Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

Ранговая система и мужской мир стыда (I)

     Яли — папуасский народ, проживающий в верховьях Папуа Индонезии. Они называют себя «Короли Земли»,
а официально их считают пигмеями, так как мужчины не достигают роста выше 150 см.
А их котеки отличаются особой длиной и тонкостью. Яли считаются одними из самых опасных
каннибалов западной части Новой Гвинеи.

Особенность мужского мира в отличие от женского это иерархическое обустройство пространства обитания. И в первобытном племени и в современном офисе мужчины не мыслятся вне ранговой системы. «По-мужски» — означает быть сверху или снизу, или тебя или ты, доминировать или подчиняться. Размер члена и почетные членства в сообществах, светские, духовные и военные звания, должности, власть и деньги это неотъемлемые атрибуты мужского мира.

В позитивном значении мужская иерархическая система это:

♦ вертикальная ось (Мировое Древо), и представление об уровнях мироздания, понятие верха и низа, вертикальные связи, упорядоченность вместо хаоса;
♦ поиски смысла, вера, идеалы;
♦передача межпоколенческих традиций, уважение к закону, почтение к старшим, отцовская фигура и отцовская функция;
♦стойкость, героизм и подвиги, мифические, былинные герои и герои нашего времени;
♦власть, уравновешенная ответственностью, не звания и услужвливость, а призвание к служению;
♦познание мира, стремление развиваться и расти над собой…

Возможно, что без всего этого мир был бы более домашним, менее жестоким, но при этом плоским и двухмерным. Никакая Игра Престолов была бы невозможна.

Позитивная сторона иерархически — патриархальной системы сполна уравновешивается теневыми аспектами мужской иерархии.

Пунктиром:

♦ высокая двигательная активность по освоению территорий — забей свой кол в землю и застолби право владения;
♦ тараканьи бега с мотивацией быть первым среди первых;
♦конфликты и разрушительные рептилоидные войны за територию;
♦имперское нарциссическое самораздувание и профанация патриотизма;
♦клиническое воровство для бессмысленного обогащения;
♦создание специальных групп (пиндосов, либерастов, русофобов, геев…) для эвакуации в них своего стыда и канализации агрессии;
♦манипуляция массами;
♦гомофобия и мачизм латентной гомосекусальности.

Подробней:

Фаллические начало и конец суть одно и то же — мужчины не порождают, а лишь инициируют и трансформируют энергию в ту или иную сторону. В случае здорового нарциссизма сублимируют инстинкты в творчество, в случае патологического — становятся пленниками инстинктов, разрушают социальный мир, Природу и самих себя.

Рассмотрим на хомяках. Смысл жизни хомячка — наесться, наполнить кладовую, чтобы не испытывать дефицита в еде, оставить многочисленное потомство и сдохнуть. Вдохновляют грызунов только пища и самки. Хомяки, особенно молодые, едят невообразимо много, до 100% от веса своего тела. Спариваться начинают c пятой недели после рождения. После энергичного коитуса самец хомяк «умирает» на две-три минуты и поизносившись от интенсивной жизни за 2–3 года, в конце концов, умирает насовсем.

У крупных млекопитающих любого доминантного самца, не расположенного к трансценденции всегда ожидает смерть от конкурентов из подросшего молодняка. Нередко от собственных же детей. Он может яростно сопротивляться своей участи и сражаться за жизнь, но время работает на новое поколение.

Боль нарциссической травмы это результат того, что оказался внизу ниже нижнего — сгоревшим или провалившимся от нарциссического стыда под землю. Каким бы великолепным не был памятник на могиле, сколько бы цветов не украшало его, но под любым памятником лежит труп.

Нариссизм сегодня — это самая модная мужская болезнь, в основе которой конфликт между индивидуализмом и потребностью удачно встроиться в ту или иную систему, конфликт между самомнением, рожденным фантазией и самооценкой, формируемой на стыке с реальностью. Женский нарциссизм вторичен и затрагивает прежде всего женщин с подавленной феминной чувствительностью и порождающей силой Природы. Настоящий первичный нарциссизм даже у девочек всегда маскулинный.

Нарциссизм главы государства или швейцара в ливрее сущностно ничем не отличаются. Нарцисс он и в Африке нарцисс. Будь то банда малолетник преступников, армейское подразделение, частная фирма, государственное учреждение, академический институт, церковный приход… во главе мы чаще всего увидим нарцисса с фалосом, скипетром, пистолетом, смартфоном... и патологической мотивацией к власти и доминированию.

Власть является самым лучшим противоядием от стыда и зависти, способом легитимизации агрессии, за которой опять же стыд, зависть и страх.

Почему у мужчин все так фатально?


Как писал К. Г. Юнг (Аналитическая психология и воспитание): «Едва ли можно переоценить значение естественнонаучной и биологической постановки вопроса… содержания коллективного бессознательного представляют собой не только остатки архаических, специфических человеческих способов функционирования, но и остатки функций ряда животных предков человека, продолжительность существования которых была бесконечно более длительной по сравнению с относительной короткой эпохой специфически человеческого существования».

Все предформы рангового поведения человека полностью представлены в животном мире.
На уровне продолговатого рептильного мозга закреплены инстинкты продолжения рода и владение территорией, охотничий инстинкт, копулятивные функции, доминирование в сексуальном поведении и соответствующее место в пищевой цепочке.

У млекопитающих мы видим как иерархический принцип привязан к фекалиям (свое грязное пахнет привлекательно) и к фаллосу (предмету гордости и почитания).

Испражнения и способность метить территорию обладают функцией ориентировки на местности, установления границ и определения пространства, безопасного для жизни. Метятся не только территории, но и подчиненные особи. По запаху выделений определяются самки, пригодные для спаривания.
Вместе с этим все теплокровные животные в естественной среде обитания обладают навыками чистоплотности. Умение мыться, очищаться и навыки борьбы с паразитами являются признаком зрелой особи и включенности в сообщество. Маргинальные и больные особи плохо питаются, имеют проблемы пищеварения, перестают мыться и нередко умирают в фекалиях.

В борьбе за статус обычно побеждают крупные и сильные самцы. Страх и униженность может полностью блокировать эрекцию, а у самок приводит к прекращению течки. Чем крупнее животное в сравнении с соседями по ареалу, тем более длительный половой акт оно может себе позволить, чем уязвимее животное, тем быстрее наступает эякуляция.

У обезьян происходит социальная специализация органов и фаллос наделяется признаками властных полномочий. Чем больше эрегированный член, тем выше социальный ранг. В группе шимпанзе демонстрировать половой член имеет право только доминантный самец. Остальные за демонстрацию потенции и конкуренцию с вожаком наказываются изгнанием или убийством. 

Все как у людей

«Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу. Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими, еще значительнейшими. Но всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное. Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завел, чтобы низшие чиновники встречали его еще на лестнице, когда он приходил в должность; чтобы к нему являться прямо никто не смел, а чтоб шло все порядком строжайшим: коллежский регистратор докладывал бы губернскому секретарю, губернский секретарь — титулярному или какому приходилось другому, и чтобы уже, таким образом, доходило дело до него. Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника. Обыкновенный разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?» (Гоголь Н. В. Шинель).

Достижение социального ранга в закрепляется почти биологическим механизмом указания своей территории. Территория и занимаемый статус оформляется в персонных атрибутах. Личные фотографии на рабочем столе в офисе, дипломы в рамочке на стенах кабинета, портреты главного лица государства в приемной должностного лица, золотая корона и золото на головном уборе правителя и первосвященников, кокарда из желтого металла на шапке представителей служащего сословия и силовых структур — все это человеческие способы метить территорию и обозначать статус.

Лишение должности, доходного места и статуса сопровождается изгнанием, ритуалы которого также широко представлены в массовой культуре и традициях: кинематографическая сцена собирания в коробку личных вещей с проходом через офис, лишение наград, срывание погон, сжигания знамен и штандартов, унизительная сумка с колбасой в виде взятки министру и пр.

В плане стыда и гордости мы мало отличается от приматов. Маскулинные лидеры тиражируют фото с обнаженкой или в окружении красивых женщин. У крупного примата и у большого человека должно быть много сексуальной власти и поводов для гордости.

Вождь, президент, главнокомандующий, глава города, глава бандформрования, начальник, директор, командир роты должны быть носителями всех фаллических признаков, подтверждающих его потенцию. Хорошо, когда к такой роли прилагаются подходящие физические параметры, но достаточным является и символизации статуса — машины, кортежи, дворцы, слуги, предметы роскоши, ленты, кокарды, звезды, значки и наградные знаки.

Начиная с В. И. Ленина и заканчивая нашим временем, в общественное сознание внедряется идея, что лидер обладает отменным здоровьем, а его слабости постыдны и становятся предметом гостайны. В отличие от царей и королей советские и постсоветские лидеры умирают не болея.

«Короля делает свита» политологов, имиджмейкеров, журналистов, которые манипулируют общественным мнением и способны надуть воздушный шар из любого презерватива. Потребность в кумире, магическое мышление и современные способы воздействия на архаичные структуры мозга способны перенаправить либидо толпы на любой объект и в считанные месяцы сделать любого человека выдающимся лидером.

Как писал К. Г. Юнг (Три интервью из книги «Юнг говорит»): «Не всякий обладает достоинством, но всякий является носителем низших животных инстинктов, обладает внушаемостью пещерного человека, подозрительностью и злобностью дикаря. Вследствие этого многомиллионная нация являет собой нечто даже нечеловеческое. Это ящерица, или крокодил, или волк. Нравственность ее государственных деятелей не превышает уровня животноподобной нравственности масс, хотя отдельные деятели демократического государства в состоянии несколько приподняться над общим уровнем».

В последнем случае, видимо, речь идет о лидерах со слабой сексуальной конституцией, или о тех, кто психологически вырос из подростковых фаллических способов доминирования, начали думать, что преобладающей силой человека является культура и утверждают себя опосредованно в экономике и межгосударственной дипломатии. Они предпочитают сотрудничество, договороспособность, теряют страх внутривидовой конкуренции и не чувствуют угрозы от присутствия в своей команде сильных игроков. Население зачастую выигрывает от этого, а сам лидер остается в памяти не только как носитель фаллических качеств.

© Сергей Дрёмов (23.02.2018)


Из личных воспоминаний о ранговой системе и мужском мире стыда в Советской Армии. Читать Часть II



Заинтересовала статья, сохраните себе, поделитесь с друзьями