Аналитическая психология Юнгианский анализ
Ул. Скляренко, 46
8 (917) 101-34-34

62. Солнце - великий уравнитель

Светило солнце — а что еще ему оставалось делать? — и освещало обыденное (Сэмюэл Беккет).

Солнце — главная константа жизни. Нет другого такого астрономического и физического объекта, который бы столь заметно влиял на нашу повседневную жизнь. Для метафизики и психики солнце также наиважнейший объект.

Солнце — верховный бог религий Древнего Египта и Древней Греции, верховное божество славянской, индоевропейской и мезоамериканской традиций, бог Митраизма и раннего Христианства. Иисус также изначально был астрологическим символом Солнца, вокруг которого циркулировали двенадцать созвездий, а Рождество Христова 25-го декабря – это еще и ежегодный солнечный праздник, наполняющий душу светом, рождество Солнца.

Солнце — великий уравнитель, трансцендентный символом чего-то универсального для всего человечества, неиссякаемый источник энергии. Нечто, что противостоит менталитету нехватки и нищеты.

Хотя ты находишься далеко, твои лучи падают на землю; хотя ты пребываешь на лицах людей, твои следы невидимы (гимн фараона Эхнатона).

Вот оно встает, дивное око солнца, воды и огня, средоточие силы богов, оно наполняет небо, землю и воздух своей лучезарной сетью, оно есть душа всего, что движется и не движется (Веды - священные древнеиндийские тексты).

Солнце… оно такое горячее. Постойте-ка, ведь оно таким было и тысячелетия назад? Это единственная стабильная вещь в нашей жизни, которая излучает абсолютную мощь, имеет неоспоримые альтруистические мотивы и изобильна ресурсами. Солнце—всю нашу жизнь оно нам светит и ничего не просит взамен за свою работу. Если земля—это турбулентно изменяющаяся мать с идеологически и технологически разделёнными народами, то солнце является стабильно светящим отцом...
Как мы будем смотреть на себя как на вид через два—три десятилетия, если мы сможем воспользоваться доступом к неиссякаемому источнику энергии? Мы больше не будем лепечущими детьми Божьими. Скорее, мы будем теми, кто наконец-то вырос и стал взрослыми, сонастроившись с божественной силой неиссякаемого изобилия (Кивинен В. LUX: проливая свет на положение человечества).

Сложно не согласиться со вышесказанным, добавим лишь несколько слов о Земле.

На земном уровне мы говорим о Матери Гее - Земле как живой планете, которая является нашей температурной константой – не разогревается как Венера и не остывает как Марс. Интенсивный поток энергии Солнца, обрушивающийся на нее встречает «биологический разум» Земли и благодаря этому стало возможным появление и поддержание жизни. Биоценоз Земли от млекопитающих до микроорганизмов и водорослей управляет температурой и химическим составом окружающей среды, чтобы обеспечивалось выживание. Такова точка зрения британского ученого, специалиста в химии, биологии, медицине и экологии Дж. Лавлока. Земля, согласно ученому, есть единый суперорганизм.

Все виды живых организмов сотрудничают друг с другом в грандиозной паутине биологического разума за счет чего Земля является само-регулирующейся системой, способной удерживать пригодный климат планеты, баланс химического состава живых организмов, соотношение кислорода и углекислого газа на уровне необходимом для жизни. («Гея: новый взгляд на жизнь на Земле», 1979); «Гея: прикладная наука планетарной медицины», 1991); «Поклонение Гее», 2000). Благодаря существованию жизни и тонкой регуляции химических процессов Земля не пошла по пути необратимых изменений, которые сделали Марс и Венеру нежизнеспособными.

Чудесным образом сложилось устойчивое динамическое равновесие огненного солнечного и холодного земного. Точнее, земного, согретого солнечным светом и достаточно теплого материнского, позволяющего плодиться и размножаться. В юнгианской психологии, планета Земля одушевляется, одухотворяется и вводится в психологический оборот как животворящая Мать Земля — архетип материнства. Однако, это отдельная история и вернемся к Солнцу.

Порой мы теряем надежду на свои личные перспективы или даже на будущность человечества. Но пока есть Солнце над головой и пока оно встает каждое утро над горизонтом, мы сохраняем надежду. Даже если Солнце идет на убыль, мы знаем о его возрождении после зимнего солнцестояния.

Даже в самый темные сутки в году, когда Солнце почти "лишилось сил" и Земля погрузилась во мрак и холод, мы знаем из опыта предков, что именно в это темное время происходит рождение нового Солнца.

Архетип Солнца

В архетипическом аспекте Солнце соотносится с Самостью — главным архетипом бессознательного, удерживающим внутреннее единство больших и малых фрагментов психики - комплексов и архетипов.

Как самость является центром наших внутренних небес, так и солнце является центром вокруг которого вращается вся наша планетарная система (Никольс С., Юнг и Таро. Архетипическое путешествие).

Согласно разнице типов личности и вариантам творческой самореализации выделяют земное, водное, воздушное и огненное Солнце. В этом смысле в каждом характере заложен солнечный потенциал. Здесь аналитическая психология близко приближается к астрологии как сложной системе выражения символической связи человека и космоса.

Одним из частных аспектов солнечной тематики — это распознавание своего персонального отца, отражающего универсальный отцовский принцип. В соответствии с этим мы можем говорить о четырех базовых отцовских структурах - земной, водной, воздушной и солнечной, которые будут отличаться один от другого как отличаются друг от друга Стихии Земли, Воздуха, Воды и Огня. При этом за отцовским архетипом навсегда закрепляется качество Огня и про архетипическую отцовскую фигуру говорят как про Огонь Земли, Огонь Воздуха, Огонь Воды и Огонь Огня. Так или иначе Солнце помимо архетипа Самости соотносится и с архетипом Отца.


Тень Станции — Солнце бессонницы

Теневой противоположностью отцовского солнечного принципа является материнский, представленный лунным или полуночным Солнцем.

И Господь сотворил два великих светила… изначально, когда солнце и луна пребывали в тесном единстве, они сияли с одинаковой яркостью... Оба светила возникли одновременно и были равны друг другу достоинством. Но… луна смиренно уменьшила свой свет и отреклась от подобающего ей высокого места. С тех пор она лишилась собственного света, получая его от солнца. Тем не менее, истинный ее свет больше того, что излучается в дольний мир…; ибо и женщина не имеет иной чести, кроме чести мужа... Однако ее сила проявляется во всех направлениях… EL означает “владения дня”, IM означает “владения ночи (Книга Зоар).

В физическом мире Луна отражает свет Солнца, а в мире духовном она равна Солнцу - сияет собственным светом, который отражается Солнцем. Духовная Луна есть Солнце, светящее в ночи. Наряду с этим мы должны говорить о материнском космическом принципе в виде той самой Геи, а не только в связи с ее небесным спутником или планетой Земля.

Если связывать недостаток Солнца и тьму не с Луной и отраженным светом, а с земным и материнским, то рассуждения о биологическом разуме могут быть выражены представлением о невидимом и темном свете Земли. Темном поскольку это бессознательный и не-очевидный свет разума земной эволюции со всеми известными науке РНК и ДНК, объединяющими все живое на этой планете

Учитывая, что Солнце является образом Самости в Тени следует искать и то, что в аналитической психологии названо темной Самостью (дном травмы) или, на языке алхимии - Ночным солнцем (Sol Niger).

Солнце, выражающее Темную Самость связано с преступным насилием против младенца, с ранней травмой, которая может случиться когда закладывается ядро личности, базовое принятие себя или неприятие — отвержение со смертью. Энергия Самости обращается на гибель — убийство души, а психика защищается от этого расщеплением и диссоциацией. Травматичный материал уходит в бессознательное и там создаются предпосылки к тому, когда человек из раза в раз, вновь и вновь попадает в ситуации насилия, состояния отчаяния и депрессии.

В психологии Черное Солнце связано с серьезным или даже катастрофическим сбоем в психической жизни, и/или с неким невыносимым и невозможным для какого-либо контейнирования объектом беспокойства и ужаса. Кроме того, речь может идти о хронической психической атрофии, которая иногда может быть фатальной, неизбежной и ультимативно конечной. Sol Niger – это также черная дыра нарциссической раны, которая может стать у депрессивного человека «единственным объектом привязанности (Стантон Марлан).


Солнце в Metropolis

С одной стороны Станция является одной из самых радостных - поддерживающей, энергезирующей, щедрой и вознаграждающей путешественника. Но в теневом варианте возможна встреча с ночным Солнцем — не заполняемой нарциссической пустотой, глубокой младенческой депрессией досознательного существования на клеточном уровне.

На этой Станции мы приходим к космологическому и экологическому единству всего живого, включающего и самое темно, и самое светлое, что есть в человеке. Абсолютный свет Солнца и абсолютная тьма подземного мира Геи или досознательного существования на уровне яйцеклетки и разума ДНК.

Потенциальность Станции Солнце направлена на то, чтобы человек обрел свою ценность, реалистическую гордость за свои достижения и радость бытия без отрыва от земного. А опасность Станции в развитии гордыни и самодовольстве тролля — "Тролль, будь доволен собою самим!" (Ибсен Г. Пер Гюнт).

Если мир воспринимается не как таковой со своей бытийной ценностью, а как зеркало для самоотражения, то свет сознания направляется лишь на самого себя и Эго прельщается своим великолепием. В это случае мы говорим о замкнутости на себе, самовозвеличивании и нарциссическом раздувании. Человек отрывается от реальности, его свет перестает освещать темноту, направляется на себя и он сгорает от собственного света. Об этом и рассказывают истории про Икара и Нарцисса.

Если же мы держим в уме неразделенность солнечного и земного, то мы расположены не только к развитию своей солнечности, но и к заземленности в бытийной ответственности перед всеми близкими и дальними представителями своего вида, а также в т.н. "межвидовой ответственности" и "межвидовой сопереживательности" (Лири Т., История будущего).


Ассоциации и амплификации

Солнце Неспящих (Егор Летов)

Стало быть меня настигло НОВОЕ СОЛНЦЕ
Просто у меня случилось НОВОЕ СОЛНЦЕ
Что-то во мне настало
Возникло схватило поймало
Во мне проснулось очнулось забилось
Ко мне пробилось
Солнце Всех Неспящих
Свободных
Никуда никогда ниоткуда
Солнце живых вопреки всем законам и азбукам
Кости обрастают новым мясом
Да и мёртвый глядит вопиюще живым
Это несложно
Это так несложно
Солнце для неспящих
Солнце всех живых.

Звезда по имени Солнце (Виктор Цой)

А над городом плывут облака
Закрывая небесный свет
А над городом желтый дым
Городу две тысячи лет
Прожитых под светом звезды по имени Солнце.
...
Красная-красная кровь
Через час уже просто земля
Через два на ней цветы и трава
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды по имени Солнце.

Черный ворон - символ темной Самости

Ворон (Александр Розенбаум)

Ты уймись, не каркай, ворон, не трещи,
Мертвечины под забором не ищи,
Не нашел еще я, черный, лежбища - не ропщи.
Погоди, еще успеешь - выйдет срок,
С каждым шагом все труднее пыль дорог,
Думал я, что все сумею, да не смог, -
занемог...
...
Ворон, не кружи надо мной,
Я еще живой пока...
Далеко за рекой другая река...
Да немеет рука...


Трансформирующий образ

Символизм Солнца в системе Таро

Де Лоренс, Иллюстрированный ключ к Таро
Нагое дитя верхом на белом коне судьбы... великого и священного света, за которым движется нескончаемая вереница рода человеческого, выходящего из обнесенного стенами сада чувственной жизни и уходящая в дальний путь домой. Таким образом, карта означает переход от проявленного света этого мира, представленного сияющим земным светом, к свету мира грядущего, который... олицетворен сердцем ребенка.

Христос - Апполон в центре зодиака


The Black Sun

19-я пластина их средневекового манускрипта Splendor Solis ХVI в. от Саломона Трисмосина, якобы учителя Парацельса. Вся серия пластин символически передает этапы трансформации и связана с арканами Таро.

Наиболее удивительная черта этой картины это образ солнца с человеческим лицом, который виден ниже линии горизонта, просматриваемый через землю. Его золотые лучи заполняют небо и также идут через землю к пейзажу на заднем плане.
Над горизонтом солнце черное и его сияющие золотые лучи проступают из тьмы.
Присутствие одновременно тьмы и света на этом пейзаже напоминает описание поэтом Робертом Пински Песни IV Ада Данте: "... путешествие, которое собирает свет через спуск во мрак, дорога знания, которая проникает все дальше и кажется уводит от света, который то возникает снова, то исчезает опять" (Хендерсон Дж., Шервуд Д. Трансформация психэ).