Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

32. Рыцарь Огня

Формула типа

Рыцарь Огня как воплощение Воздуха Огня (связь экстравертного чувства и интуиции).

Типология К.Г. Юнга – Экстравертный интуитивный тип::
Ведущая функция – экстравертное чувство.
Первая дополнительная функция – интровертная интуиция.
Вторая дополнительная функция – экстравертная сенсорика.
Подчиненная функция – интровертное мышление.

ENFJ — один из шестнадцати типов личности типологии Майерс-Бриггс (MBTI).
E — экстраверсия — восполняет энергию во взаимодействии с другими;
N — интуиция — любит работать с идеями и абстракциями, хороший стратег, доверяет предчувствиям и чувствителен к возможностям;
F — чувства — чувства — доверяет своим чувствам в принятии решений и принимает решения, основанные на отношениях и этике;
J — суждение — предпочитают планировать, а не действовать спонтанно.
ENFJ относятся к группе лидеров, страстные, вдохновляющие, артистичные и харизматичные личности, излучают тепло и создают продуктивную атмосферу.

Звания и титулы: Сын кузнеца. Победитель Дракона. Избранный. Мятежный Рыцарь. Принц Египта (молодой Моисей). Сын Солнца.


Характеристика типа

В ряду других персонных рыцарских фигур Рыцарь Огня является первым в силу принадлежности к порождающей стихии Огня - первой из стихий. Он призван показать нашу изначальную природу, заключающуюся в том, что мы являемся желающими существами. Наше первое желание чувствовать себя живыми, ценна не жизнь, а чувство жизни и чем живее мы себя чувствуем, тем больше желания жить. Так экстравертное чувство Рыцаря Огня и желание (инстинкт жизни) направленные на внешние объекты соединятся до неразличимости. В этом Рыцаре мы видим выражение мужского принципа жизни с экспансией, активностью и целеустремленностью.

В терминах аналитической психологии Рыцарь Огня представляет собой персонификацию бессознательной фигуры Анимуса на его первой ступени развития с преобладанием порождающей силы и чувственно-интуитивным восприятием реальности. Это Анимус не интеллектуальных женщин для бесед и рассуждений на сложные темы, а обольщающий Дон Жуан, не скрывающий своих намерений и действующий на всех представителей женского пола от девушек до бабушек. Его громкий и настойчивый мужской голос превалирует над рассудком. Анимус в Рыцаре Огня не партнер в делах или проводник к знанию, а воплощение бессознательного побудительного искушения. Очаровать мужественностью, оставить яркое впечатление, зажечь душевный пожар, совершить мятеж против родительской власти, устроить безрассудный побег из-под контроля сознания - вот предназначение этого рыцаря.

Подобно другим Рыцарям жизнь Рыцаря Огня проходит под знаком борьбы и преодоления. Его гонит страх поглощения бессознательным, а желания продиктованы потребностью сохранить автономию и самобытность. Лишь самоутверждаясь в социальных достижениях и пребывая в активности, он находит самоуспокоение. Один известный Рыцарь Огня сравнивал себя с парусом: «а он несчастный ищет бури, как будто в буре есть покой».

Если нам нужен пример т.н. здорового нарциссизма, образ амбициозности и стремления к достижениям, то лучше Рыцаря Огня найти невозможно. Он в центре конкурентной борьбы, там, где нужно принимать вызовы и преодолевать трудности. Это воздух, которым дышит экстравертный и экспансивный Рыцарь Огня. В этом он похож на Рыцаря Воздуха (воздух воздуха), но отличается тем, что руководствуется не разумом, а сердцем, стремиться не победить противника, а увлечь, легко воспламеняется сам и воспламеняет желания других. Он не может оставаться незамеченным в социуме, стремится к лидерству и оценке своих заслуг.

Социальность и публичность являются определяющей чертой всей стихии Огня. Как и другие представители этой стихии Рыцарь создает социальный человеческий мир из хаоса бессознательного. В сравнении с Королевой Огня и Повелителем Огня, восседающими на троне и олицетворяющими развитый этап борьбы за огонь сознания, пламя Рыцаря яркое, но недостаточно устойчивое и может погаснуть от ветра. Воздух в природе Рыцаря и способствует воспламенению и одновременно может задуть пламя. В поведении Рыцаря Огня такая неустойчивость проявляется как подверженность срывам и вспышкам гнева.

Со всей своей неуемной энергией он обращается и к противоположному полу. Важнейшими характеристиками женщин и мужчин этого типа являются желание обладать, сексуальная привлекательность и влюбчивость – «ну что такое рыцарь без любви». Вместо скромности, деликатного молчания и уступчивости у Рыцаря Огня любовный жар и яркость, которую невозможно скрыть. Да и зачем скрывать, огонь истощится и погаснет, останется один пепел – «семь бед один ответ, один ответ пустяк» (Б. Окуджава), поэтому, будьте добры «здесь и сейчас», «все и сразу»..


Станционный смотритель (Тень Рыцаря Огня)

Рыцарь Огня пробуждает желания, а желания в зависимости от того, как мы обходимся с ними могут увлечь и в Рай, и в Ад. Огонь не является чем-то изначально хорошим или плохим. Люцифер и Иисус как и древнегреческие нарушителями божественного спокойствия Прометей\\\, Фаэтон в колеснице Гелиоса, отважный Язон в поиске Золотого руна – все они воплощение миссии мятежника и архетипические прототипы Рыцаря №1. Все они служили господину Самости, чтобы потом каждый на свой манер разорвать с ней связь и погибнуть. При этом каждый оставил после себя незабываемую историю про Огонь, пришедший на Землю в мир людей.

Наш Рыцарь обладает достаточной отвагой и силой, чтобы победить дракона и присвоить золото бессознательного, но как герою германо-скандинавского эпоса Зигфриду ему не достает ума разумно распорядиться им и построить свое королевство. Никто из Рыцарей Огня не является создателем и интеллектуальным лидером какой-то доктрины. Это делают его последователи, добросовестные и не очень. Нам самим здесь на земле, обнаруживая в себе этого Рыцаря и сохраняя огонь нужно выбирать направление и путь. В свете этого общего замысла можно обратить внимание уже на личностные и персонные качества Рыцаря Огня.

Самым известным персонажем, олицетворяющим Рыцаря Огня является Дон Жуана, чей образ на протяжении веков соблазнял преогромное количество драматургов, писателей и поэтов //. Вне исторической среды если мы не воспринимаем Дон Жуана выразителем черт порицаемого социального типа мы можем посмотреть на него в его исходной психической конституции. И здесь у данного Рыцаря мы увидим, что его особенности обусловлены мышлением находится в подчиненном бессознательном состоянии и и не является его развитым качеством. Это может вызывать нарушения психического баланса – «если ты в пекло, я за тобой» (Би – 2). Слабо контролируемая функция мышления может стать причиной появления сверхценных идей, захватывающих всю личность вплоть до фанатичного следования религиозным догмам, идеологиям, политическим компаниям и конспирологическим теориям. Он Рыцарь, его призвание служить одинаково страстно любым правителям, любым доминирующим установкам сознания, временами в силу своего неукротимого нрава свергая их.

Если окружающие его люди и среда располагают удовлетворению влечений и желаний Рыцаря Огня, он расцветает и находится на вершине славы. Но если объект желаний недосягаем, он воспринимает поражение крахом всей жизни. Выносливость и терпение – слабые качества этого Рыцаря, он, его запал быстро сгорает.


Для понимания теневой стороны Рыцаря Огня можно обратить внимание на Рыцаря Жезлов в Таро и огненного скакуна, с которым составляет одно целое. Если Рыцарь теряет власть над собой это похоже на то, как если бы он не удержался в седле, в колеснице, а пламя собственной страсти и неуправляемого аффекта поглощает его. То, что недавно было силой становится погибелью, хотя это может быть всего лишь замедлением. Но для Рыцаря Огня и оно невыносимо. Как можно вытерпеть, когда великолепный Рыцарь не получает отклика обожания, ему отказывают в сексе, когда срывается важная поездка, деловая сделка, понижают по службе. Именно Рыцарь Огня знает что такое настоящая нарциссическая рана. В своей теневой части он и есть олицетворение этой раны отверженности\\\.


Послание Станции

Рыцарь Огня призывает выйти из самоизоляции, найти и познакомиться с искателем приключений в себе или в менее психологичной версии обратить внимание на таковых в своем окружении. Рыцарь Огня очень популярный персонаж литературы и кинематографа и через известные произведения, благодаря созданным образам можно почувствовать неутомимую энергию огня этого Рыцаря.

«Если описывать его одним словом, он весь про устремленность. И это, конечно, именно то, что у меня в огромном дефиците, эта энергия движения вперед. Еще мне очень импонирует его цветущая дубинка (в его оружии много жизни?), его конь, с которым он в очевидном контакте, почти одно целое (здоровые инстинкты?). Интересно и про доспехи (прочные защиты?). Может, все это обязательные атрибуты, которые необходимы для устремленности? Хотя кажется, главное - это отсутствие бесконечной бесплодной рефлексии и некоторое здоровое бесстрашие, основанное на уверенно им в собственных навыках, в этом смысле мне точно есть чему поучиться» (С.М., участница Игры).

Предсказательное значение в картах Таро: быстрые изменения, поездка, время снимать «ослиную шкуру» и показать себя – свою красоту, яркость и пробовать приемлемые для вас способы самопрезентации.


Кино к станции:

Если бы Дон Жуан был женщиной (1973) — Жуанна.
12 стульев (фильм, 1971; сериал 1976) — Остап Бендер.
Д’Артаньян и три мушкетёра (1979) — Д’Артаньян.
Принц Египта (Мультфильм, 1998) — Моисей.
Амадей (1984) — Моцарт.
Дон Жуан де Марко фильм (1995).
Дон Жуан фильм (1998).
Кольцо Нибелунгов (2004) — Зигфрид



1.

"Эта раса не умела прокормить себя иначе, кроме как убивая. Она потеряла связь с божественным, была отягощена слишком горькими воспоминаниями и постоянным страхом смерти. Никогда еще человечество не опускалось так низко, как в то время, когда мне пришлось взять на себя заботу о нем.
Именно для этой несчастной расы мы с Деметрой растили урожаи и стада; именно ее мы научили молоть злаки, собирать пчелиный мед, готовить на огне мясо. Она была неплоха, эта раса. Не слишком одаренная, она все же поднималась, хоть и медленно; прогресс вообще не скорое дело, новое благо задумывается в одну секунду, но требует тысячи лет, чтобы осуществиться. Однако — увы! — достигнутое за тысячу лет может быть уничтожено в мгновение ока Подъем третьей расы был прерван войной с гигантами, которая почти целиком уничтожила человечество. От этих выживших родилась четвертая раса, начала которой переплетаются с историей Прометея…
Ах, Прометей! Сколько трагических песен вы ему посвятили, сколько поэм, где восхищаетесь им или жалеете, обвиняя меня в чрезмерной суровости! Забыв, как зовут многих других богов, его имя вы продолжаете помнить. Для вас он великодушный бунтарь, двигатель прогресса, отважный освободитель, несправедливо закованный в цепи деспотической властью.
… вы и сами такие же, как Прометей, и так же, как он, вечно твердите: «Почему не я, почему не мы?» Вы не можете смириться с тем, что вы не цари, а всего лишь родственники царей… В общем, этот трибун, заседая у меня в совете, постоянно старался извинить ваши ошибки и раздуть мои, вечно вас защищал и требовал для вас преимуществ. Чего я только не выслушал от него после войты с гигантами!
… Спустившись с Олимпа, Прометей доверил бронзовый ящик своему брату Эпиметею. Тот был тугодумом, но, безусловно, послушным и безмерно восхищавшимся старшим братом. Великим честолюбцам ведь больше всего угождает преданность глупцов. Не будь среди вас стольких эпиметеев, виновники ваших бедствий не стали бы никем!
И Прометей собрал людей, чтобы те его восхваляли. По его словам, заключенные в сундуке несчастья он вырвал у меня убеждениями и угрозами, одержав надо мной великую победу. Действительно, дело можно было представить и так. Прометей сумел убедить людей, что они обязаны своим новым положением только ему, то есть в некотором смысле самим себе, что лишь польстило их гордыне и лености. Они не замедлили совершенно забыть богов и стали вести себя так, будто остались единственными хозяевами во всей Вселенной" (Дрюон М. Дни людей).

"Фаэтон вскочил в золотую колесницу. Богиня Эос – Заря открыла ворота, и не успел юноша натянуть вожжи, как огненные кони рванулись вперед и вверх по крутой горе и понеслись вскачь по небу, забираясь все выше и выше. Испуганный Фаэтон сразу же забыл все наставления отца. Вдруг впереди он увидел отвратительное чудовище, все покрытое черным ядом. Это был Скорпион. Фаэтон задрожал от ужаса, вожжи выпали у него из рук. Кони почувствовали полную свободу и понеслись вперед, не разбирая дороги. Они то бросались вниз, к самой Земле, то взвивались высоко в небо. Вот золотая колесница стремительно покатилась вниз, и огненные кони своим жарким дыханием подожгли Землю. Горели горы, покрытые лесами, гибли города и крепости.
Поднялась тогда страшно обожженная богиня Земли Гея и воскликнула, обращаясь к Зевсу: – О, величайший из богов! Неужели ты допустишь, чтобы погибло все живое на Земле? Смотри, ведь уже рушатся города, а если огненные кони помчатся выше, то загорится и небо, и дворцы богов. Неужели все опять вернется в Хаос? Спаси от огня хотя бы то, что еще осталось!" (Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции).

...


Тирсо де Молина, Мольер, Мериме, Гофманн, Байрон, Пушкин, Э. Ростана, А. К. Толстой, Б. Зайцев, К. Бальмонт, М. Фриш, Н. Гумилев, М. Цветаева, М. Кундера, Э. Радзинский и др. каждый по своему наполнил образ Дон Жуана собственным видением, представляя то коварного жестокого циника, то светлую романтическую натуру. Выделяют следующие основные черты: 1. Суверенитет чувственности и мощная сексуальность. Преобладание Эстетики над Этикой. 2. Гордость и Цинизм. Другой как объект удовлетворения желаний. Предательство. 3. Вызов Авторитету и общественной морали. 4. Богоборчество и Атеизм. Вызов церкви и религии (Аранская С. Образ Дон Жуана в мировой литературе).

Юрий Левитанский "Кинематограф"
Нескончаемой спирали бесконечные круги.
Снизу вверх пролеты лестницы — беги по ним, беги.
Там, вверху, под самой крышей, в темноте горит окно...
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Я люблю сюжет старинный, где с другими наравне
я не первый год играю роль, доставшуюся мне.
И, безвестный исполнитель, не расстраиваюсь я,
что в больших твоих афишах роль не значится моя,
что в различных этих списках исполнителей ролей
среди множества фамилий нет фамилии моей.
Все проходит в этом мире, снег сменяется дождем,
все проходит, все проходит, мы пришли, и мы уйдем.
Все приходит и уходит в никуда из ничего.
Все проходит, но бесследно не проходит ничего.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу,
по возможности достойно доиграть свое хочу —
ведь не мелкою монетой, жизнью собственной плачу
и за то, что горько плачу, и за то, что хохочу.