Офелия - зависимый нарциссический характер
"Порой мы воспринимаем их как чувствительных, великодушных, очаровательных и достойных доверия. А иногда они производят впечатление поверхностных, неискренних, эгоцентричных, контролирующих, вторгающихся и даже поглощающих.
Объединяет все эти типажи распознаваемая структура характера – зависимый нарциссизм, в основе которого лежит ищущий паттерн отношений… Ему отчаянно необходимо внимание другого, чтобы чувствовать себя целостным и не допустить регрессию в пограничный хаос первого года жизни.
Подпитываемый сильным аффектом, свойственным ищущему паттерну отношений, человек с зависимой нарциссической структурой характера cклонен хвататься то за одного, то за другого человека в своем отчаянном поиске недостающего ≪другого≫. Этот поиск обычно направлен вовне и имеет своей целью некий конкретный объект, в то время как то, чего действительно не хватает, таинственным образом сокрыто внутри. Сильный аффект, а также в высшей степени драматические и запутанные отношения с окружающими используются в качестве защиты, чтобы не испытывать, не различать и не выражать подлинных чувств. Неспособный добраться до глубинных источников энергии, от которых он отчужден защитами, человек скитается по свету в вечном поиске, вовлекая в него разных людей – одного за другим. Такое нарциссическое использование окружающих явно не приносит удовлетворения ни ему самому, ни тем, кого он встречает на своем пути.
Многие известные литературные персонажи охвачены агонией этого паттерна. Например, Офелия, героиня трагедии Шекспира ≪Гамлет≫, является носительницей зависимой нарциссической структуры характера. Мы видим очаровательную молодую девушку, которая страстно влюбляется в Гамлета. Он вернулся ко двору и преисполнен решимости во чтобы то ни стало выяснить причину гибели своего отца. Его состояние вызывает беспокойство у отца и брата Офелии. Они запрещают девушке встречаться с принцем. И она дает согласие не видеться с возлюбленным, поскольку воля обожаемого отца и любимого брата для нее превыше всего, а от собственных чувств она надежно отрезана. Однажды, охваченный мрачными подозрениями, Гамлет по ошибке убивает отца Офелии. Смерть человека, который был смыслом ее существования, а также переживания за Гамлета оказываются невыносимыми и разрушают ее хрупкое сознание. Сойдя с ума, она бродит повсюду и в конце концов кончает жизнь самоубийством – тонет в ручье.
Перед нами история молодой женщины, которая так отчаянно нуждается в одобрении отца и так страстно жаждет любви принца, что, потеряв обоих, сходит с ума и погибает. Мэри Пайфер в своей книге ≪Воскрешая Офелию≫ исследует психологию молодых девушек на примере этой истории. Пайфер отмечает, что Офелия не ориентирована на внутреннее развитие, свою ценность она ощущает, только когда получает одобрение отца и Гамлета. Трагическим образом она разрывается на части в своем стремлении угодить всем. Пайфер аргументированно показывает, что наша культура потворствует тому, чтобы молодые девушки отставляли в сторону свое истинное Я и демонстрировали лишь маленькую толику своих талантов.
Известное, если не сказать каноническое изображение Офелии, принадлежащее кисти Джона Эверетта Миллеса, передает романтически-трагическую сущность шекспировской героини. На этой картине – чувственной, написанной густым цветом в манере прерафаэлитов – изображена Офелия, лежащая в ручье в обрамлении цветов, – утонувшая, но таинственно прекрасная.
Мы все должны серьезно задуматься над тем, что в нашей культуре этот характерологический паттерн получает все большее распространение среди девочек-подростков. Однако его носителями являются люди самых разных возрастов, в том числе большое количество мужчин, которые изо всех сил стараются найти, но так и не находят подтверждение собственной ценности в любящем взгляде, одобрении или внимании других людей. И хотя Офелия, потеряв и отца, и возлюбленного, лишает себя жизни, человек с зависимой нарциссической структурой характера в действительности крайне редко совершает самоубийство. Он может неоднократно и в чрезвычайно эмоциональной форме заявлять о намерении покончить с собой, но все эти угрозы тем или иным образом направлены на сохранение отношений.
Архетипически заряженная история Офелии раскрывает структуру характера, которая в реальности предстает в самых разных обличьях и красках. Эта структура, приобретая свойства ригидной защиты, соединяющей в себе напряженный аффект и нарциссическую непроницаемость, создает внутрипсихический и межличностных хаос. Если же степень ригидности не столь выражена, то данная структура допускает переживание очень глубоких, даже экстатических состояний, которые поддерживаются в отношениях благодаря замечательной способности проявлять эмпатию, доброту и великодушие".
Из книги Нэнси Дж. Догерти, Жаклин Дж. Вест "Матрица и потенциал характера".