Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

Анима


Юнг К.Г. Тэвистокские лекции

..она является персонификацией подчиненных функций, связывающих мужчину с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное в целом представляется мужчине в женской форме. Женщине оно является в мужской форме, тогда я называю его анимусом (с. 91).


Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения

... фигура, сопоставленная с женщиной и ее женским э'го-сознанием — это анима, источник всех иллюзий, пере- и недооценок, в которых мужчина виновен перед женщиной.

... Анима, несомненно, является архетипом самой жизни и стоит выше всех значений и всех нравственных категорий.

У Бёме девственница носит характер анимы, поскольку «ей дано быть спутницей твоей в твоей душе», и в то же самое время, как божественная сила и мудрость, она пребывает на небесах и в раю. Бог дал ее ему, чтобы она была его «супругой». Она выражает глубину и бесконечность Божества , соответствуя, таким образом, индийской Шакти.


Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного

Русалки представляют собой еще инстинктивную первую ступень этого колдовского женского существа, которое мы называем Анимой. Известны также сирены, мелюзины, феи, ундины, дочери лесного короля, ламии, суккубы, заманивающие юношей и высасывающие из них жизнь.

Если истолкование Тени есть дело подмастерья, то прояснение Анимы - дело мастера. Связь с Анимой является пробой мужества и огненной ордалией для духовных и моральных сил мужчины.


Юнг Э., Анимус и Анима

От мужчин можно услышать, что анима почти всегда появляется в совершенно определенной форме, которая более или менее одинакова для всех мужчин: это мать или любимый человек, сестра или дочь, госпожа или рабыня, жрица или ведьма; в зависимости от ситуации она предстает в контрастных формах - темной и светлой, помогающей и деструктивной, как благородное существо или как низменное.


Хиллман Дж. Чувствующая функция

Женственность в мужчине обычно персонифицируется в женских образах или символах, имеющих отношение к женщинам, которые действуют с констеллирующим, завораживающим, притягивающим динамизмом и вовлекают мужчину в такие сложные состояния, пережив которые, он может больше узнать и о себе, и об этой архетипической реальности.
<...> анима является более родовым понятием, ассоциирующимся со всем, имеющим отношение к природе пара, воздуха, ветра, испарений, а также с человеческим дыханием; его синонимами являются слова (pneuma, psyche) (дух, душа). Сверх всего прочего, анима связывается с vital principle, или принципом жизни, что часто подчеркивал Юнг. Несмотря на свою улетучивающуюся бестелесность, анима выступает как движущая сила, столь же важная, как и легкие, которыми мы дышим... Другие, хорошо разработанные формы этой Богини жизни представлены женскими образами греческих мифов: в первую очередь. Коры, а также Персефоны, Ариадны, Афродиты, Артемиды. Можно было бы упомянуть многих богинь, полубогинь или легендарных женщин, но главное, что нас интересует, - это их констеллирующее воздействие на чувствующую функцию. Анима вовлекает чувствующую функцию в водоворот жизни, но сама не является чувством.
Возвращаясь к искажениям чувства, вызываемым анима-комплексом, мы обнаруживаем, что анима-чувство стремится стать слишком чувствительным (sensitive). Девственное, обособляющееся, осторожное, оно боится оказаться обиженным или обидеть другого. Из опасения быть обиженным человек робко укрывает все, что связано с чувством, не допускает к нему свежего воздуха. "Эти вещи лучше не обсуждать". Такая осторожность может продолжаться очень долго. Анима-чувство слишком искренне, чувство становится весомым, и каждая чувственная окраска какого-либо события или мысли приобретает особую важность и подается в романтической манере. Ошибочные впечатления держатся в секрете, и в результате неверных оценок их значимость все возрастает.
<...> Когда собственное чувство человека не дает оценок, они легко замещаются завышенными оценками и энтузиазмом анимы. Все наполняется значимостью, религиозной важностью или напыщенной мудростью. Чувство становится искренним признанием, добродетелью искренней надежды. Соотносясь с образом юной анимы, появляющейся в сновидениях мужчины, искренность приобретает черты школьной подруги.
К этим же феноменам принадлежат слишком учтивые чувства. Преувеличение значения гармонии и женская привычка сглаживать неловкости заставляют чувство учтивости уступить свое место другому, сдавшись прежде, чем возникнет напряжение. С точки зрения приспособления оно всегда поступает правильно. Но неправильно всегда поступать правильно, потому что сама жизнь не всегда является правильной. Сознательная чувствующая функция может справиться с неприятностями, дать им должную оценку, но анима-чувство старается избежать беспокойства, потому что оно недостаточно дифференцированно, чтобы разобраться со сложностями, связанными с чувствами.


Стайн М. Трансформация: Проявление Самости

Что-то в ней волновало его [Юнга] поэтическую душу и очаровывало его. Душевный фактор, ответственный за такую его реакцию, исходит из его бессознательной психики и проецируется на пациентку - молодую Сабину. Этот психологический фактор - то, что он назовет анима - образ вечно женственной души, запечатленный в бессознательном мужчины.


Кигсли П. Катафалк: Карл Юнг и конец человечества. Т 1

Для самого Юнга внутренние реальности вроде архетипа женского духа мужчины, или анимы, были не просто удобными концепциями, к которым можно обратиться, когда нужно, а потом отбросить. Это были прямые, непосредственные открытия, которые временами почти стоили ему жизни


Зойя Л. Наркомания. Патология или поиск индивидуации

За верой в эго отец Карло прятал ощущение беззащитности перед силами бессознательного. Юнгианскими терминами можно сказать, что у этого человека тревожная анима. Тревожная, проблемная анима отца Карло в большей степени, чем его мать повлияла в качестве фемининного элемента на жизнь Карло.


Фон Франц М.-Л. Феминность в волшебных сказках

Много длинных историй о страданиях женщин написаны мужчинами и являются воплощением проблем их Анимы. В особенности это относится к теме отвергнутой женины, которой приходится пройти долгий путь страданий, чтобы найти настоящего возлюбленного как, например, это происходит в сказке "Амур и Психея", находящейся внутри романа Апулея "Золотой осел". Также в разных гностических учениях появляется образ Софии, феминное воплощение божественной премудрости, о которой рассказывают множество поразительных историй: что она была младшей дочерью Бога, что она хотела узнать Отца, недоступного познанию и из-за такого дерзкого желания навлекла на себя много бед и страданий - была низвергнута с неба на землю и умоляла об искуплении.

<...> мы можем сказать, что фигура Софии воплощает определенные аспекты мужской Анимы. Однако в другие времена мы точно также могли бы сказать, что эта фигура служит воплощением женской психологии. Вся проблема в целом становится чем-то больше, а в чем-то меньше, если мы постараемся сосредоточиться на том, каким образом феминная психология переплетается с психологией Анимы.

Реальная женщина обладает воздействием на Аниму, а Анима - на реальную женщину. Женщина оказывает воспитательное и трансформирующее воздействие на Эрос мужчины... Если она в состоянии отстаивать свои человеческие права без вмешательства Анимуса и если у нее хорошие отношения с мужчиной, которого она любит, то она может рассказать ему о женской психологии то, что поможет ему разобраться в своих чувствах.

<...> С другой стороны на женщин оказывает влияние проекции мужской Анимы... Даже маленькие девочки чувствуют, что если они играют с частью отцовской Анимы, обвивают своими ручками его шею и т.п., то таким образом они многого могут добиться от своего отца. Папины дочки "отодвигают в сторону" свою мать, которая заставляет их чистить ногти и ходить в школу. Они так очаровательно произносят "Папочка", что он попадается к ним на удочку; таким образом они учатся использовать мужскую Аниму, приспосабливаясь к ней. Женщин, которые ведут себя таким образом, мы наживаем "женщина - Анима". Такие женщины просто играют роль, назначенную им мужчиной, который в данный момент их интересует. Они осознают себя только в качестве отражений реакций мужчин. Их возлюбленный говорит им, что они прекрасны, но если вокруг нет ни одного мужчины, у них сразу появляется ощущение, что они - никто. Только реакция мужчины заставляет их осознавать свою феминную сущность.


Фон Франц М.-Л. Кошка. Сказка об освобождении фемининности

Ложная духовность — реально существующий образ — это пьянство, связанное с властью и разрушением Анимы; алкоголизм в основном обусловлен утратой связи с истинной духовностью, а потому в отчаянии цепляется за любой духовный суррогат.
На последних стадиях алкоголизма мужчины становятся сентиментальными, женоподобными, преисполняются обид, жалуются, говорят колкости, не способны интеллектуально сосредоточиться. Они могут служить иллюстрацией одержимости Анимой, находятся в полной власти своего настроения, а если не выпьют, становятся депрессивными и обидчивыми. Кроме того, у них развивается комплекс покинутости: никто меня не любит, и я пью, потому что меня никто не любит. Все это признаки уязвленной Анимы.
Разумеется, такое встречается только в крайних, трагических случаях, но можно заметить, как пьянство способствует разрушению Анимы. Без Анимы они не могут общаться, а потому у них прекращаются отношения с другими людьми. Точно сказать нельзя: то ли разрушение Анимы приводит к пьянству, то ли пьянство вызывает разрушение Анимы, но как только появляется что-то одно, тут же возникает и другое, и с тех пор они существуют вместе.


Санфорд Дж., Невидимые партнеры

Мужчина, который хочет поговорить со своей Анимой, может попробовать обратиться к своему настроению, которое полностью его поглотило и от которого он самостоятельно не может избавиться. Это можно сделать посредством персонификации настроения в своем воображении и разговора с ним. Это совсем не сложно потому что в основном содержание психики появляется в виде образов в наших снах и фантазиях. Что бы вы сказали настроению, которое полностью вас захватило и не выпускает из своих цепких объятий? Чем бы это не оказалось, напишите ваше обращение на бумаге, словно вы обращаетесь к реальному человеку. Затем представьте себе, что бы это воплощенное настроение могло бы сказать вам в ответ. Все, что придет вам в голову, будет этим ответом. Не останавливайте себя вопросом, насколько это все "законно", а просто записывайте ответы вашего воплощенного настроения... Ценность записи диалога на бумаге заключается в том, что она свидетельствует о его реальности, на эту запись можно ссылаться впоследствии, а кроме того, она укрепляет Эго в его взаимодействии с фемининным нуменом.

На практике оказывается, что обычное настроение Анимы не против того, чтобы поговорить. Оно похоже на женщину, которая в отношениях со своим мужчиной с готовностью идет навстречу, но становится мрачной и отталкивающей, когда на нее не обращают внимания. Такова отличительная сторона фемининности - хотеть, чтобы на нее обратили внимание, и обижаться, если внимания ей не хватает. В самом деле, с самого начала начинаешь чувствовать фантастические манипуляции Анимы, имеющие притом его цель - привлечь внимание мужчины и заставить вступить с ней в контакт как со своей женщиной или душой. Как мы увидим, если это сделать, негативное воздействие Анимы начнет уступать место ее позитивным проявлениям.


Каст В. Анима / анимус

Отношения с анимой... приносят витальность, креативность и гибкость.

Фигуры анимы отличаются от других женских фигур во снах следующими признаками: странности, очарованности, сильной страсти, мудрости, подталкиванием к инициации и трансформации, а также помощью в опасных ситуациях. Эти категории были хорошо описаны. Так что анима в качестве таинственной незнакомки может быть разделена на подкатегории проводницы, гида в трансформации, и просто незнакомки (Хейзинг 1996).

В результате проведенных исследований по анализу около 600 снов, я выделила различные категории анимы и анимуса, показывающие связь с отцовским и материнским комплексами, но также демонстрирующие возможности развития к независимым фигурам анимы и анимуса (Каст 1993).
Это следующие категории:
- авторитетные фигуры: учителя, политики, священники, короли и королевы. Эти фигуры близки к образам отца и матери;
- фигуры братьев и сестер (с архетипическими качествами);
- таинственные незнакомцы: русалки, цыгане, инопланетяне, умершие брат/сестра, боги и богини. Сюда включена подкатегория женихов и невест;
- мудрый старец или старуха;
- незнакомые девочка или мальчик. Эти фигуры часто связаны с архетипом божественного ребенка, представляющего стадию развития анимы/анимуса. Их новые конфигурации часто символизируbrются в начале незнакомым ребенком.


Юджин Моник. Кастрация и мужская ярость

Глубокое осознание своей женственности для мужчины почти неизбежно приводит к появлению любви и эротических чувств к особенно значимому для него мужчине. Мужская женственность, то есть его анима, испытывает влечение к чувственной стороне мужчины-друга. Для мужчины с установившейся и свободной фаллической идентичностью такое открытие почти наверняка вызовет шок, причем шок, которому он обязательно будет сопротивляться.
<...> Мужчина, находящийся в процессе индивидуации, то есть, интеграции внутренней женственности, ощущает постоянно расширяющуюся пропасть между собой и мужчиной, неуклонно заявляющим о своем предполагаемом превосходстве по отношению к любому проявлению женственности... Он устает от непрерывного лидерства, анима ему советует расслабиться, научиться слушать слушать тех, кто раньше или даже только что мог рассматриваться как оппонент.