Аналитическая психология Юнгианский анализ
Ул. Скляренко, 46
8 (917) 101-34-34

18. Бесчестье



Бесчестный в глазах окружающих представляется в разных качествах ненадежности — безнравственным, бессовестным и недобросовестным, порочным, развратным, низменным, лживым, подлым... C таким мало кому захочется иметь дело и доверительные отношения. Даже если крутить делишки, то и в этом случае должна быть какая-то своя специфическая этика.

Ребенок, взрослый с бесчестьем — это человек с низкой самооценкой и стремлением компенсировать недостаток асоциальным образом через обман, хитрость, изворотливость, мстительность. При этом ограничивается потенциал развития той внутренней части, которая ищет проявления, самовыражения, близости, но не может реализовать себя законным способом.

Кто и что лишает чести?

Биологи говорят, что бесчестье бывает врожденным и наследуемым. В этом случае никакое воспитание не способно уберечь от асоциального поведения и криминальной карьеры. Усыновленные мальчики совершают преступления, сходные с преступлениями их биологических отцов. Так формируются преступные династии.

Также играют роль токсические, инфекционные воздействия на плод и недостаток внутриутробного питания. К этому нередко добавляется стиль воспитания, в котором много подавления, насилия, унижения (поношения), обвинения и стыдящих посланий (поругания). К тем же последствиям приводит родительская депривация когда дети остаются без присмотра и воспитываются улицей.

Когда прямое родительское влияние заканчивается, ребенок, воспитанный отвержением и наказанием уже имеет внутреннюю обсценивающую фигуру и продолжает родительскую травлю без их участия — стыдит, обвиняет, критикует..., продолжая лишать себя чести без их участия.

Бесчестье является также культурно обсусловленным феноменом и касается детей, рожденных в смутные времена войн, разрухи и голода — т.н. нормативного бесчестья с упором на выживание любыми способами. В этом случае ребенок с раннего возраста усваивает культурный код времени и специфический язык, по которому определяются свои и чужие. Можно говорить о своих нормах жестокости и как следствие бесчестья, принятых в матриархальной и патриархальной культурах.

"Оказался наш отец не отцом, а сукою" (А. Галич). 

Бесчестье патриархата представлено, например, судьбой Сталина. Личность правителя - убийцы сложилась в детстве, лишенном любви и сострадания в семье алкоголика и созависимой женщины.

Отец происходил из крестьян и работал сапожником. Любитель выпить в приступах ярости он жестоко избивал жену и сына. Когда ребенку исполнилось 11 лет, отца убили в пьяной драке. Мать родом из крепостных работала поденщицей и мечтала об образовании сына. Общественный уклад в Гори требовал, чтобы юный грузин участвовал в драках со сверстниками, а мать частенько прибегала к физическим наказаниям.

Диктаторы сталинского типа появляются на свет примерно тем же способом — через унижение и бесчестье. Не удивительно, что их правление поздно или рано приходит к насилию, подавлению гражданских прав и закреплению криминальных норм поведения на государственном уровне. Устойчивость таких режимов обусловливается стабильной конфигурацией — бесчестье вертикали власти и горизонталь в виде бесчестья задавленного изуродованного населения Скотопригоньевска. Такая самоподдерживающая система способна трансформироваться лишь при изменении психологии народа и  правителей, но на это уходят годы и жизни поколений. И все же данный прискорбный факт не должен означать смирения и оправдания бесчестью.

Психологический план бесчестья

Войны заканчиваются, поколения, выросшие в бесчестье уходят с социальной сцены, бесчестных правителей убивает толпа, а бесчестье вечно. Мы с ним были, есть, будем и должны формировать к любым его проявлениям сознательную личную установку.

Для понимания бесчестья обратимся к этимологии слова «честь». Оно известно в старославянском, древнегреческом языках, восходит к праиндоевропейским языкам и передает следующий набор смыслов: принимать во внимание, учитывать, понимать, мыслить, познавать, соблюдать. Таким образом бесчестьем можно назвать отсутствие важных навыков, которые мы ожидаем увидеть в человеке.

Исходя из этимологии может показаться, что у бесчестных людей есть дефицит мыслительной функции и при бесчестье страдает функция мышления. Но многочисленные примеры бесчестных людей, способных к аналитической работе и решающих сложные комбинации говорят, что это не так. Проблема, скорее всего, в неразвитости чувствующей функции.

Бесчестный представляет собой человека с низким уровнем социального или эмоционального интеллекта не способен у-честь (учитывать) и осмысливать взаимоотношения с другими людьми, принимать во внимание последствия свои поступков для других, вести себя с учетом их интересов и преследует только свою выгоду.

В клинической классификации такие личности относятся к категории социопатов и психопатов со следующими признаками:

Низкая социальная ответственность, эгоцентризм, лживость, манипулятивность, неразборчивость в связях, возведенный в культ принцип удовольствия, неразвитая эмпатия, отсутствие чувства вины и стыда. Такие люди умеют создать иллюзию благопристойности и порядочности, легко втираются в доверие, набиваются в друзья, но на поверку оказываются расчетливыми, предающими, как только видят в предательстве выгоду, сбегают от трудностей и подставляют под удар других.

Если наше предположении о подчиненном положении чувствующей функции у бесчестных верно, то можно выделить как минимум три категории таких личностей, соответствующих типологии К.Г. Юнга:

1. Бесчестные с ведущей функцией мышления и шизоидной структурой характера. Это люди предельно рациональные, рассудочные, расчетливые люди с развитым интеллектом и низкой эмоциональной вовлеченностью.

2. Бесчестные с ведущей функцией сенсорики и психопатической структурой характера. Это волевые и агрессивные люди, склонные запугивать, подавлять и контролировать других людей.

3. Бесчестные с ведущей функцией интуиции и пограничной структурой характера. Эти характеризуются высокой способностью к манипулятивности, лживости, навыками присособленчества и угодничества.

Для иллюстрации можно вспомнить трех главных героев из классики вестернов «Хороший, плохой, злой» (1966), режиссера Серджо Леоне. Здесь представлены три преступника и все три типа бесчестных, где герой, называемый хорошим соответствует мыслительному типу, злой — интуитивному а плохой — сенсорному типам личности. В связи с другой темой мы называли их соответственно избегающим жалости, безжалостным и жестоким.

Таковы персонифицированные образы бесчестья на Диком Западе начала XIX века. Приводим здесь киношный дидактический пример бесчестья преступников и специально не касаемся страсти к наживе у государевых людей в России XXI века. Писать про их бесчестье, используя пиратскую версию Word будет не по понятиям, то есть, бесчестно. Надо соблюдать воровской кодекс и не гнуть скрепы национального единства.

В Тени Станции

Бесчестье мы можем наблюдать не только в кино и окружающей реальности, но и в себе. Указанные типы бесчестья являются одновременно характерологическими матрицами (Догерти Н., Вест Ж., "Матрица характера") для формирования любой личности, независимо от того насколько их совесть отягощена преступлениями и преступными мыслями. Бесчестье как и детская слабость, страхи, желание обмануть заложены в каждом архетипически. Об этом свидетельствует образы обманщиков и воров божественного происхождения, которые есть в каждом народе.

Не согрешишь, не покаешься, пусть первым бросит камень тот, кто..., не судите, да не судимы будете - учат наши священные тексты, оспаривать которые могут только отъявленные атеисты. Не бывает людей, которых не коснулось бесчестье от детской мастурбации до написания доносов и воровства в особо крупных размеров. Кто-то к своим годам успел натворить больше, кто-то меньше ошибок и гадостей, противных совести. Каждому свой крест, свое испытание, наказание и прощение.

Теоретически говорить об этом просто. Сложнее с практикой, когда начинаешь разбирать не только грехи человеческие, но и свои собственные, которые нередко воспринимаются как доблесть. Особенно преуспевают в этом психологи, которые в своих аморальных теориях оправдывают запретные мысли, супружеские измены, ловкачество, хитроумие и прочие проявления тяги к жизни.

Почему не интересны истории про при-личных людей?

Они одинаковы и отформатированы тысячью правил, статей и рубрик от завета Моисея до уголовно-процессуального кодекса и международной классификации болезней. Лица, маски, персоны не отражают ни божественного, ни дьявольского, они плоские, в них нет ни глубины, ни жизни. При-личные одинаково далеки как от ликов с образами, так и от харь с мордами.

Когда мы смотрим вокруг и читаем сводки новостей нас привлекают не только благородство сподвижников чести, но и всякие бесчестные рожи хитрецов, угодников, предателей, воров, насильников и убийц. В адском 20-м когда там и тут открылись ворота Ада, в России демоны бесчестья вырвались из Спасских ворот и разлетелись до самых до окраин, неся мор, разорение и хаос. По плодам их - деградация общественных и государственных институтов, уничтожение просвещения и науки - познаете их.

Лица слуг народа, охранителей и пропагандистов не лицеприятны как сказочное рыло черта. Они вызывают отвращение и в то же время, сами того не желая исполняют великую миссию зла - лишение невинности, разрушение инфантильных надежд, лечение от детской наивности и доверчивости. Те, кто сможет пережить это испытание, познает дьявольское в себе и уже не будет прежним.

Сказки и мифы учат нас, что зло непобедимо, изгнанное из мира, оно возвращается, вытесненное из психики оно приходит через бесчестье ближних и дальних. От этого нет другого спасения кроме как почувствовать магнетическое притяжение зла в себе, не открещиваясь от бесчестья, не пытаясь вымести его из памяти, но и не поддаваясь его разрушительной силе.

Останутся стыд, вина, обида, горечь и боль, прозрение и раскаяние, но зато либо бесчестье отступит, либо сам отойдешь от края опасной пропасти. Лечением становится переход в другое измерение и перевод проблемы на более высокий человеческий уровень.

Соответствия, ассоциации и амплификации

— 5 мечей в системе ТАРО

"На этой карте пять разнородных, искривленных и выщербленных мечей образуют перевернутую пентаграмму. Фоном для этой пентаграммы Поражения служат геометризованные асимметричные крылья, кое-где складывающиеся в свастики. Поскольку работа над этой картой велась в самый разгар противостояния между Англией и нацистской Германией, нетрудно предположить, что Харрис [художник колоды] сознательно или бессознательно спроецировала идею поражения на образ ненавистного врага.

Широко распространено представление, что перевернутая пентаграмма — это символ зла. Посвященных ордена Золотой Зари настоятельно предостерегали от магической работы с этим символом. Но, тем не менее, полагать, что какой бы то ни было символ может быть хорошим или плохим сам по себе, — это верх суеверия. Перевернутую пентаграмму можно использовать для обозначения великого множества других, совершенно безобидных идей. Впрочем, на этой карте она действительно символизирует неприятные вещи".

(Майло Дюкетт Л.М., Таро Тота Алистера Кроули).


— «Береги платье снову, а честь смолоду»
Поговорка, использованная А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке».

— «Откуда взялись эти благоразумные люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь?... Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове "честь", а бесчестие пугает куда меньше, чем курс рубля».

"Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям"

(А.С. Пушкин).


— Парии

Каста неприкасаемых в Индии, занимающая самое низкое место в кастовой иерархии. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Неприкасаемые выполняют черную не квалифицированную работу. Наиболее распространённые категории неприкасаемых — кожевники, прачки.

«Эта» в Японии также относятся к оскверненным, занимавшиеся разделкой туш и соприкасавшиеся с кровью. Проживали в специальных обособленных поселениях, куда не входили другие люди.

Фамилии Золотов, Золотарев в России. Происходят от слова «золотарь», обозначавшего малопочтенный труд ассенизаторов выгребных ям.


— «Цель оправдывает средства»

Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии сохранить себя» (Томас Гоббс, 1642).


— «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно» (Мф. 7:1).


— Дисмас — Благоразумный разбойник

В Евангелиях есть рассказ о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом, один из которых злословил, а второй унимал и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:32-43).

В православной традиции того, кто обратился к Иисусу называют Благоразумным разбойником так так он раскаяося и его душа была спасена. Имя разбойника известно как Дисмас и, согласно евангелистам, он был первым кому Иисус даровал райскую жизнь.

Святые отцы и современные проповедники повторяют: каждый из нас – разбойник по грехам нашим. И мы можем оказаться в конце жизненного пути с разных сторон от Спасителя. «Видишь того разбойника и этого разбойника? Оба на кресте, оба за разбойническую жизнь, оба за нечестие, но участь того и другого не одинакова. Один наследовал Царство Небесное, другой послан в геенну» говорит свт. Иоанн Златоуст. «Среди людей нет ни одного безгрешного, все мы несем разбойничьи кресты – но каждый выбирает, будет ли это спасительный крест покаяния или погибельный крест противления любви Господней». (Из Слова за акафистом Страстям Христовым о благоразумном разбойнике. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир).


— Двенадцать разбойников (Н.А. Некрасов)

Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
Инок святой Питирим.

Жило двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь пошел
Богу и людям служить.

Господу Богу помолимся,
Будем ему мы служить.
За Кудеяра-разбойника
Будем мы Бога молить.

В основе некрасовского текста — народное сказание о Кудеяре-атамане, бросившего разбой и ставшего отшельником. Он пытался замолить грехи, но искупление наступило, когда Кудеяр своим разбойничьим ножом убил помещика, который мучит и вешал холопов. В песенные варианты эпизод с убийством не вошел.

История о двух великих грешниках известна у разных народов, особенно популярна у восточных славян. Вместо помещика может выступать надзиратель, купец, поп и т. д. Чаще всего для прощения грехов бывший разбойник должен поливать обгорелую головешку, пока она не прорастет, но затем герой встречает и убивает еще большего грешника, мучителя народа, и головешка прорастает сама. В случае Кудеяра-атамана сказание локализуется в районе Волги.

В Жигулевских горах есть Кудеярова гора, село Обшаровка, Молодецкий курган, и проч. топонимы, связанные с т.н. жигулевской вольницей, просуществовавшей почти две сотни лет и бывшей прибежищем Степана Разина, Емельяна Пугачева и других менее известных разбойников.

Послание путешественнику

— Не пила, не курила, пироги пекла, мужу не изменяла... А правильно ли я жила, батюшка?
— Правильно дочь моя, но зря!

Зла и творимого им бесчестья предостаточно в мире. Прежде всего важен вопрос о личных отношениях с твоим персональным злом. Известный журналист Юрий Дудь спрашивает гостей: «Что Вы скажете, оказавших перед Путиным?» Психологически это неверный вопрос. Правильнее спросить: «Что вы говорите своему внутреннему путину, встречаясь с ним? Любите ли вы его, приветствуете, подчиняетесь или держитесь настороже, понимая, насколько опасна сила бесчестья в тебе?»

Святой Иоанн Ле́ствичник предлагает следующее духовное лекарство:

«Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти... ».

Похоть здесь частный случай бесчестья, главная мысль о том, что «лечением» может быть недовольство вами со стороны близких, друзей, коллег, которые обижаются и злятся на вас, делают вас слабыми и побуждают спуститься с высоты, выйти из роли контролера, доверяя самостоятельности другого человека и продолжая любить его.

Обнаружение бесчестья в себе становится тяжелым испытанием с т.н. дефляцией (сужением) личности, уменьшением самоуважения, затоплением стыдом и виной. Результатом является потеря личной энергии, усиление чувства собственной плохости и несостоятельности. Но в плане развития в дефляции есть несомненные привлекательные аспекты.

Задача в том, чтобы видя свое бесчестье, сохранить самоуважение и не потерять достоинства. Для этого стать смиреннее, тише, отслеживать проявления высокомерия, перестать считать себя лучше, умнее, честнее, правее, благороднее и достойнее кого-то.

В бесчестье полезно увидеть проявления своей слабости и несовершенства, не только простительных, но и важных в плане развития человечности и большей терпимости к другим. По другому - хорошим воспитанием и правильным поведением эта задача не решается. Можно выучить и соблюдать этикет, но настоящей терпимости не будет.

В плане индивидуации (самостановления) возвращение себе и своей психике отвергнутой части нас самих — бесчестья в виде злонамеренности, жадности, алчности, хитрости, трусости, похоти и пр., мы получаем импульс к запуску личной трансформации. На какой-то этапе пути вместо «не мы такие, жизнь такая» захочется сказать «не жизнь такая, я такой», но это будет лишь сменой полюса и затоплением теневым материалом. Это опасное место!

Если почувствуешь себя самым плохим и никчемным (ребенком, родителем, супругом (ой), другом или подругой), то потребуется ассенизация, восстанавливающая самоуважение. Вместе с честностью и возможностью заглянуть в себя потребуется мужество Геракла, очистившего Авгиевы конюшни своей души.

Простой аспект послания Станции не связанный с внутренними процессами. Станция может означать необходимость не превозносить кого-либо, не обольщаться насчет достоинств людей или по поводу чрезмерной благосклонности судьбы. От сумы, тюрьмы и бесчестья не зарекаются, но всячески защищаются, если речь идет про явное нападение и угрозы. В общении с некоторыми людьми нужно уметь защищаться, давать отпор, убегать, хитрить и обманывать, решая проблему с минимальными потерями.

Иллюстрации и киноцитаты 

Кино по теме

Восхождение (1976), Дуэлянты (1977), Прерванная жизнь (1999), Жила была одна баба (2011), Бесчестье (2008), Похороните меня за плинтусом (2009), Дуэлянт (2016).



Более сотни значимых жизненных тем в трансформационной Игре "Metropolis"