается как огромная змея, несущая на спине двенадцать знаков, то есть двенадцать знаков зодиака, а также двенадцать апостолов.
Он говорит: “Я есмь лоза, а вы ветви”.
Он зодиакальная змея, а они — проявление месяцев, так что представление о том, что человек — это змея, совсем не уникально.
Змея была изначальной формой бога врачей.
В храме Эскулапа была огромная змея, и в третьем веке этого зверя привезли в Рим, чтобы сразиться с духом запустения.
Веками в святилище находилась змея.
Это было поклонение змее. Посох со змеями, обвившимися вокруг него, был символом врача, кадуцеем.
Это также был символ Гермеса Мага.
Бытовало такое представление, что Эскулап сам был змеей, так что она сообщала идею лечения, как и Христос был целителем.
Спаситель и змея использовались взаимозаменяемо.
Моисей вознес змея, и Христос сказал, что должен быть вознесен, чтобы привлечь всех людей.
Гностики говорят, что Христос был змеем, посланным действительно духовным Богом, который сжалился над человечеством, когда увидел, какое жалкое и полуосознанное существование оно вело.
Он послал Христа как змея в сад Эдемский, чтобы научить людей есть от плода древа, познать добро и зло и стать осознанными.
Это необычная идея —что мы должны стать мудрыми, как змеи" (К. Г. Юнг. Анализ сновидений).

Нет описания фото.

М.- Л. фон Франц:
"Как и все животные, змея представляет собой часть инстинктивной психики, однако этот инстинкт очень отдален от сознания. Когда человеку снится змея, это становится сигналом, что сознание особенно отдалилось от инстинкта; образ ее указывает, что сознательная установка становится неестественной, а значит, в каком-то смысле появляется искусственная двойственная личность (artificial double personality): с одной стороны, человек хорошо адаптирован  к внешнему миру и слишком увлечен жизнью, но вместе с тем, в решающие моменты безнадежно пасует перед трудностями. В таких случаях, - продолжает Юнг, - мы узнаем, что всегда существует некая тайная притягательная сила к недостающему внутреннему двойнику, которого человек боится и любит как то, что могло бы сделать его целостным. Именно поэтому в мифологии змея имеет двойной смысл. Она вызывает страх, выделяет яд и приносит смерть; она - враг света и вместе с тем спаситель в животном обличье, символ высшего разума (Логоса) и Христа. Появляясь в облике высшего разума змея воплощает возможность само-осознания и личностной целостности. Это животное предвещает рождение знаний не вследствие интеллектуального понимания, а непосредственно из внутреннего опыта, проницательности, тайной мудрости...
В античной мифологии змея очень часто появляется в сочетании с мотивом ребенка. Например, мифический бог и покровитель афинян, царь Эрихтоний, сын богини Афины и получеловека-полузмеи Кекропа, в младенческом возрасте был помещен в корзину.Никому нельзя было смотреть на колыбель, а если кто взглянет, то увидит в ней ребенка, окруженного змеями. Найти точное объяснение этому мотиву достаточно сложно, но на его Франции были найдены ;ларцы гностиков, относящиеся к средним векам, а может быть, и к более позднему периоду; на ларцах изображены обнаженные дети, играющие со змеями. Такое соединение божества-ребенка и божества-змеи можно встретить часто".

Р. Робертсон:
"Рептилии – особенно змеи – часто появляются в сновидениях в момент начала нового жизненного цикла. Они напоминают о двух неделимых аспектах Самости: об инстинктивной силе и о мудрости".