Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34
WhatsApp, Viber

16 персон и типология связей эго с бессознательным через коллективное

(в работе...)

Структура

Первое оформление энергии бессознательного в Игре начинается через четыре трансформационные Станции внутреннего малого круга. Хаос бессознательного упорядочиваться в максимально абстрактных презентациях через природные стихии Огня, Воды, Воздуха и Земли в виде наглядных естественных явлений - пламени, воды, ветра, земли или их сочетания - тумана, извержения вулкана, молний и пр. Зрелище этих явлений не оставляет равнодушными и оказывает сильное эмоциональное впечатление.

В системе Таро четыре первые Станции Игры соответствуют тузам четырех мастей Жезлов, Чаш, Мечей и Пентаклей. Они также стихиальны и не персонифицированы. То, что мы имеем дело с энергией высшего порядка напоминает изображенная на карте рука - символ теофании (явления Бога) и присутствия нуминозного (божественного). Как писал Артур Эдвард Уэйт, - это намек на то что, может стоять за Младшими Арканами (Иллюстрированный ключ к Таро. - 2010, С. 54). Четыре туза, открывающие свои масти, указывают направления изначального импульса и представляют собой четверицу Самости, а рука символизирует единое начало и могущество этого трансцендентного Другого.

В древнегреческой традиции т.н. смертные роды (животные), созданные богами обязаны своим существованием взаимодействию стихий земли и огня, а человек в дополнении к животным к тому же наделен разумом и способностью владеть огнем, похищенным у богов|||. Способность управлять влечениями, аффектами, чувствами и таким образом пользоваться первозданной созидательной энергией Огня является определяющий для человека.

Стихии в психическом как безличностная бессознательная энергия входят в индивидуальную психику и формируют Эго неким закономерным упорядоченным образом. Это дает возможность говорить про определенный тип организации сознания, в которой стихии отражены в четырех функциях сознания и личностные типы (К.Г. Юнг). Функции сознания, которые собственно и есть то, что мы называем сознанием в юнгианской традиции рассматривают как недавно возникшую принадлежность бессознательного|||.

То, что было энергиями, связывающими нас с телом и внешним миром, по мере формирования психики осознается как нечто дискретное и проходит через сито отбора. Кажущееся лучшим присваивается как мое Эго, облекается в личную историю, становится характером и укрепляется волевым способом. А воспринимаемое как вредное или бесполезное удаляется в Тень. И так, пока то или иное драматическое обстоятельство не приведет к активации бессознательных энергий и кризисной трансформации. До этого же мы владельцы своего Эго, своей Персоны и предопределенные этими фиксациями воспринимаем себя как нечто постоянное.

Эго компенсирует полярности силового поля, предохраняя от затопления бессознательным и от слияния с Персоной. В типологии К.Г. Юнга Эго связано прежде всего в ведущей функцией сознания. В нем всегда есть та или иная степень волевого напряжения, связанного не только с противопоставлением бессознательному, но и с необходимостью отличать себя от персонной социальной части психики. В том и другом случае мы выходим из диффузной идентичности и может сказать о себе что-то определенное, что хотя бы отчасти будет отличать нас от других людей.

Последующие 9 карт каждой масти или 9 игровых Станций каждой стихии (в общей сложности 36) отображают вочеловечивание бессознательного через узнаваемые качества и свойства, относящиеся к способности создавать мыслеформы, оценивать и воспринимать бессознательные послания. Эти Станции можно представить психологическими и культурными фильтрами, через которые проходит энергия бессознательного, превращаясь в сознательные переживания, человеческие взаимоотношения и сознательную деятельность. Они переводят язык богов бессознательного на язык людей, переводя божественный замысел в мир обыденного и даже бытового. Но на этих же станциях рождаются и все культурные и индивидуальные комплексы, в которых удерживается энергия бессознательного. Распаковка и проработка материала, предложенного на Станции направлена на то, чтобы как минимум наметить пути высвобождения энергии из захвата тем или иным комплексом.


Персоны Королей, Королев, Рыцарей и Принцесс

Следующие шестнадцать Станций представляют собой персонифицированные образы бессознательного и очеловеченные формы бессознательного. Здесь нет неповторимой индивидуальности и субъекта, но представлены обобщенные образы, характеры и типы. Через т.н. королевский двор Таро и "золотое крыльцо"///, на котором восседают Короли, Королевы, Рыцари и Принцессы четырех мастей мы видим развитие и взаимодействие этих характеров между собой. Хаос и поток бессознательного приобретает системное развитие и ведет к шестнадцати идентификационным образам Персоны, которые соответствуюют коллективным примерам и стандартам, универсальному и типическому, внеличностному и общекультурному.

Через каждый персонный образ Эго оказывается связанным с коллективным сознанием и коллективным бессознательным, человек вступает во взаимозависимые отношения с другими людьми на сознательном и бессознательном уровне. Индивидуум становится часть социума и приобретает социальную идентичность. Это тот желаемый социализирующий механизм, через который индивид определяется как приемлемый член семьи и более широкой общности///. Пока индивидуальное прячется в коллективном мы говорим о себе или каком-то другом в категориях принадлежности к семье, роду, нации, сверяясь с социальной нормой общепринятого и зависим от внешней оценки. Быть выродком без рода и племени, без маски, представленной фамилией, званием, прозвищем и прочих опознавательных знаков существование или затруднительно, или невозможно. Индивидуального, личного и своего лица пока нет.

Персона скрывает человека в его физической и психологической реальности не только от самого себя, но и от архетипического измерения, поскольку по крайней мере в первой половине жизни связь с коллективным бессознательным не может быть осознана, осмыслена, использована корректным образом и потому и губительна. Но архетипическое, опосредованное архетипом Персоны обладает огромной притягательной силой, соблазняет переключить внимание с частного индивидуального на большой масштаб. Не только для того, чтобы увидеть себя через призму коллективного, но и чтобы рассматривать свое человеческое с архетипической перспективы. Не только, чтобы спрятать свое частное, но и поддавшись искушению соединиться с архетипическим. В связи с Персоной у нас есть возможность говорить не только про социальные характеристики, но и про характер с его архетипическим ядром.

Архетпические и социальные аспекты Персоны.

Как заметил Пикассо: "Плохие художники заимствуют. Хорошие художники крадут" и именно этим он занимался, открывая новые горизонты современного художественного искусства. Художники сюрреализма обкрадывают человека в его неповторимости, но в то же время они крадут и у бессознательного, тем самым принося образы трансперсонального на широкое обозрение публики.

На картинах С. Дали, П. Пикассо, Р. Магритта и пр. изображаются реальные люди в весьма своеобразной манере. Портреты лишены индивидуальных качеств, неповторимых свойств и своего лица в угоду универсальному. При этом мы понимаем, что на изображении все же не кувшин или животное, а контуры человека, по Юнгу - инсценировка индивидуальности///. На что направлено модернисткое течение в живописи и почему такое искусство получило огромную популярность? В поиске психологического ответа можно предположить, что у художников интерес к бессознательному превалировал над вниманием к очевидному. В конструировании типического они пытались передать "настоящее", от которого отвлекает столь понятное для нас портретное сходство изображения.

Для фотографии на паспорт нужна документальная точность, но для глубинного психологического исследования требуется "некто или нечто, не тождественное эго, но полезное в трудной ситуации" (фон Франц М.Л. Алхимия). Нам нужно помнить о присутствии бессознательного и не забывать о необходимости установления связи с ним. Архетипическое бессознательное входит в человеческое в том числе и через Персону, которая становится не только т.н. социальной кожей, но и напоминанием о связи индивидуального с коллективным сознанием и коллективным бессознательным. Мы можем говорить о богах в мужчинах и богинях в женщинах, о том, что в человеке могут присутствовать энергии представителей королевского двора или запоминающихся исторических личностей при условии, что мы не отождествляем себя с этими образами буквально. Сохраняя здравомыслие мы понимаем, что с нами говорит коллективное сознание и бессознательное, приглашая выглянуть за свои привычные рамки и при этом не потерять границы Эго. Как пишет М.Л. - фон Франц (Алхимия):

... представления бога в образе человека свидетельствует о возможности установления с ним сознательных отношений... Что представляет собой бог, с которым мы не можем установить связь? Если мы не можем ничего рассказать ему о своей душе, тогда какой прок от него? С другой стороны, что это за бог, который не выходит за пределы человеческого?

В европейской культуре XVII - XIX веков появляются великие литературные герои, созданные драматургами и писателями. Глядя на них мы можем увидеть как бессознательная энергия проявляет себя уже не только в природном качестве четырех стихий, но и в человеческих характерах.

Выражением огненного характера будет Дон Жуан (от Тирсо де Молина до поэтов Серебрянного века). В его характере которого превалирует пламя инстинктов, сила желаний, страсти и влечений, он больше, чем просто человек в его частной жизни и уже на протяжении столетий является символом т.н. донжуанизма. Как символ Воды в человеческом обличье можно пригласить Дон Кихота Сервантеса, существующего на грани прозрений и безумия, представляющего собой круговорот бессознательных идей и фантазий. Шекспировский Гамлет будет символом Воздуха и олицетворением борьбы, напряжения мысли в решении вопросов жизни и смерти, хитрости, коварства, вины, гнева и стремления к отмщению. А Фауст в философской драме Гете станет обобщенным персонажем, символом фаустианского человека, подвергаемого искушению променять бессмертную душу на земные вознаграждения.

Каждый из этих четырех образов являет собой форму обобщения, к которой пришли авторы, исследуя свое время, мир людей и выразив коллективное бессознательное в человеческом обличие. Созданные персонажи должны были найти отклик далеко не только в кругу образованной публики, но и в душе самых простых людей своего времени. А поскольку персонажи пережили своих авторов и стали классическим выражением типического в человеческой природе, мы можем сказать, что гениальность создателей представила нам очень глубокие пласты бессознательного. Писатели, драматурги и, конечно, сказочники создают свои персонажи из себя, из своего и из коллективного бессознательного, из неявной жизни. Персонажи списываются с людей и даже имеют прототипы, но неповторимый художественный образ рождается лишь тогда, когда он наполнен энергией бессознательного. Под влиянием бессознательного первоначальный художественный замысел зачастую меняется совершенно неожиданным образом, как например, это было с Дон Кихотом и первоначальной задумкой Сервантеса высмеять рыцарские романы. Но вместо легковесного пародийного образа получился рыцарь - идеалист, чья мудрость воспринимается как безумие, поскольку "не от мира сего".

Образ находит себе дорогу через воображение автора, начинает жить своей независимой жизнью и уже не автор создает персонаж, а персонаж меняет автора. Это происходило со всеми великими произведениями, которые писались по наитию и сами пришли через творчество художника. Персонаж, выведенный рукой одного автора, обретал свою власть над другими писателями, становится объектом проекции бессознательного и побуждает воспроизводить его вновь и вновь. Например, так случилось с Дон Жуаном, созданным Тирсо де Молиной и привлекшим внимание не менее десятка других мастеров: Мольера, Байрона, Гофмана, Мериме, Пушкина, А.К. Толстого, Блока, Цветаеву, Гумилева и других. В случае с народными (волшебными) сказками мы вообще не знаем имен авторов, но герои, отражающие архетипические образы хорошо известны и узнаваемы.

Впору снова вспомнить юнговские психологические типы, которые вбирают узнаваемое типическое, исключают неповторимое личное и тем самым расширяют границы эго-психики до коллективного и архетипического.

Соединяя эзотерический, художественный литературный и психологический планы мы можем сказать, что Дон Жуан будет представлять собой Рыцаря Огня и человеческой манифестацией аффектов и чувств, того, в ком рождается человек с его первоначальным желанием жить максимально полно, удовлетворяя гедоническую страсть к удовольствию. Дон Кихот будет олицетворением стихии Воды, Рыцарем интуиции и жертвой ошибок интуиции, Гамлет - Рыцарем Воздуха и мышления, а Фауст - Персоной уставшего от жизни Рыцаря Земли, разочаровавшегося в земном. Для описания Королей, Королев и Принцесс конечно также найдутся свои описания, в художественной литературе, эпосах и сказках.

Все эти образы нужны нам для того, что заглянуть за пределы Эго и рассматривать внеличностное. Все эти Короли, Королевы, Рыцари и Принцы как персонификации природных стихий и одновременно человеческих качеств могут быть кем угодно - божественными фигурами, персонажами сказок, выразителями гендерной и возрастной идентичности, Персонами и прототипами как нас самих, так и наши знакомых. Единственное кем они не являются - это реальными людьми в нашей частной жизни и с индивидуальными особенностями. Если мы скажем кому-то, что ты такой же как все, назовем ее или его персонажем, типом это прозвучит оскорбительно.

Зато мы можем разговаривать с ними, примерять их одежды, искать свое в их характерах, соединяться с бессознательным и понимать, что только таким образом мы обретаем силу мысли и пр.

если вы прилагаете умственное усилие и субъективно чувствуете, что вы сформировали эту мысль, в действительности эта мысль пришла к из бессознательного, ибо без помощи бессознательного вы не способны ничего создать (фон Франц. Алхимия).

Я человека вступая в диалог с Мыслителем Гамлетом становится мыслящим Я. Следуя за Дон Жуаном в его страстях и чувствах мы становимся чувствующими и признающими свои инстинктивные порывы. Соединяясь с Дон Кихотом мы теряем благоразумие, но можем найти божественный разум интуиции. А Фауст на своем горьком примере может научить нас осторожности в контакте природной стихией Земли и напомнить, что дух, проникающий в обыденный мир веще может быть не только божественным. Да, мы взаимодействуем с чем-то типическим, но уже очеловоченным, в отличие от бессознательных природных стихий. Через эти персонажи мы может найти свой путь к Самости, одну их четырех, в близком рассмотрении шестнадцати дорог, по которой идет похожие на тебя люди. И если преодолеть этот путь, тогда уже он станет твоим собственным и потому уникальным. В каждом из нас есть масса всего типического, универсального, но жизнь в потенциале может быть уникальной.

В типологии К.Г. Юнга тип складывается из затейливой комбинации психологических функций сознания. Как было замечено, таких типов насчитывается 16 (4 по 4), выстроенных по принципу оппозиции и взаимодополнения. В итоге мы имеем полную и завершенную портретную галерею 16-и персонажей, представляющих четыре стихии, 16-и королевских особ 4-х королевских дворов и 16 психологических типов.

Как мы поступаем, встречаясь с ними в Игре. Попадая на ту или иную персонную Станцию мы вступаем в диалог с героем Станции, воспринимая его как образ дополняющий наше сознательное восприятие себя и получаем возможность присвоить коллективные аспекты своей психики. Либо мы думаем об это герое как о проекции, которой мы наделили кого-то из своих близких, что опять же напоминает нам о нашей социальной природе и потребности в Другом. В обоих случаях мы получаем объект, на который направлена т.н. либидинальная энергия, влечение к избранному объекту, фантазирование о нем, восхищение им, страсть, любовь к нему, неприятие, ненависть и желание уничтожить его, можем находить общие ценности или повод для соперничества. Другими словами в контакте с персонажами этих Станций разворачивается весь спектр тех отношений, которые мы устанавливаем в отношениях с самими собой или с другими людьми.

Говоря о том, что Персона защищает нас от затопления бессознательным, мы, конечно же, имеем ввиду защиту от одержимости собственной и/или от коллективной тени.

В типологии персону можно представить на месте т.н. первой дополнительной функции, которую Дж. Биби связывает с родительскими фигурами и родительскими архетипами. На ведущую и первую дополнительную функции попадает максимальное количество света, которым располагает наша позитивная референтная группа. Это наше "место под солнцем". Для формирования эго в первой половине жизни очень важно идентифицироваться с тем, что освещено, прояснено, знакомо и санкцицонировано другими. В результате до поры до времени человек может быть полностью предопределен героическим Эго, связанным с родительскими комплексами — с их ожиданиями, установками, ограничениями, наказами, проклятиями, благословениями и пр.

Наряду с этим часть психики, которая принадлежит темноте и находится во власти бессознательного. В этом случае мы говорим о второй дополнительной и подчиненной (низшей) функциях сознания. Поскольку, как пишет К.Г. Юнг, Эго не ощущает соотнесенности с этим содержимым психики, оно обычно остается бессознательным (Jung, 1921/1971: 535-536). Эта часть сознания остается в потенции и ожидает реализации во второй половине жизни.

В теневой части психики находятся вторая дополнительная и подчиненная функции сознания, связывающие Эго с личным бессознательным и коллективным бессознательным. Это пространство, которое находится во власти архетипов Тени, Анимы и Анимуса, но в той или иной степени оно может стать содержимым сознательной психики и отчасти подконтрольной сознанию. Этому служит освоение второй дополнительной функции и воспитание архаичной подчиненной функции. Вторая дополнительная функция, согласно представлениям Дж. Биби связывает Эго с архетипом Ребенка и может быть названо детской частью, детским местом психики, пространством ранних детских защит и, одновременно, источником творчества, фантазий и игры. Подчиненная функция в свою очередь связана с архетипами Анимы и Анимуса или, как их еще называют, архетипами жизни (Анима), Эроса и Логоса.

Данное вступление необходимо, чтобы перейти к пониманию как уровней развития личности, так и к тому, что влияние бессознательного может быть представлено через древнюю метафору стихий. Согласно этой метафоре первичный Огонь нагревает холодную Воду, чтобы родился Воздух, который одухотворяет инертную материю Земли. Так получаются две принимающие или женские стихии Воды и Земли и две активные, вызывающие трансформацию мужские стихии Огня и Воздуха. Это общий план.

Почему метафора стихий оказалась столько устойчивой и нашла отражение как в религиозной, так и в научной картине мира (подробнее см. Трансформационный процесс и стихии и Стихия Земли в индивидуации К.Г. Юнга)?

Одно из объяснений в том, что это максимально экологическая метафора всеединства и связи человека с миром, в которой развитие индивидуального сознания и функции сознания К.Г. Юнга вписаны в планетарный контекст биологической эволюции, а также связывают психику индивида с архетипическими основаниями психики - со всеми когда-либо существовавшими в человеческой культуре богами и демонами.

Мы будем говорить о четырех семьях Огня, Воды, Воздуха и Земли, в каждой из которых есть свои "семейные божества" и возможность психологического роста от максимально потентного детского бессознательного состояния до формирования устойчивой структуры эго и персоны в зрелом качестве. Используя принятое в системе Таро представление о 16 придворных карт и устойчивые наименования (Пажи, Принцессы - Рыцари - Королевы и Короли) мы получаем четыре семьи, в каждой из которой есть четыре представителя, отличающиеся друг от друга уровнем психического развития.

Легко заметить, что четыре семьи, которыми управляют бессознательные стихии Огня, Воды, Воздуха и Земли отсылают нас к типажам, чье бессознательное, оформляемое в границах сформированной личности закрепляется в преимущественно интуитивном, чувственном, мыслительном и сенсорном вариантах ый представлено



В "Протагоре" Платон пишет, что животные появились из земной утробы из смешения огня и земли, которые в свою очередь могли соединяться с другими стихиями - огонь с воздухом, а земля с водой. Животные были приспособлены жить в своих стихиях (с. 71). Прометей видя, что люди остались обделенными и голыми одарил их украденными у богов искусствам.-"В мифе Протагора рассказывается о двух похищениях, сделанных одним и тем же похитителем у одних и тех же владетелей. Первое похищенное сокровище — мудрость искусства: это без сомнения разумность человеческой природы, источник всякой мудрости и науки, и основание Богопочтения. Второе похищенное сокровище — огненное искусство: это конечно начало благоустроения жизни частной и семейной, способность изобретать способы к самосохранению и удовлетворению необходимым потребностям" (с. 74).

Биби Дж., Понимание сознания через теорию психологических типов https://www.maap.pro/biblioteka/stati/beebe_ponimanie_soznanie_cherez_tipy.html)

- На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Выходи поскорей, не задерживай честных и добрых людей (Детская считалка).

"Знакомый тебе облик – просто маскарад, как и все остальное, с той лишь разницей, что от него не так-то просто надолго избавиться. Собственно, отъезд из столицы – единственный известный мне способ. Все-таки мой покойный отец был очень хорошим колдуном, хоть и употребил немалую часть жизни на то, чтобы избавиться от собственного могущества. Ну что ты так на меня уставилась? Конечно это Хумха меня заколдовал, кто же еще? Сперва пробовал перевоспитать, но не преуспел. И решил, если уж единственный сын совершенно не соответствует его представлениям об идеальном наследнике, это дело можно поправить, для чего же еще существует магия. Я сам, разумеется, остался таким, как был, переменились лишь внешность и манеры, но, по крайней мере, смотреть на меня отцу стало несколько приятнее. Ты удивлена? Напрасно, родительская любовь еще и не до такого людей доводит. Твой собственный папочка, будь уверена, поступил бы с тобой точно так же, если бы сумел" (Фрай М. Горе господина Гро).

Юнг К.Г. «Отношения между Я и бессознательным» / Психология бессознательного / К.Г. Юнг – М.:АСТ-ЛТД, Канон+, 1998.