Аналитическая психология Юнгианский анализ
Ул. Скляренко, 46
8 (917) 101-34-34

Ведьма. Темная сторона женственности

Женщина в роли ведьмы является пограничным персонажем. Архетип ведьмы, как и любой другой архетип имеет двойственную природу, вмещает в себя смешанные качества – защитную и сверхчеловеческую женскую агрессию и ведовство – доступ к тайному знанию переходных обрядов и природной магии.

Ведьма склонна к перевоплощению и может пребывать в образе молодой соблазнительной женщины и злобной страшной старухи.

В славянском фольклоре двойственность образа ведьмы следующим образом: Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ. Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что она поставила условие, что согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую Ягу бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами. Яга заняла пост повелительницы подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. Но бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие богов, и она превратилась в древнюю старуху, коротающую век в избе смерти.

Славянская Матушка Ягиня один из земных архетипов хозяйки леса, близкий образу Матери - Земли. Она обитает в отдалении от людей, в недоступных местах на границе леса, или «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой» («Иван-царевич и Марья Моревна»). Благодаря связи с бессознательным на границе мира живых и мертвых она знает, где добыть живую и мёртвую воду.

Ведьма может принять роды, уберечь ребенка от несчастья, но в то же время, оказавшись в роли гиперопекающей матери, может «задушить и сожрать его» - лишает возможности выйти в самостоятельную жизнь. На другом полюсе архетипа ведьмы ее инициационная роль. Баба-Яга, сажающая детей на лопату, чтобы зажарить на самом деле выполняет функцию жрицы, проводящую инициацию подростков.

Согласно В.Я. Проппу, есть три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её архаичной бессознательной силы.

Во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но, если он понимает ее принадлежность миру мертвых (видит костяную ногу) и выказывает согласие отправиться в своих поисках в этот мир, Яга совершает необходимые обрядовые действия: совершает ритуальное омовение и кормит пришедшего «покойницким», угощением. Требуя еды, герой тем показывает, что не боится этой пищи, то, что он настоящий в отличие лжегероя. Баба-яга отпускает героя и дает с собой клубок или некие сокровенные познания. Либо герой сам уносит от нее ноги, получив необходимое.

В аналитической психологии ведьмой называют женщину, которая находится под воздействием негативного негативного материнского анимуса и не чувствует себя полноценной и желанной женщиной.

Она «ощущает горечь и боль, имея твердую уверенность в том, что является более безобразной, ничтожной и злой, чем обычная женщина…. Самая характерная черта ведьмы – ее ненависть к самой себе. Она считает себя отвратительной – неимоверно толстой, безобразной, глупой и непривлекательной. При этом ведьма ощущает свою силу и влияние и всегда старается найти себе оправдание. Так, например, она может сказать: «Я чувствую, что, ворча на детей, я отравляю им жизнь, но почему-то никак не могу остановиться». Она чувствует себя виноватой в том, что в семье случаются конфликты и прочие неурядицы, но не может понять, в чем заключается ее вина. Часто вслух она называет себя стервой или мегерой, и ее партнер охотносоглашается, еще больше подкрепляя ее ненависть к себе….» (Янг-Айзендрат П. Ведьмы и герои).

В аспекте развития ведьма – это этап женской инициации, которая оказалась прервана вследствие ранней травмы отверженности, утраты или предательством. Терапевтическая задача рассмотреть в женщине, одержимой архетипом ведьмы нереализованный потенциал мудрой Жены и Матери, духовный потенциал Волшебницы и Богини.

Позитивный аспект матушки Ягини – покровительницы и защитница сирот.