Аналитическая психология Юнгианский анализ
Ул. Скляренко, 46
8 (917) 101-34-34

Анима


Юнг Э., Анимус и Анима

От мужчин можно услышать, что анима почти всегда появляется в совершенно определенной форме, которая более или менее одинакова для всех мужчин: это мать или любимый человек, сестра или дочь, госпожа или рабыня, жрица или ведьма; в зависимости от ситуации она предстает в контрастных формах - темной и светлой, помогающей и деструктивной, как благородное существо или как низменное.


Стайн М. Трансформация: Проявление Самости

Что-то в ней волновало его [Юнга] поэтическую душу и очаровывало его. Душевный фактор, ответственный за такую его реакцию, исходит из его бессознательной психики и проецируется на пациентку - молодую Сабину. Этот психологический фактор - то, что он назовет анима - образ вечно женственной души, запечатленный в бессознательном мужчины.


Зойя Л. Наркомания. Патология или поиск индивидуации

За верой в эго отец Карло прятал ощущение беззащитности перед силами бессознательного. Юнгианскими терминами можно сказать, что у этого человека тревожная анима. Тревожная, проблемная анима отца Карло в большей степени, чем его мать повлияла в качестве фемининного элемента на жизнь Карло.


Фон Франц М.-Л. Феминность в волшебных сказках

Много длинных историй о страданиях женщин написаны мужчинами и являются воплощением проблем их Анимы. В особенности это относится к теме отвергнутой женины, которой приходится пройти долгий путь страданий, чтобы найти настоящего возлюбленного как, например, это происходит в сказке "Амур и Психея", находящейся внутри романа Апулея "Золотой осел". Также в разных гностических учениях появляется образ Софии, феминное воплощение божественной премудрости, о которой рассказывают множество поразительных историй: что она была младшей дочерью Бога, что она хотела узнать Отца, недоступного познанию и из-за такого дерзкого желания навлекла на себя много бед и страданий - была низвергнута с неба на землю и умоляла об искуплении.

<...> мы можем сказать, что фигура Софии воплощает определенные аспекты мужской Анимы. Однако в другие времена мы точно также могли бы сказать, что эта фигура служит воплощением женской психологии. Вся проблема в целом становится чем-то больше, а в чем-то меньше, если мы постараемся сосредоточиться на том, каким образом феминная психология переплетается с психологией Анимы.

Реальная женщина обладает воздействием на Аниму, а Анима - на реальную женщину. Женщина оказывает воспитательное и трансформирующее воздействие на Эрос мужчины... Если она в состоянии отстаивать свои человеческие права без вмешательства Анимуса и если у нее хорошие отношения с мужчиной, которого она любит, то она может рассказать ему о женской психологии то, что поможет ему разобраться в своих чувствах.

<...> С другой стороны на женщин оказывает влияние проекции мужской Анимы... Даже маленькие девочки чувствуют, что если они играют с частью отцовской Анимы, обвивают своими ручками его шею и т.п., то таким образом они многого могут добиться от своего отца. Папины дочки "отодвигают в сторону" свою мать, которая заставляет их чистить ногти и ходить в школу. Они так очаровательно произносят "Папочка", что он попадается к ним на удочку; таким образом они учатся использовать мужскую Аниму, приспосабливаясь к ней. Женщин, которые ведут себя таким образом, мы наживаем "женщина - Анима". Такие женщины просто играют роль, назначенную им мужчиной, который в данный момент их интересует. Они осознают себя только в качестве отражений реакций мужчин. Их возлюбленный говорит им, что они прекрасны, но если вокруг нет ни одного мужчины, у них сразу появляется ощущение, что они - никто. Только реакция мужчины заставляет их осознавать свою феминную сущность.


Санфорд Дж., Невидимые партнеры

Мужчина, который хочет поговорить со своей Анимой, может попробовать обратиться к своему настроению, которое полностью его поглотило и от которого он самостоятельно не может избавиться. Это можно сделать посредством персонификации настроения в своем воображении и разговора с ним. Это совсем не сложно потому что в основном содержание психики появляется в виде образов в наших снах и фантазиях. Что бы вы сказали настроению, которое полностью вас захватило и не выпускает из своих цепких объятий? Чем бы это не оказалось, напишите ваше обращение на бумаге, словно вы обращаетесь к реальному человеку. Затем представьте себе, что бы это воплощенное настроение могло бы сказать вам в ответ. Все, что придет вам в голову, будет этим ответом. Не останавливайте себя вопросом, насколько это все "законно", а просто записывайте ответы вашего воплощенного настроения... Ценность записи диалога на бумаге заключается в том, что она свидетельствует о его реальности, на эту запись можно ссылаться впоследствии, а кроме того, она укрепляет Эго в его взаимодействии с фемининным нуменом.

На практике оказывается, что обычное настроение Анимы не против того, чтобы поговорить. Оно похоже на женщину, которая в отношениях со своим мужчиной с готовностью идет навстречу, но становится мрачной и отталкивающей, когда на нее не обращают внимания. Такова отличительная сторона фемининности - хотеть, чтобы на нее обратили внимание, и обижаться, если внимания ей не хватает. В самом деле, с самого начала начинаешь чувствовать фантастические манипуляции Анимы, имеющие притом его цель - привлечь внимание мужчины и заставить вступить с ней в контакт как со своей женщиной или душой. Как мы увидим, если это сделать, негативное воздействие Анимы начнет уступать место ее позитивным проявлениям.


Каст В. Анима / анимус

Отношения с анимой... приносят витальность, креативность и гибкость.

Фигуры анимы отличаются от других женских фигур во снах следующими признаками: странности, очарованности, сильной страсти, мудрости, подталкиванием к инициации и трансформации, а также помощью в опасных ситуациях. Эти категории были хорошо описаны. Так что анима в качестве таинственной незнакомки может быть разделена на подкатегории проводницы, гида в трансформации, и просто незнакомки (Хейзинг 1996).

В результате проведенных исследований по анализу около 600 снов, я выделила различные категории анимы и анимуса, показывающие связь с отцовским и материнским комплексами, но также демонстрирующие возможности развития к независимым фигурам анимы и анимуса (Каст 1993).
Это следующие категории:
- авторитетные фигуры: учителя, политики, священники, короли и королевы. Эти фигуры близки к образам отца и матери;
- фигуры братьев и сестер (с архетипическими качествами);
- таинственные незнакомцы: русалки, цыгане, инопланетяне, умершие брат/сестра, боги и богини. Сюда включена подкатегория женихов и невест;
- мудрый старец или старуха;
- незнакомые девочка или мальчик. Эти фигуры часто связаны с архетипом божественного ребенка, представляющего стадию развития анимы/анимуса. Их новые конфигурации часто символизируbrются в начале незнакомым ребенком.