Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

Поле

Вирц У. Травма и за ее пределами: Таинство трансформации

В юнгианской психологии ещё в 1980 г. Мари-Луиза фон Франц привлекла внимание к «архетипической идее поля». В юнгианской литературе опубликовано множество статей, посвящённые клинической значимости этого понятия: это труды Натана Шварц-Саланта, Майкла Конфорти, Мюррея Стайна, Виктора Мэнсфилда и Марвина Шпигельмана, а также две оригинальные диссертации, защищенные в Тихоокеанском институте постдипломного образования (Pacifica Graduate Institute). Роберт Столороу с соавторами называют его «интерсубъектным полем». Шварц-Салант называет его «интерактивным полем» и считает, что оно автономно, т.е. не зависит от субъектности пациента и терапевта. Винникотт описывает действия в области воображаемого как работу в «переходном» или «потенциальном пространстве». Томас Огден говорит об «аналитическом третьем» и называет его «субъектом анализа», который возникает в результате межсубъектного взаимодействия аналитика и пациента, и в то же время  обладает собственной субъективностью. Этот «третий» создается ими совместно, и в то же время он удерживает аналитика и пациента и влияет на них. Именно в этой области совместного создания смысла происходит трансформация, и может появиться иной уровень рефлексии и ментализации - расширенное сознание.

Взаимообмен энергией, который пульсирует между терапевтом и пациентом, как жизненная сила, - это энергетический потенциал, который вызывает резонанс и приносит изменения исцеление. Представление о реляционном поле и понятие тонкого тела (заимствованное из учений мудрости) в значительной степени обогащает наше знание о переносе и об архетипических подводных течениях работы психотерапевта. Поэтому помощь пациенту в опознавании реляционного поля, внутренних соматических состояний и о течения энергии является существенной частью моей работы.

Хотя терапевтические отношения характеризуются прочной связи обоюдного влияния, подобно «mixtum compositum» («сложная смесь» - прим. перев.) двух различных субстанций, как говорил Юнг, я придерживаюсь мнения, что отношения с другим, по словам Левинаса, в конечном счёте являются отношениями с непознаваемым

.

Я согласна с Левинасом и полагаю, что любовь является основой для этой трансформации, которая возрождает к жизни новое существо. Любовь обладает властью пробуждать и делать более заметным то, что было погребено или искажено травматическими силами или отступило в целях самообороны и защиты. Без чуткого и любовного отношения и сострадания к хрупкости человеческой идентичности перед лицом смерти и реальности зла может не получиться полной смысла  встречи с этим безумием, обнаруженном в бесплодных землях души. Для того чтобы сдёрнуть тесный кокон посттравматических фиксаций и распутать то, что деформировалось и изогнулось из-за болезненной травматизации нужна любовь. Любовь также требуется для очищения «дверей восприятия» (цитата из Уильяма Блейка) и перезапуска энергетического поля, которое было захвачено интроецированным мучителем.

.