56. Солнце - великий уравнитель
... ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (Мф. 5:45).
Светило солнце — а что еще ему оставалось делать? — и освещало обыденное (Сэмюэл Беккет).
Солнце — главная константа! Нет в мире такого другого астрономического, физического и символического объекта, который бы столь заметно влиял на нашу повседневность, на жизнь в целом и оправдывал наши ожидания. Оно появляется каждое утро.
Даже если солнце в конечном счёте потухнет, все мы всё равно исчезнем из мира намного раньше (Экхарт Толле).
Даже если полярная ночь, то и она закончится. Если в одной части Земли ночь, то в другой день. Когда в одной душе темная ночь и мрак, то в другой еще закат, в третьей уже рассвет, а в четвертой ясное солнце в зените и света настолько много, что тень прячется под ногами.
Вот оно встает, дивное око солнца, воды и огня, средоточие силы богов, оно наполняет небо, землю и воздух своей лучезарной сетью, оно есть душа всего, что движется и не движется (Веды - священные древнеиндийские тексты).
Солнце — верховное божество языческих религий Древнего Египта и Древней Греции, верховное божество славянской, индоевропейской и мезоамериканской традиций, бог митраизма и раннего христианства. Иисус также изначально был астрологическим символом Солнца, вокруг которого циркулировали двенадцать созвездий, а Рождество Христова великий ежегодный солнечный праздник, наполняющий душу светом - Рождество Солнца.
Солнце — универсальный трансцендентный символ самой жизни, главный образ неиссякаемого источника огня и света. Нечто, что противостоит холоду, тьме, невежеству, менталитету нищеты и всяческих дефицитов - материального, эмоционального, духовного.
Солнце… оно такое горячее. Постойте-ка, ведь оно таким было и тысячелетия назад? Это единственная стабильная вещь в нашей жизни, которая излучает абсолютную мощь, имеет неоспоримые альтруистические мотивы и изобильна ресурсами. Солнце—всю нашу жизнь оно нам светит и ничего не просит взамен за свою работу. Если земля — это турбулентно изменяющаяся мать с идеологически и технологически разделёнными народами, то солнце является стабильно светящим отцом... Как мы будем смотреть на себя как на вид через два — три десятилетия, если мы сможем воспользоваться доступом к неиссякаемому источнику энергии? Мы больше не будем лепечущими детьми Божьими. Скорее мы будем теми, кто наконец-то вырос и стал взрослыми, сонастроившись с божественной силой неиссякаемого изобилия (Кивинен В. LUX: проливая свет на положение человечества).
Сложно не согласиться с вышесказанным, но без Земли Солнце было бы лишь безымянным гигантским сгустком горящей плазмы – космическим источником изобилия и при этом бесплодным Отцом. Лишь Земля – единственная живая планета солнечной системы придает Солнцу человеческое измерение. Мать Гея является для нас точно такой же константой как и Солнце. Не разогревается как Венера и не остывает как Марс. Интенсивные потоки солнечной энергий, обрушиваясь на нее, встречают «биологический разум» Земли. Не только солнечный свет, но и это земное чудо сделало возможным появление жизни.
Биоценоз Земли от крупных млекопитающих до микроорганизмов и водорослей управляет температурой и химическим составом окружающей среды, чтобы обеспечивалось выживание. Такова точка зрения британского ученого, специалиста в различных областях химии, биологии, медицины и экологии Дж. Лавлока и автора книг «Гея: новый взгляд на жизнь на Земле, 1979, «Гея: прикладная наука планетарной медицины», 1991, «Поклонение Гее», 2000.
На протяжении двадцати лет Дж. Лавлок разрабатывал гипотезу, согласно которой планета Земля функционирует как единый суперорганизм, внутри которого все виды живых организмов сотрудничают друг с другом в грандиозной паутине биологического разума за счет чего Земля является саморегулирующейся системой, способной удерживать пригодный климат планеты, баланс химического состава живых организмов, соотношение кислорода и углекислого газа на уровне необходимом для жизни
Благодаря существованию жизни и тонкой регуляции химических процессов Земля не пошла по пути необратимых изменений, которые сделали нежизнеспособными другие планеты солнечной системы. Таким образом, мы говорим о равновесии солнечного и земного - огненного и холодного.
Мы склонны терять надежду на свои личные перспективы и будущность человечества. Но пока есть Солнце над головой и пока она встает каждое утро над Землей, мы понимаем, что жизнь циклична. Даже если Солнце идет на убыль, то есть, Земля поворачивается к нему другой стороной, мы знаем о возвращении светила после зимнего солнцестояния. В самый темные сутки в году, когда Солнце в нашем земном восприятии почти лишилось сил и Земля погружается в мрак, мы знаем, что именно сейчас происходит рождение нового Солнца. Мы знаем о его возвращении. «Солнце взойдет», Земля снова предъявит его в новом акте оплодотворения.
Согласно разнице типов личности есть разное восприятие солнечного и разное преломление лучей Солнца – земное, водное, воздушное и огненное Солнце. В этом смысле в каждом заложен потенциал солнечного характера и здесь аналитическая психология близко приближается к астрологии как системе выражения символической связи человека и космоса.
Важный аспект солнечной тематики раскрывается в отцовстве. Так называемый отсутствующий отец не то, чтобы отсутствует, просто он спрятан матерью и временно невидим. При этом порождающий отцовский принцип не исчез, его огненная природа присутствует вечно и для человека он открывается в четырех базовых солнечных отцовских структурах. Изначальный отцовский принцип представлен стихией Огня и но в зависимости от того как он опосредуется можно выделить четыре типа архетипического отцовства:
Земные отцы — отцы Огненной Земли и собиратели земель, приземленные и предельно конкретные отцы, в которых материнское земное превалирует над солнечным. Эти вулканические отцы ближе всего к скрытому внутреннему земному огню и это определяет их способность переустраивать территории и целые континенты.
Водные отцы — отцы Огненной Воды, повелители еще одной женской стихии - стихии Воды. Солнечное в них подсвечивает и прогревает лишь верхние слои водной толщи и то при условии, что не слишком много воды накоплено в атмосфере.
Воздушные отцы — Огненный Ветер преобразований, отцы, превращающие солнечный ветер в человеческие свершения и солнечные бури в идеологии социальных катаклизмов. Их высокий статус и трансформационная роль определяется лидерством в ментальное сфере.
И наконец, огненные отцы, повелители стихии Огня, огонь Огня в чистом виде. Нет какого-то одного эталонного отцовства, но огненные отцы, независимо от того, насколько они являются хорошими отцами для своих детей или какова их роль в развитии всего человечества, но именно они прежде всего представляют на Земле стихию Огня и отцовство в его изначальной генеративной функции. Их визитка – это влечение, желания и аффекты.
В тени Станции: нарциссическая тень Самости, Sol Niger (Ночное солнце), Темная Самость
В психологии К.Г. Юнга Солнце соотносится с Самостью — главным архетипом, организующим психику, который как центр солнечной системы удерживает в своем притяжении второстепенные архетипы, комплексы и фрагменты психики, диссоциированные травмой.
Как самость является центром наших внутренних небес, так и солнце является центром вокруг которого вращается вся наша планетарная система (Никольс С., Юнг и Таро. Архетипическое путешествие).
В тени Станции мы встречаемся с последствиями насилия над младенцем и тем, как ранние травмы актуализируют т.н. Темную Самость и нарциссический склад личности с грандиозно - нарциссической самостью, точнее с не-Самостью, с симулякром Самости.
Черное Солнце, выражающее архетипический образ не-Самости, поглощает свет и включается как защита от любого рода насилия, когда тревога не может контейниироваться естественным образом. Если нет Солнца и теплых лучей снаружи, то формируется пожизненно негативистично – критическая установка: «бабы – бляди, мужики – подлецы, Солнце – ёбаный фонарь». Нарциссическое я при этом, разумеется, превыше всех и вся, но человек несчастен, ослеплен завистью к тем, кому светит Солнце, кто испытывает наслаждение и может быть счастливым.
Этот «фонарь» становится ядром будущей личности, забирает душу под надежную охрану, чтобы отделить ее от травмы. Но уходя в бессознательное травма забирая с собой потенциал развития, а эго, подсвеченное фонарем не-Самости становится единственным прибежищем человека, который не может с другими разделить свет Солнца и вступать с ними в отношения, наполненные теплом эмпатической привязанности.
Так создаются предпосылки к тому, что человек, несмотря на успехи в построении привлекательной формы, вновь и вновь попадает в состояния неудовлетворенности жизнью, ситуации отвержения, бесплодности усилий, усталости, отчаяния, депрессии, ищет в темноте утраченный свет или перестает верить в его существование.
Никто добровольно не стремиться к теневой стороне Самости, но никого и не спрашивают, не ставят перед выбором – с Богом ты или с Дьяволом. Лишь соблазны и испытания, никому не предоставляется выбор, под каким Солнцем ему жить и с какой Самостью иметь дело. Никто не только не собирается добровольно спускаться на дно нарциссической травмы, но и вообще строить свою жизнь по нарциссическому сценарию. Между тем, это случается и гораздо чаще, чем можно предположить. Можно вспоминать все те сны, в которых сновидец из раза в раз видит себя в темном помещении, на сумрачной улице или потерявшимся среди ускользающих безликих теней.
Принуждение к познанию теневой стороны Солнца грозит порабощением тьмой, но также и дает шанс на прохождение инициации в мире мертвых с возвращением к свету. Из общекультурных сюжетов вспоминаются истории про вампиров, сгораемых под лучами Солнца; сделки по продаже души Дьяволу с обретением богатства, известности, власти и неизбежной катастрофической расплатой; более развернутые сюжеты, посвященные нисхождению в Ад с возвращением или прохождением через самое темное и отвратительное место — зад Сатаны к подножию горы Чистилища; проживание участи Персефоны и ее брак с Аидом, делающий ее из юной безымянной девы королевой Подземного мира, обладающей преимуществами и перед своей великой матерью, и перед грозным Аидом, которые не могут так свободной как Персефона перемещаться между мирами.
Из клинических ассоциаций на ум приходит упомянутая тема темного дна нарциссической травмы, которое долгое время воспринималось как то место, где душа пропадает насовсем.
Драматичность сюжета в том, что ложное солнце нарциссической самости – «черная дыра» психики поглощает свет Самости архетипической, разрывает все связи и препятствует развитию. В результате нарциссическая личность вынуждена создавать симуляции живого, порой великолепные, завораживающие и самого автора, и его окружение, но лишенные тепла и света. Это красота ядерного взрыва, убивающего все живое.
Речь может идти о хронической психической атрофии, которая иногда может быть фатально, неизбежной, безвозвратной, ультимативно конечной. Sol Niger – это черная дыра нарциссической раны, которая может стать у депрессивного человека «единственным объектом привязанности (Марлан С. Черное Солнце. Алхимия и искусство темноты).
Если бы не работы Х. Кохута и Н. Шварц-Саланта, возможно, мы так и не поверили бы в возможность возвращения к свету Самости в процессе терапии. Хоть и без гарантий, но все же такая возможность заложена в архетипических сюжетах, указывающих на погружение в темноту как этап пути к свету.
Какие факторы могут быть определяющими, если говорить про возможность трансформации и возвращения под свод небес и лучи светила?
Золото Тени представлено т.н. лунным Солнцем (полуночным Солнцем, Солнцем неспящих), которое освещает внутреннее пространство регрессии – место, в которое не проникают лучи Солнца. Только бледный свет Луны отраженной фемининной природы равный материнскому отражению и отзеркаливанию ребенка. На первых этапах этого солнца достаточно, чтобы научиться различать крупные объекты, чтобы, в конце концов, определить телесные границы и психические очертания своего истинного я.
И Господь сотворил два великих светила… изначально, когда солнце и луна пребывали в тесном единстве, они сияли с одинаковой яркостью... Оба светила возникли одновременно и были равны друг другу достоинством. Но… луна смиренно уменьшила свой свет и отреклась от подобающего ей высокого места. С тех пор она лишилась собственного света, получая его от солнца. Тем не менее, истинный ее свет больше того, что излучается в дольний мир…; ибо и женщина не имеет иной чести, кроме чести мужа... Однако ее сила проявляется во всех направлениях… EL означает “владения дня”, IM означает “владения ночи (Книга Зоар).
В физическом мире Луна отражает свет Солнца, а в мире духовном и на глубине ранней травмы она равна Солнцу – сияет собственным светом, который отражается Солнцем. Духовная Луна есть Солнце, светящее в ночи травмы.
Самый глубокий уровень теневого связан с невидимым светом - излучением материи, той Земли - Геи, воплощающей космический принцип материнства.
Это свет разума земной эволюции с ее процессами, развивавшимися до появления на планете жизни. Это энергия, запечатанная ныне в РНК и ДНК, объединяющим все живое, присутствующая в планетарном бессознательном, которое никогда не станет доступно сознанию, поскольку формировалось миллиарды лет назад.
Об этом бессознательном психоидном уровне своей психики мы узнаем опосредованно через универсальные для всех народов космогонические мифы и также в естественно-научном ключе через манифестацию планетарных (геологических, биологических) явлений, влияющих на человека. Мы можем как-то пытаться быть с этим через первобытную натуральную магию, но никогда не сможем управлять этими темными энергиями. Для этого потребовалось бы воссоздать Землю или хотя бы родить свою мать. Мы можем создавать копии космического порядка, но никогда не создадим модель хаоса, не говоря уже о его первозданном состоянии. Возможно, мы и живем все еще и пока не уничтожили планету только благодаря этой «защите от дурака».
Такова тень великого архетипического образа Солнца, еще более великая, чем его свет и сопоставимая с темной материей. Это великая материнская ипостась Самости, превосходящая всех когда-либо созданных человеком богов в работе Н. Шварц-Саланта «Темная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь» представлена в описании неосознаваемыми процессов, возникающих в поле глубинного анализа и играющих решающее значение для исцеления и трансформации.
Солнце в Игре "Metropolis"
Станция «Солнца» актуализирует самую значительную из возможных полярностей – радость жизни и глубину депрессии, свет Солнца и самый темный час перед рассветом, нисхождение в Ад и движение души к свету, неиссякаемую энергию Солнца и невидимый самодостаточный свет подземного мира Геи.
Станция Солнце служит напоминанием о космологическом и экологическом единстве всего живого, включающего внешний и внутренний огонь, самое темное и самое светлое, что может представить себе человек. Потенциальность Станции "Солнце" в возможности принять свою ценность и радость бытия без отрыва от земного и обыденного, право быть уникальным и данность того, что ты один из многих.
В световой части Станции открывается самый поддерживающий, по-детски ресурсный и энергезирующий опыт радости, сходный с тем, что переживает ребенок при утреннем прикосновении к векам лучей солнца или в реакции оживления при виде улыбающегося лица матери.
Опасность Станции в нарциссической инфляции эго, самовозвеличивании и застревании в детском солипсизме с претензией на то, что мир, вместе с миллиардами других людей, будет крутиться вокруг меня и противоположное ощущение, что «весь мир идет на меня с войной» (В. Цой).
В тени Станции возможна встреча с не заполняемой нарциссической пустотой, глубокой младенческой депрессией досознательного существования на клеточном уровне. Выжить в этих нечеловеческих условиях возможно лишь в присутствии другого живого существа. Нужен хотя бы тот один, которые сможет смотреть на тебя, отражать без критики, подтверждая твое право на место под Солнцем и на свою часть щедрости мира. Этот кто-то должен иметь связь со своей Самостью, быть готовым спускаться в нарциссический Ад и иметь дело с потемками чужой души, не утрачивая контакта со светом.
Если совсем кратко, то станция Солнца про то, что каждый имеет право, шанс и обязанность. Право на развитие своей солнечности, шанс дать жизнь собственной частичке Солнца и обязанность нести на себе часть земной ответственности вплоть до т.н. «межвидовой ответственности» (Лири Т. История будущего).
Ассоциации и амплификации
Человек и троль
Правда, во многом мы схожи
Но и большое различие есть.
Утро есть утро, а вечер –
Вечер всегда. Вот различие в чем:
Там, под сияющим сводом,
Учат: "Самим будь собой, человек!"
В Рондских же скалах иначе:
"Тролль, будь доволен собою самим!"
(Ибсен Г. Пер Гюнт).
Неспящих солнце! Грустная Звезда!.. (Дж. Байрон)
Бессонных солнце, скорбная звезда,
Твой влажный луч доходит к нам сюда.
При нем темнее кажется нам ночь,
Ты - память счастья, что умчалось прочь.
Еще дрожит былого смутный свет,
Еще мерцает, но тепла в нем нет.
Полночный луч, ты в небе одинок,
Чист, но безжизнен, ясен, но далек!..
(Перевод С.Я. Маршака).
Солнце неспящих (Егор Летов)
Стало быть меня настигло НОВОЕ СОЛНЦЕ
Просто у меня случилось НОВОЕ СОЛНЦЕ
Что-то во мне настало
Возникло схватило поймало
Во мне проснулось очнулось забилось
Ко мне пробилось
Солнце Всех Неспящих
Свободных
Никуда никогда ниоткуда
Солнце живых вопреки всем законам и азбукам
Кости обрастают новым мясом
Да и мёртвый глядит вопиюще живым
Это несложно
Это так несложно
Солнце для неспящих
Солнце всех живых.
Звезда по имени Солнце (Виктор Цой)
А над городом плывут облака
Закрывая небесный свет
А над городом желтый дым
Городу две тысячи лет
Прожитых под светом звезды по имени Солнце.
...
Красная-красная кровь
Через час уже просто земля
Через два на ней цветы и трава
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды по имени Солнце.
Трансформирующий образ
Символизм Солнца в системе Таро
Де Лоренс, Иллюстрированный ключ к Таро
Нагое дитя верхом на белом коне судьбы... великого и священного света, за которым движется нескончаемая вереница рода человеческого, выходящего из обнесенного стенами сада чувственной жизни и уходящая в дальний путь домой. Таким образом, карта означает переход от проявленного света этого мира, представленного сияющим земным светом, к свету мира грядущего, который... олицетворен сердцем ребенка.
Христос - Апполон в центре зодиака
The Black Sun
19-я пластина их средневекового манускрипта Splendor Solis ХVI в. от Саломона Трисмосина, якобы учителя Парацельса. Вся серия пластин символически передает этапы трансформации и связана с арканами Таро.
Наиболее удивительная черта этой картины это образ солнца с человеческим лицом, который виден ниже линии горизонта, просматриваемый через землю. Его золотые лучи заполняют небо и также идут через землю к пейзажу на заднем плане.
Над горизонтом солнце черное и его сияющие золотые лучи проступают из тьмы.
Присутствие одновременно тьмы и света на этом пейзаже напоминает описание поэтом Робертом Пински Песни IV Ада Данте: "... путешествие, которое собирает свет через спуск во мрак, дорога знания, которая проникает все дальше и кажется уводит от света, который то возникает, то исчезает" (Хендерсон Дж., Шервуд Д. Трансформация психэ).
Материалы к Станции 62. Солнце на форуме
Читать по теме:
Метафизика, эротика и счастье нарциссизма
Более сотни других значимых для жизни тем в трансформационной Игре "Metropolis".