Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber, Telegram

68. Справедливость

Мы живем в мире, управляемом законами, которые постижимы лишь отчасти. При этом есть претензии на то, что мы поняли если не все, то многое и способны создавать удобные нам законы. При этом они не делают нас менее уязвимыми и не защищают от страхов, а мы зачастую злимся, считаем себя невинными жертвами и сетуем на отсутствие справедливости. Дело не только в детском понимании того, что справедливо, а что нет1, но и в том, что позитивная наука отучила нас верить в судьбу, определявшуюся с рождения, а Долю с Недолей2 мы стали воспринимать пережитком. Им на смену пришли современные предопределенности и непреодолимые ограничения, но и с ними люди мало знакомы.

Любая справедливость предполагает одновременно наказание и защиту, и пока мы ищем защиты, то будем держаться привычных представлений о справедливости, даже если они сильно ограничивают нас. Нужны годы и жизненный опыт, чтобы тот или и иной человек смог рассматривать справедливое и несправедливое безотносительно к детскому опыту и своим личным интересам. Пока не проживешь свою жизнь и не познаешь все уровни справедливости рано ставить точку и делать окончательные выводы о своей судьбе и по поводу того, насколько справедливо или несправедливо отнеслась ко мне жизнь в целом.

В теории развития залогом полноценной жизни является своевременная детско-родительская сепарация. Она предполагает, что не родители, а сам человек организует свою жизнь исходя из начальных условий рождения — того, что передается в межпоколенческих связях и дается как врожденные дарования.3 Принадлежность к своему роду и влияние родителей безусловно имеют значение, но как распорядиться своей Долей или Недолей зависит от человека. Древняя концепция содержит понятное нам представление о неравных условиях, но что мы делаем с этим неравенством, понимаем ли свою Долю и Недолю, как реагируем на их голоса, находим ли себя в общении с этими духами рода многократно важнее. Важен не объем наследства, а распорядитель, от которого зависит быть ли продолжением своей семьи, рода, нации или удостоиться привилегии быть собой.

Необходимо увидеть и понять, что справедливость бывает разного "роста":

Маленькая справедливость про то, что является правилами родителей, кажется справедливым ребенку или человеку в детском состоянии; справедливость покрупнее про то, что справедливо с точки зрения социума — социальная справедливость и/или справедливость внутри моего рода; и Высшая Справедливость — трансперсональная, транснациональная и метафизическая.

В детстве свойственно отчаянно отстаивать свою картину мира и свою маленькую справедливость. Для ребенка несправедливо все, что обижает, приносит боль, делает жизнь сложнее и лишает радости. Все это чрезмерно и слишком плохо для неокрепшего Эго. Слишком не означает редко. Воспитание через обесценивание было и все еще остается нормой и поэтому многие выросшие дети продолжают испытывать чувство несправедливости от того, что, например, к его брату или сестре родители относились с большей любовью. Ребенок с позитивными материнским и отцовским комплексами ищет справедливости в родительской семье, верит родителям и в то, что послушание, хорошее поведение и невинность обеспечат благополучие. Но так или иначе психологическое взросление не бывает линейным, оно болезненно и наступает через провалы разочарований и разрушения иллюзий, через череду лишений и тревогу. Лишь бы все это было выносимо.

Выйдя из детских берегов и обретя независимость от родителей мы знакомимся с тем, как устроено общество. Взрослый в отличие от ребенка уже не верит в то, что гарантом справедливости и благополучной жизни могут быть родители, но он может искать родительские фигуры за пределами семьи с надеждой найти социальную справедливость. Некоторые становятся юристами, законодателями, правозащитниками.

Постигая социальные законы мы видим, что принято справедливым, является общественным благом и называется добродетелью. Можно взять масштаб покрупнее, чтобы рассматривать справедливость в перспективе человеческих времен и примере архаичных и традиционных обществ увидеть как на протяжении веков действует приоритет коллективного над индивидуальным и то, что хорошо для управления массами вменяется индивидууму как юридический, моральный или даже метафизический закон. В произведении "Протагор" Платона (IV век до н. э) автор от лица знатока и учителя красноречия — софиста Протагора говорит о т.н. политических добродетелях. Справедливость выступает здесь как одна из добродетелей наряду с рассудительностью, мужеством, мудростью и святостью. Но в диалог включается Сократ, для которого истина и человек превыше слова. Он подвергает критике посылы Протагора и показывает их несостоятельность4.

На сегодня провозглашение законов социальной справедливости удел левых социалистов, коммунистов или и того хуже. О социальной справедливости, судопроизводстве и законном наказании виновных можно говорить лишь с иронией. Скорее неравенство и социальная несправедливость управляют миром. Цивилизация не пошла по пути озвученном античными софистами, да и сами они, к слову сказать, легко забывали о своих премудростях, когда дело касалось личных интересов, собственной безопасности и комфорта. Их последователи современные демагоги (от др.-греч. δημαγωγία — руководство народом) как и много веков назад все еще рассуждают о коллективном благе, но софистки нашего времени не спешат рожать по 5-6 детей, а их коллеги предпочитают, чтобы за коллективные интересы погибали чужие дети. Без устойчивых убеждения не получается жить по слову, даже если это слово сказано тобой самим.

И все же мы не оставляем поиск справедливости и предполагаем, что законы, защищающие меня защищают и других, надеемся, что законы, написанные для условно белых работают и для черных, как и наоборот. Если кто-то вводит закон о смертной казни, при смене власти сам же может быть и казнен. Есть законы предписывающие правильное поведение даже в экстремальных ситуациях. На войне, предполагающей убийства, должны действовать свои регуляторы — т.н. законы войны. А если они не действуют, то человек оказывается в уже совсем ужасном мире, его поведением управляют архетипические энергии и начинают происходить страшные вещи. И они действительно происходят, заново вызывая сомнения и вопросы.

Если кто-то нарушил закон, дает ли это мне право творить беспредел вслед за ним? Перестала ли справедливость на социальном уровне быть желанной добродетелью? Не стоит ли вернуться к древним законам справедливости с верой в силу рода? Чем менее надежна социальная справедливость, тем больше опоры на законы предков и поиск родовой справедливости для получения поддержки всего своего рода. Люди с традиционным мировоззрением по прежнему считают эти законы справедливости более весомыми, а если заглянуть в свою психику, то окажется, что законы родовой справедливости свойственны чуть ли не всем. Наша душа во многом еще является частью родовой души.

Высшее Правосудие

В коллективном развитии, даже построив цивилизованные отношения внутри и между странами мы не можем "сепарироваться" от того, что превыше нас, не найдя лучшую замену. Благо есть категория особенных людей, которых считают не вполне здоровыми, а раньше называли юродивыми и уродами5. Это люди вне рода, вне семьи и не имеющие национальной идентичности. Они не уповают на социальную справедливость, но не потому, что презирают законы, а потому что не претендует на социальные блага и не интересуются законными способами его достижения. И потому от всей своей одинокой души они верят лишь в Высшую Справедливость и силу Высшего Правосудия. Совершая подвиг веры они напоминают прочим о том, что за пределами политики, юриспруденции, законов бизнеса и прочих социально-психологических надстроек есть Справедливость самого высокого порядка.

Эта Справедливость служит Равновесию в мире, а не людям и нациям, являющихся частью этого мира. В отличие от динозавров мы достаточно подготовлены, чтобы спастись от оледенения и даже метеорита, но важно увидеть и отличие человеческого от божественного. Оно в том, что мы можем сами себе вынести приговор, устроить судный день, погубить себя как вид и нанести колоссальный урон всему живому на планете, но не в состоянии уничтожить Землю. Несмотря на все человеческие попытки подчинить себе стихии, свергнуть богов, стать смотрящими за Справедливостью и назначить на должности судей Высшего Правосудия своих ставленников мы, как и тысячелетия назад не в состоянии этого сделать. Мы все еще как команда корабля в открытом море или космонавты на орбите Земли без гарантий на выживание. Древнейшая конспирологическая идея о том, что все неподконтрольное и зловредное следует какому-то коварному плану неизвестных сил нуждается в уравновешивании противоположной идеей о том, что существует Высшая Справедливость, Божественное правосудие, высший замысел и эта вера дает защиту.

Вопросом веры обычного человека является наличие в коллективном бессознательном если не Высшей Справедливости, то хотя бы "защиты от дурака". За пределами личного и коллективного сознания открывается архетипическое измерение бессознательного, над освоением которого позаботились наши предки, оставив в наследство карты с маршрутами и образы Справедливости.

Древнегреческая богиня Правосудия Фемида не смотрит на человека, так как на ее глазах повязка и взгляд направлен вовнутрь. Так представлена божественная Справедливость, которая служит Равновесию, мировому балансу и присутствует как возможность противостоять деградации и злу. Ее дочь Дике, рожденная от Зевса продолжает семейную династию и служит правде. Глаза Дике открыты и от того, она уже не столь интровертная и самоуглубленная, конкретные людские судьбы интересуют ее больше, чем Высшие законы Справедливости и равновесия. Позволим себе вольность и предположим, что с появления Дике в мифологии древних греков произошло разделение, в результате которого Закон со Справедливостью перестали быть одним и тем же. В игру божественного включился т.н. человеческий фактор и уже не только виновные уходят от наказания и ответственности, но и невинные могут понести ответственность или жестоко наказаны.

В ряду божественных правоохранителей есть и богиня Немезида — олицетворение божественного гнева и богиня возмездия. Справедливость по Немезиде — это неотвратимость наказания, она исполнитель, палач, киллер, получивший задание, судебный пристав и все такое6. Немезида всем своим видом говорит, что она не про защиту и вознаграждение, а про справедливое и неизбежное наказание.

Станционный смотритель: Тень Правосудия

Если не связывать добродетель социальной справедливости с Высшей Справедливостью, то Станционный смотритель связывает нас с силой, похожей на свою личную Немезиду. Она может быть обращена на других, но прежде всего на самого себя. Человек начинает преследовать себя за лицемерие, двойные стандарты, лживость и хитрость и в конце концов оказываемся в роли жертвы7. Даже если отсутствие веры в закон Высшей Справедливости не срабатывает в виде немедленной кармы, мы все равно накапливаем неоплаченные счета, тяжесть долгов и ответственности. Станционный смотритель как представитель бессознательной части психики следит за тем, чтобы и здесь не было критического перекоса и сохранилось равновесие8.

Простой житейский пример: Упорная одержимость работой, деньгами и прочими показателями успеха приводит к переутомлению, выгоранию, проблемам в личной жизни и может прерваться больничной койкой. И это справедливо несмотря на то, что трудовая доблесть превозносится, а леность и безделье осуждаются. Станционный смотритель напомнит, что отказ действовать по принуждению, внешнему и внутреннему — это начало пути из рабства трудовой повинности, а попытки найти выход из рутины малоэффективного труда служит прогрессу.

Есть и более тяжелые примеры, когда задействованы интересы больших групп и включается т.н. коллективная ответственность. По социальным юридическим меркам конкретный человек может быть невиновен, но при этом чувствует вину и несет на себе ответственность за других. Коллективная ответственность налагается Высшим Правосудием, которое действует невзирая на лица, бывает неумолимо жестоким для отдельного человека и больших групп людей.9.

Карта Таро Справедливость или Правосудие имеет прямое отношение к принципу коллективной ответственности. В череде больших арканов она открывает второй и т.н. социальный ряд архетипических образов. И если мы действуем как социальные существа, то даже не будучи тарологами эзотериками нам полезно проследить как через череду карт раскрывается тема коллективной ответственности вплоть до карты Равновесие, смысл которой откроется на одноименной Станции Игры.

Здесь же отметим, что карта Справедливость рассказывает нам о том виде Высшей Справедливости, которая кажется совершенно неприемлемая для эго-сознания. Эта парадоксальная несправедливая Справедливость является проверкой того, насколько тот или иной человек является социальным, конформным, социопатичным, склонным к реформаторству, психологически зрелым и способным судить о событиях за пределами его личных и коллективных интересов. Представляется несправедливым отвечать за то, чего ты не совершал, но взрослый уже способен понять закон компенсации и Высшей Справедливости, который ложится на отдельного человека в силу его принадлежности к группе.

Касаясь этого сложного вопроса далеко не каждая психика может удерживаться от регресса и расщепления даже при условии, что не была повреждена раньше. Это самый темнейший угол Станции Справедливости, здесь нет не только личного, но и социального. Для ребенка она убийственна, для взрослого является сложнейшим испытанием, но настоящая зрелость утверждается лишь через коллективную ответственность и способность исследовать отношение к коллективному на пути к индивидуации10.

"Я приду не с миром, но с мечом". На этом этапе в ряду Таро, герой навсегда покидает блаженный мир бессознательного, чтобы принять вызов и ответственность, которые представляет меч. Теперь он должен прекратить ругать Судьбу или своих родителей за их грехи по отношению к нему, какими бы реальными они ни были, и принять бремя своей вины" (Никкольс С. Юнг и Таро. Архетипическое путешествие. С. 133).

По вертикальной линии Справедливость расположена между светлым Магом и темнейшим Дьяволом, которые представлены в нашей психики как архетипические прообразы наших способностей, амбиций и соблазнов. Вертикальное положение меча удерживает эту связь и приговаривает нас видеть как созидательные, так и деструктивные бессознательные побуждения.

"Ощущение , что вписали в "систему координат" жестко и сойти не можешь. Сошла. Потом еще раз посмотрела на изображения , ощущения не изменились. Мне кажется, что это реакция на меч. Он меня как-то напрягает" (участница Игры).

Меч символизирует силу разума, благодаря которому мы можем подвергать аналитическому рассечению самые разнообразные явления этого мира, чтобы положить их на чаши весов. Весы балансируют под тяжестью того или иного выбора, поступка, проступка и указывают на соотносимость категорий верха и низа, добра и зла, прошлого и будущего, коллективного и индивидуального, альтруизма и эгоизма, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного.

"В отличие от меча весы мобильны, предполагая относительность всего человеческого опыта и необходимость взвешивать каждое индивидуальное событие, как уникальный феномен. Его две чаши, символы фемининной восприимчивости и двойственности, контрастируют с бескомпромиссным одиночным утверждением маскулинного меча. Соответственно вертикальная и горизонтальная линии меча и весов вместе создают крест между духовным исканием и человеческим ограничением; между идеализмом и практичностью - крест, на котором мы все распяты. Правосудие сидит как посредник между этими двумя реальностями" (Никкольс С. Юнг и Таро. Архетипическое путешествие. С. 133).

Еще одной сложной темой Станции является т.н. сепарационная вина, отсылающая к первородному греху и изгнанию из Рая. В каждой отдельной жизни мы проживаем ее покидая родителей и второй раз она настигает нас, когда мы перестаем быть частью своей группы и носителем коллективного сознания. Изживая из себя русского, татарина, еврея, немца и пр. мы готовимся искать опоры и ориентиры в общечеловеческом, межкультурном и божественном. И лишь добившись успеха в этом, я могу сказать, что совершил какой-то поступок не потому, что так научили родители, не потому, что принадлежу к той или иной профессиональной группе, нации, не потому, что я — человек11, а потому, что я — это я и готов ответить за это на Высшем Суде.

Вина возникает каждый раз когда мы отделяемся от чего-то большего и обозначаем свои границы - физически, эмоционально, социально, экзистенциально и так, пока не поймем, что есть Нечто от чего сепарация невозможна — то, что К.Г. Юнг назвал коллективным бессознательным и архетипическим, а, в религиозном контексте называют божественным. Так через вину, страх наказания и Высшую Справедливость устанавливается связь маленького я с Самостью.


Исправленному верить: Послание Станции

Мы живем с исходной установкой, что Справедливость есть и постоянно ищем ее, стремясь организовать свои островки справедливости, защищаясь от хаоса. Понимание относительности и взаимообусловленности порядка и хаоса, добра и зла, праведности и греха, социально полезного и преступного не означает, что нам без разницы куда вносить свою лепту в доброе или злое. Высказывание В. Пелевина «сила ночи, сила дня одинакова х…» все же скорее ирония над теми, кто не видит разницы. Для беспристрастного философствующего наблюдателя оппозиция добра и зла всего лишь источник энергии, необходимой для развития, но развитие — это уже дело человека вовлеченного в свою собственную жизнь и жизнь других. Несмотря на понимание, что источник энергии в отношениях бессознательного и сознательного, мы все же выбираем сознание и сознательно организованный мир, где можно жить по правде, где есть права, а если случиться что-то плохое, то это поправимо.

Мы нуждаемся в ориентирах, ценностях, в справедливом устройстве обществе и наличии законного правосудия. Также мы нуждаемся в поддержке от мира Прави12 — мира светлых богов, надеемся на Законы Высшей справедливости, Высшего Правосудия и верим Суду Высшей инстанции. И да, несовершенство человека и общества препятствует тому, чтобы столь важные позиции были отнесены к компетенции лишь коллективного сознания.

Если говорить про свое, то важно понимать из какой позиции мы ищем справедливости - детской, условно подростковой или взрослой. Признаком того, что оказываешься в детской позиции является чувство обида. "Где закон там и обида", говорит человек, приученный к тому, что кто-то другой — будь то родитель, учитель, прокурор и пр. является воплощением справедливости. До тех пор, пока не распознаешь свои собственные внутренние фигуры, притесняющие, обесценивающие, обманывающие, обкрадывающие тебя, то это обида будет бесконечна. Да, обида и чувство несправедливости стали частью психики лишь потому, что кто-то сделал с тобой нечто недоброе, может даже преступное, но психика то твоя, и сны твои собственные, в которых появляются фигуры обидчиков и преследователей. И в обычных условиях никто не сможет причинить тебе столько вреда, сколько ты сам сам.

"Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям, и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Лгущий себе самому прежде всех и обидеться может. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а всё-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной" (Достоевский Ф. Братья Карамазовы).

Здесь первый уровень вины и ответственности и ради справедливость нужно увидеть как исходя собственных деструктивных установок человек привычно вредит самому себе — нещадно стыдит, обвиняет, унижает. В Книге "Кодекс Стройности: Законы Страны Стройных", посвященной проблеме веса мы писал о законах, запрещающих есть себя (о законе самосохранения, законе сохранения массы тела, законе сохранения энергии души, законе вос-питания), о законах запрещающих есть других, а также о достоинствах, присущих людям сохраняющим эти законы.

Но что если не хватает достоинства и так сложилось, что кому-то досталось, а вам нет? Что если что-то не так было с вашими Рожаницами и теперь не с Долей живешь, а мучаешься с Недолей. И тогда уже возникает другой вопрос: "доколе?!"

На языке психологии многие несчастья и беды исходят из бессознательных комплексов, но ведь это же ваши комплексы. Где меч, способный освободить ваш прекрасный эго-комплекс от зловредных влияний прочих комплексов? Где ваш психотерапевт или аналитик, способный помочь отделить одно от другого? Что вы сами делаете со своей беспомощностью?

Следующий, т.н. подростковый уровень ответственности — это пространство экспериментов, которыми занимаются люди разных возрастов: "как сделать так, чтобы у тебя все было и тебе за это ничего не было", "сколько надо украсть, чтобы не посадили", что надо совершить, чтобы заговорила совесть (твой внутренний закон) и что ты ответишь ей, есть ли стыд, испытываешь ли вину? Правильные ответы на эти вопросы просты при условии, что нет привычки к преступлениям. Для собственного психологического здоровья здесь хорошо когда человек знает свои теневые стороны — своего беса, с которым пусть не сразу, но все же можно построить отношения, при которых останешься приличным человеком для своего окружения. Знание своей Тени заодно поможет не торопиться с обвинением и других. Если и у них есть все это, похожее на ваше, то будет справедливо проявлять терпение и не торопиться с обвинением.

Конечно, самый сложный вопрос с верой в Высшую Справедливость. Если на предыдущем уровне хорошо простроенное сильное Эго было в помощь, то здесь оно становится препятствием, поскольку весы Правосудия не в наших руках. Эго может лишь противиться, отстаивая свои вполне заслуженные добродетели и невинность. Как будто бы написанный хороший сценарий жизни обязательно должен обеспечить и хорошую постановку. Даже если вы считаете себя порядочным человеком и отличным актером в жизненной игре вам не откроется содержание последнего акта, в котором приходит понимание за что были наказания, вознаграждения и было ли это справедливо.

Тема справедливости сопровождает нас на протяжении всей жизни и для каждого возраста свои вопросы, сданный экзамен в прошлом не сохраняется в зачетке твоей жизни навсегда, Справедливость призывает нас к все более и более сложному восприятию реальности, как бы подготавливая к заключительному экзамену.

На что может указать и какие поднимает вопросы пребывание на Станцию Справедливости в Игре? Проведите ревизию своей жизни настолько глубоко, насколько возможно задействуя не только разум, но и чувства, фантазии, воображение, сны.

1. Помните ли вы ситуации, в которых вы переступали черту и служили скорее несправедливости, чем справедливости?
2. Зачем вам нужна справедливость? Справедливость в кругу самых близких, социальная справедливость, Высшая справедливость.
3. Сколько сил и времени вам потребовалось, чтобы справиться с чувством несправедливости в какой-то реальной ситуации? Восторжествовала ли справедливость?
4. Каким было ваше участие в торжестве справедливости?

Высшая Справедливость как архетипическое начало имеет проекцию на внешний мир, но также она связана и с душой, переживания о справедливом и несправедливом волнуют душу.

5.Сделайте медитацию: удобно устройтесь, подышите спокойно, представьте, что мечом вы отделили все, что имеет отношения к вашей душе лишь косвенно — все семейное, родовое и социальное — и положите душу на одну чашу весов. Пусть руки с открытыми ладонями вверх будут перед вами. Ничего не придумывая сами, дайте себе время, чтобы на одной из ладоней появилось то, что символизирует душу. Дайте себе еще время и дождитесь, чтобы на второй ладони появилось нечто, что уравновешивает ее?




1.
Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке…
Хорошо ли это, детки?
(Борис Заходер)

2.

Доля и Недоля — счастье и несчастье, удача и неудача в древнеславянских мифах были были представлены как две сестры небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. У доброй Доли нить текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как угрюмая Недоля пряла нитку кривую и непрочную. Кому-то выпадала участь удачная, а кому-то злая, одним — дар, талант, другим — бесталанность. В народных поверьях «не в воле счастье, а в доле», «Недоля сталась — напасть досталась». У сербов подобных сестер зовут Среча и Несреча. Среча — красивая, добрая девушка, заботливая, ловкая: она крепко держит в своих ласковых руках нить человеческой жизни! Несреча — седая старуха с мутным взором, которая прядет слишком тонкую, легко обрывающуюся нить. В древнегреческой, древнеримской и скандинавской мифологии также существуют пряхи, девы судьбы: Парки, Мойры, Норны, но их по три сестры: две прядут нить жизни, а третья безжалостно обрывает ее.

3.
По старинным поверьям славян богини Рожаницы прядут Долю ребенка при его рождении, она понимается как божественный дар ребёнку, но одаривался он не судьбой, а темпераментом, талантами и определенным отношением к жизни (M. Lewandowska Доля и недоля - https://witia.squarespace.com/blogru/dola).

4. Платон "Протагор".
"Когда же дело касается справедливости и прочих гражданских добродетелей, тут даже если человек, известный своей несправедливостью, вдруг станет сам о себе говорить всенародно правду, то такую правдивость, которую в другом случае признавали рассудительностью, все сочтут безумием: ведь считается, что каждый, каков бы он ни был на самом деле, должен провозглашать себя справедливым, а кто не прикидывается справедливым, тот не в своем уме.
Поэтому необходимо всякому, так или иначе, быть причастным справедливости, в противном случае ему не место среди людей. Вот я и говорю: раз считается, что всякий человек причастен к этой добродетели, значит, можно всякого признавать советчиком, когда о ней идет речь. А еще я попытаюсь тебе доказать, что добродетель эта не считается врожденной и возникающей самопроизвольно, но что ей научаются, и если кто достиг ее, так только прилежанием".

5.
В современном языке корень юрод- (тоже что урод-). Образовано с помощью приставки у- в отрицательном значении от сущ. родъ <семья, род>, <порода> и значит как бы врожденный не в род>, <чем-то отличающийся от остальных в роду> как в положительном, так и в отрицательном смысле. Отсюда, например в некоторых языках есть положительная окраска (uroda <красота, миловидность>; укр. врдда <красота, краса>, где в- — вариант у-, врод- лйвий, уродлйвий <красивый, пригожий>), а в других — нейтральная или отрицательная, как в древне русском слове уродъ <глупец, безумец>, <юродивый>. Впоследствии стало употребляться со значением <нищий, безумец, обладающий даром прорицания>
На Руси положение юродивых низшее, нижайшее, "нулевое", он лишен какого-либо имущества и денег, а его поведение нарочито неправильное и нарушающее общепринятое. Он "юродствует, глупит, буйствует... толпа часто преследует, избивает, издевается над ним. Нередко он провоцирует такое поведение толпы. Служа Богу и своему народу он терпит от него мучения сознательно и добровольно" (Толстой Н.И. Очерки славянского язычества, М., 2003. — С. 491). Реальные примеры жития свидетельствуют о "силе духа, святости и ярко выраженном правдолюбии юродивых", предназначением которых считалось "самоотверженное самоотреченное бытие, бескорыстное служение высшей правде и справедливости - правде Божьей" (Там же. С. 492-493).

6. Богиня Немезида

По происхождению Немезида известна как внучка Хаоса, дочь Эреба, олицетворяющего вечный мрак и богини ночи Нюкты. В других мифологических версиях отцовство Немезиды приписывают богу времени Кроносу и богу Океану. Согласно Гесиоду Немезида является сестрой Танатоса (Смерти), Гипноса (Сна), Мойр (богинь судьбы), Эриды (Раздора) и Мома (Злословия). Немезида отождествлялась с нимфой Адрастеей («неизбежная», «неотвратимая»).
Изображали богиню с согнутой в локте рукой: "Я, Немезида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что напоминаю всем, что не надо превышать меру". Есть множество ассоциаций и символических толкований локтя, но общим является связь локтя с маскулинной силой и жестокостью.
Атрибутами Немезиды являются меч и плеть, которыми она карает виновных и весы, на которых определяется вина смертного. Крылья или колесница, запряженная грифонами, символизирует скорость наказания. Для строптивых и непокорных Немезида держит про запас уздечку, усмиряющую гордыню.
В римской мифологии богиня покровительствует солдатам и гладиаторам.
Справедливое возмездие следует отличать от мести.
«Жажда мести — автоматическая реакция на фрустрацию, вызванную разрушением образа мира... месть сравнима с паровозом, бешено несущимся вперед, не реагирующим на светофоры, и в его топку человек мстящий бросает все свои силы, все жизненные ресурсы. Личность становится одержима местью, зависима от нее, как, например, от наркотика...
В контексте исследований мести мы неминуемо столкнемся с вопросом дифференциации мести от справедливого возмездия. Возмездие — более зрелое и социально адекватное чувство, нежели архаичная месть. Прежде всего, различие мы увидим в смысловом содержании этих двух переживаний. Содержание мести — «я хочу тебе той же боли», а послание возмездия иное — «я хочу знать, что справедливость есть». Месть требует личных действий по отношению к объекту-обидчику, а возмездие можно делегировать Судьбе, обстоятельствам, другим людям» (Власова Ю., Щербаков А. Эринии, или Это сладкое чувство мести…).

7.
Станция Жертва.

8.
Станция Умеренность.

9.
Зло, вина и ответственность: От коллективного к личному.

10.
Станция Отшельник.

11.
Человек. Общеславянское слово. Сложение (с помощью соединит. гласной о) *čel- и *věkъ, в котором первая часть имеет значение «член рода или семьи» (см. челядь), а вторая — «здоровье, сила» (см. век). Человек буквально — «член рода или семьи, исполненный силы», «совершеннолетний».

12.
Правь в славянском неоязычестве (родноверии) — мир светлых богов и божественный закон, откуда нам приходят общечеловеческие законы. Вместе с земным явным миром Явью и обителем темных богов подземного мира Навью представляет трехчастное деление мира.




Материалы к Станции:

Кино:

Сериал «Удивительные странствия Геракла» (1995 - 1999). Подругой и первой возлюбленной героя представлена Немезида.
Ворошиловский стрелок (1999)
Пятеро, которых встретишь на небесах (2004).
Удивительная легкость (2006).
Законопослушный гражданин (2009).
Облачный атлас (2012).
Великий уравнитель (2014).
Айка (2018).
Джокер (2019).

Иллюстрации на форуме Игры.