Сложность как результат и окончание терапии.
И увидев ее в последний раз, он понял, что видел ее в первый раз (А. Ходоровский).
В зависимости от направления может быть разное понимание того, как оценивать эффективность терапии, что есть результат и какой должна быть продолжительность работы. В нашем случае мы говорим не про устранение симптома (при этом помним о нем), а про сложность и слаженность работы психики: про единство мыслей, чувств и поступков в контакте с внешней реальностью.
Целостное переживание себя в единстве с другими людьми и с миром - критерий не новый, но подробности могут быть полезны. Самый абстрактный параметр оценки эффективности терапии - это объем бессознательного содержания, ставший осознанным, превращение бессознательного в сознание, хаоса в управляемый порядок. Благодаря чему это происходит?
Выделим десять критериев, по которым психотерапию можно назвать настоящей, состоявшейся и завершенной.
1. Преодоление детских травм и принятие детской эмоциональной части души.
2. Освобождение из пут прошлого, проработка горя, невротической вины, стыда, управление гневом, снижение уровня фоновой тревоги, выход из депрессии, проявляемой психически и телесно.
3. Понимание симптомов как энергии подавленных желаний.
4. Усложнение мышления. Преодоление рамок буквального, очевидного, конкретно-образного. Открытие метафорического и символического пространства. То, что в целом отличает взрослые мыслительные способности от детских и является результатом усложнения мышления в терапии.
5. Изменение системы психологических защит с опорой на более зрелые: от идеализации, расщепления, проективной идентификации к рационализации, сублимации или способности терпеть аффект. В результате такой трансформации внутренний и внешний мир становятся ближе, нивелируются искажения, вызванные детскими защитами. В некоторых случаях можно даже говорить об отказе от психологической защиты, например, переход от рационализации к непосредственному переживанию своих чувств.
6. Учитывая важность терапевтических отношений в пользу успеха терапии свидетельствует прояснение переносных чувств. Как следствие в терапевте клиенты перестают видеть мать, отца, любимого, злоумышленника... и распознают обычного человека - специалиста в своей профессии. Лишь при развитии реалистических и партнерских отношений, при наличии связей, свободных от проекций можно сказать, что человек стал более самостоятельным и независимым.
7. Возвращение себе функции естественного самоконтроля , что связано с усилением или/и смягчением Супер Эго. Обращаясь за помощью и делегируя специалисту полномочия контроля, клиент помещает в терапевта свою контролирующую инстанцию Супер Эго. Вместе с этим терапевт становится значимой в жизни человека персоной, равной родительской фигуре с ее строгостью, требовательностью и нормативностью. И лишь в процессе в терапии клиент возвращает себе обновленное Супер Эго, устанавливает баланс между Эго и Супер Эго, восстанавливает связь между личным и социальным, своим и чужим. В результате реже конфликтует, меньше наказывает себя и становится для себя и других источником любви.
8. Значимым успехом терапии является принятие клиентом своих теневых сторон – того отвергнутого содержания, с которым в угоду социальной адаптированности он не хотел иметь дело. То, что ранее проецировалось на других - теневая грубость, злость, зависть, приспособленчество, инстинктивные влечения интегрируется в личности как свои качества. Это значимый, но неприятный для человека этап работы, который начинается после нескольких месяцев терапии и который должен быть пройден с целью признания своего несовершенства, возвращения себе потенциала теневой части психики и прояснения отношений с близкими и значимыми людьми.
9. Важным признаком достигнутого усложнения для людей второй половины жизни является способность реально принимать собственную конечность. Здесь психотерапия помогает прийти к пониманию призыва «помни о смерти» и не в некрофильском звучании, а как утверждения ценности живого и каждого дня жизни на фоне неизбежной смерти.
10. Улучшение способности тестировать реальность и лучший контакт с реальностью. Как писал Ш. Ференци, основным достижением терапии становится пробуждение «потребности и любви к истине». Далее следуют общесоциальные и экологические цели терапии, но это отдельная глава, выходящая за рамки помощи отдельному человеку.
На достижение этих целей, в отличие от устранения симптома, требуется несколько лет терапии. Например, за жалобам на неустранимые в общей медицинской практике соматические симптомы, за дисфункциональным поведением, за вредными пристрастиями зачастую скрывается непрожитый и непроживаемый травматичный опыт, подавленные желания, неравномерное развитие и слабость структуры личности, отсутствие оснований для жизни, неверие, утраченные смыслы и пр. Улучшение состояния в подобных случаях требует глубинного самоисследования и профессиональной помощи психотерапевта.
Читать по теме:
Признаки психического здоровья
О результатах снижения веса
Вернуться к началу - Психотерапия: ожидания и реальность.