Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

Персона и Тень


Юнг К.Г., Отношения между эго и бессознательным

Поскольку человеческая натура состоит не только из светлых, но изобилует и теневыми сторонами, обретаемый в практическом анализе инсайт часто оказывается болезненным, особенно в тех случаях, когда (как это обычно и бывает) человек прежде не обращал внимания на свою изнаночную сторону.


Фон Франц М.-Л. Феномены Тени и зла в волшебных сказках

В юнгианской психологии мы обычно считаем Тенью воплощение неких бессознательных сторон личности, которые могли бы войти в структуру эго-комплекса, но не вошли по тем или иным причинам. Следовательно, мы могли бы сказать, что Тенью является темная, непрожитая и подавленная часть эго-комплекса, однако это верно лишь отчасти. Юнг терпеть не мог, когда его ученики мыслили слишком узко или буквально, цеплялись за введенные им понятия, создавали из них систему и употребляли, не имея точного представления о том, что они значат! Однажды во время дискуссии он решительно прервал обсуждение сказав: «Это все ерунда! Тень – это просто все бессознательное». Он сделал так, чтобы мы забыли, как все эти феномены были открыты и как их переживает каждый отдельный человек, потому что прежде всего следует думать о состоянии, в котором находится пациент в данный момент.
Если на анализ приходит человек, имеющий какое-то представление о психологии, вы пытаетесь ему объяснить, что за кулисами его психики протекают определенные процессы, которые люди не осознают, и по отношению к этому человеку такие процессы являются Теневыми. Поэтому на первой стадии подхода к бессознательному Тень – это просто «мифологическое» название всего, что существует у нас внутри и недоступно нашему прямому осознанию. Только когда мы начинаем углубляться в Теневую сферу личности, чтобы исследовать те или иные ее стороны, спустя некоторое время в сновидениях появляются персонажи одного пола со сновидцем, которые служат воплощением бессознательного. Но затем этот человек откроет для себя, что в этой неизвестной ему области присутствует и другой кластер реакций, который называется Анима (или Анимус) и воплощает чувства, настроение, мысли и т.п. И, кроме того, речь также идет о понятии Самости. Из чисто практических соображений Юнг не считал, что нужно делать больше, чем эти три шага.
<...>Пойти на риск, чтобы принять в себе какое-то качество, не очень приятное, которое приходилось подавлять долгие годы, – значит в какой-то мере проявить мужество. Но если человек не принимает в себе это качество, то оно начинает проявляться исподволь. Видеть Тень и допускать ее наличие – это только часть проблемы: ну, всего лишь сказать, что со мной что-то произошло, из меня что-то «просочилось»; однако огромная этическая проблема возникает в том случае, когда человек заставляет свой разум осознанно проявлять свою Тень.
<...>Люди, относящиеся к чувствующему типу личности (feeling type), склонны проявлять жесткие и односторонние суждения в отношении своих друзей. С одной стороны, эти люди общительны и прекрасно себя чувствуют в компании, но в глубине души у них могут рождаться негативные мысли о других людях, которые они будут высказывать у них за спиной.
<...>Если бы человек жил совсем один, то заметить его Тень было бы практически невозможно, так как никто не мог бы ему сказать о том, как он выглядит со стороны. Необходимо присутствие внешнего наблюдателя. Принимая во внимание, что реакция внешнего наблюдателя может быть различной, можно говорить о Тени разных цивилизаций. Например, большинство жителей Запада считают, что наша сознательная коллективная установка совершенно не учитывает некоторых метафизических фактов и что мы по наивности остаемся в плену своих иллюзий. Вот так мы выглядим со стороны, но этого не осознаем. У нас должна быть Тень, которую мы не осознаем и в отношении которой остаемся бессознательными; а коллективная Тень особенно пагубна, потому что люди поддерживают друг друга в своей слепоте, и внешне проявляется только в войнах или в ненависти к другой нации.
Таким образом, мы можем сказать, что для европейца свойственны некоторые не самые лучшие черты характера, которые были подавлены у него индивидуально, а также не самые хорошие качества группы, представителем которой он является, – и, как правило, этих качеств не осознает. Коллективная Тень также проявляется и в другой форме: некоторые наши внутренние качества незаметны или проявляются меньше, когда мы находимся в небольшой группе или остаемся совсем одни, и проявляются гораздо больше, когда мы попадаем в большую группу. Этот компенсаторный феномен обычно наблюдается у застенчивых интровертов, которым свойственно скрытое стремление вылезти из толпы «наверх» и стать заметным. У экстраверта же все наоборот. А интроверт, будучи один, говорит, что он совсем не честолюбив, совершенно не стремится к власти, и не будет плести для этого интриг, он хочет быть только самим собой и полностью удовлетворен своей интроверсией. Но поместите его в толпу вместе с амбициозными экстравертами, и на него сразу подействует психическая инфекция.


Нойманн Э., Глубинная психология и новая этика

Как мы уже убедились, подавление и вытеснение со­ставляют два основных метода, используемых индивидом Для адаптации к этическому идеалу. Естественно, такое стремление к адаптации приводит к формированию в лич­ности двух психических систем, одна из которых обычно остается полностью бессознательной, а другая при актив­ной поддержке со стороны эго и сознательного ума превращается в важный орган психики. Система, которая обычно остается бессознательной, называется тенью, а вторая система называется «внешней личностью» или пер­соной.

<...> Признание правомерности постановки проблемы тени составляет первую часть процесса трансформации, кото­рый, независимо от остальных привходящих моментов, всегда влечет за собой расширение границ сознания. Но это вовсе не предполагает безответственную капитуляцию перед тенью, которая привела бы к роковой утрате созна­ния. Изменение отношения к тени, столь существенное для исцеления психически больного, который представля­ет современного человека во всей его расщепленности и дезинтегрированности, не имеет ничего общего с мегало-маниакальным состоянием «по ту сторону добра и зла». Напротив, наше признание существования в нашей пси­хике темной стороны и тени проистекает из глубоко сми­ренного признания непреодолимой тварности человека, которая входит в замысел его творения. В отличие от ста­рой бессознательной дилеммы — либо капитуляция перед тенью и рабская от нее зависимость, либо проецирование и полная утрата тени — «признание существования тени» дает решение, которое позволяет положить конец неосоз­нанности проблемы.


Ханна Б., Анимус

Тень — это часть психики человека, которая, в определённом смысле, представляет собой негативный образ сознательной личности. Иногда её рассматривают, как нечто низшее, и по большей части она действительно состоит из всех отрицательных качеств, которые человек не хочет замечать в самом себе. Но, если человек живёт, не используя все свои способности, в тени могут находиться и очень положительные качества, «вплоть до восьмидесяти процентов чистого золота», как однажды заметил Юнг.

Личную тень не так уж сложно распознать. Правда, это может стать длинным, утомительным и чрезвычайно болезненным процессом. но настоящие сложности возникают тогда, когда тень на глубинном уровне смешивается с теневыми фигурами коллективного бессознательного. В этом и состоит наиболее трудная часть работы. Высоко моральные люди, видя свою тёмную сторону, иногда теряют чувство меры и начинают думать, что они ответственны за самого дьявола! Именно поэтому умение отличать тень, принадлежащую личной психике человека, от огромных фигур коллективного бессознательного, окружающих нас, является делом первостепенной важности.

<...> Как только мы ясно осознали, что у нас есть тень и больше не занимаемся наивным проецированием всех наших собственных плохих качеств на несчастных соседей, и нам стало понятно, что наше сознание всего лишь «бесконечно малая частичка по сравнению с простирающимся пред нами неизвестным», мы завоевали кусочек твёрдой почвы под ногами.

<...> Когда мы впервые понимаем, что осознаём всего лишь небольшую частицу нашей психики, и нам приходится мириться с другой силой, или даже силами, присутствующими в нас, нам часто кажется, что против нас стоит целое множество сил, и эта путаница вызывает полное недоумение. Самая хорошая помощь в подобных ситуациях обычно приходит из снов. Они оказывают нам бесценную помощь в понимании того, что же на данный момент нам известно об этой тёмной неизведанной области, где сознание обитает как маленький островок света.


Холлис Дж, Почему хорошие люди совершают плохие поступки

Из множества понятий, сформулированных Юнгом, пожалуй, не найдется другого, столь же емкого, как его идея Тени. Если описывать ее функционально, то Тень состоит из всех тех аспектов нашего существа, которые работают на то, чтобы заставлять нас ощущать дискомфорт от самих себя. Тень – это не просто бессознательное, Тень – то, что нарушает ощущение самости, которое мы хотели бы удержать. Она не синонимична злу, хотя может содержать элементы, которые Эго или же культура расценивают как зло... На самом же деле, как мы позднее увидим, Тень вполне может заключать в себе и то, что мы восприняли бы как добрые, целительные, созидательные энергии, помогающие нам в достижении большей цельности.

Наделять Тень большей сознательностью – всегда смирять себя, но также и расти, поскольку в ней мы начинаем признавать значимость нашей более полной человеческой природы, находить общий язык и сотрудничать с ней – подобное раздвигание границ откровенно потребует от эго-сознания куда большего, чем оно привычно находит в своей зоне комфорта. Но это помогает нам в нашем росте. Юнг как-то заметил, что все мы ходим в обуви, слишком тесной для нас. Сменить ее на более просторную – это постоянный вызов и призыв к росту. Звучит просто и понятно, но как много это потребует от нас! Продолжая, Юнг отмечает, что поставленная перед нами задача сводится не столько к достижению добродетельности, ибо добро, которое мы делаем, вполне может происходить все из тех же теневых комплексов или иметь непреднамеренные последствия, сколько к целостности. А к целостности невозможно прийти без принятия противоположностей. Вне всяких сомнений, воплощением целостности «служит Я, проявляемое в противоположностях и конфликте между ними… Значит, путь к Я начинается с конфликта». Мы носим эту громадную полярность внутри себя. Некоторые из нас бегут от такого напряжения, другие находят силы, чтобы объять его.


Холл Дж., Юнгианский опыт: Анализ и индивидуация // (Hall, James A., The Jungian Experience: Analysis and Individuation, 1986).

Персона состоит из "маски" не только в смысле сокрытия чего-то, но и в смысле раскрытия чего-то - социальной или культурной роли (с. 19).


Уинборн М. Интерпретация в юнгианском анализе: искусство и техника

... концепция комплекса тени Юнга есть не что иное, как метафора. Комплекс тени - метафора для определенного диапазона собственных переживаний, которые достаточно предсказуемы и универсальны, чтобы не эти модели можно было прикрепить ярлык (с. 51).


Стайн М., Карта души: Персона

Персона и тень - это фактические противоположности. На ранних стадиях индивидуации теневые фигуры часто появляются в снах как фигуры того же пола, чьи качества компенсируют качества персоны. Они могут быть "негативными", если персона солнечная и позитивная, или они могут быть "позитивными", если персона мрачная и окрашена в темные цвета (с. 46).


Шалит Э., Тени на пути героя.

Три архетипических тени Героя - враг, калека, нищий.


Уилмер Г., Понятный Юнг: Персона юнгианской психологии.

С нашей персоной мы часто пытаемся продемонстрировать наше идеализированное "я", наши эго-идеалы. Поэтому она скрывает нашу тень и защищает нас от тени других. Это своего рода приемлемый обман.