Аналитическая психология Юнгианский анализ
8 (917) 101-34-34

Пищевой комплекс

Пищевой комплекс является властной бессознательной силой, подчиняющей волю человека. Одержимый комплексом не способен справиться с побуждением переесть или отказывается от еды. Лишается возможности получать от нее удовольствие. Следствием являются все расстройства пищевого поведения (РПП), не имеющие органической природы. Значение еды многократно преувеличивается и пища становится главным вопросом жизни. Наряду с этим пищевой комплекс предлагает и свои ответы - «восемь бед, один ответ». Точнее, два ответа - есть или не есть, разрешить или запретить.

Чертова дюжина пищевого комплекса:

  1. Главное: Пища становится ведущим и самым привычным средством удовлетворения базовой потребности в привязанности. Используется как заменитель иных способов близости, нежности и достижения комфорта. Отсюда выражение «любимая еда», ее желанность и сладость, выражающие поиск недополученного - того, что ищут у любимых. Еда как утешение объясняет стабильность пищевого комплекса, а победа над ним приводит к безутешности.

  2. Как следствие невозможность отказаться от угощений и стремление угодить тому, кто делится едой. Страх остаться изгоем, не получающим одобрения и любви. Пища становится наказанием за то, что оказался отвергнутым - недостаточно хорошим для любви. Избыток пищи или отказ от пищи, отказ от определенного вида пищи являются актами аутоагрессии и одновременно символическим способом искупления несуществующих грехов и кратковременного освобождения от невротической вины.

  3. Потребность в регулярном успокоении через пищу. Накапливающийся лишний вес становится резервуаром, вмещающим страхи и злость – «полные люди добрые». Эмоциональное напряжение тем ни менее остается и проявляется в назойливом контроле окружающих, в гиперответственности и бессознательном желании власти.

  4. Манипуляции с пищей как вознаграждение. Если оказался достаточно хорошим и преуспел в чем-то, почувствовал моменты заслуженного благополучия, то можно поощрить себя едой. Если достиг успеха в похудении, то можно «отблагодарить» себя еще большим отказом от пищи (люди со сверхценной идеей похудения) или неумеренным питанием.

  5. Пища как способ отстаивания своего мнения, сопротивления чужому контролю и неповиновения традициям. Проявляется в отказе от еды в ходе семейных трапез наряду с ночными приемами пищи, хватанием кусков и воровством сладостей, когда никто не видит.

  6. Восприятие еды как вместилища демонического. Страх перед едой как будто вопрос стоит или я, или она. Избегание разговоров о питании, приуменьшение связанных с едой эмоций, холодность, показное безразличие, отказ от мыслей о еде, избегание гостей и застолий. Отсутствие вкусной, хорошо приготовленной еды, а при ее наличии - война до полного уничтожения «противника».

  7. Стремление сохранить детство и создание иллюзии не умирающих родителей. Ностальгические детские предпочтения в еде – большое количество сладкого, молочного, мягкого.

  8. Стремление к преждевременной старости, когда полнота уже не грозит и можно быть по-настоящему жирной. Это также стремление своей старостью уничтожить опекающую и контролирующую мать-кормилицу, избавиться от чувства вины и стать свободной.

  9. Отказ от приготовления еды при наличии эмоционально сложных отношений с отцом. Желание оставаться вечно папиной дочкой. Я не стану человеком, который умело управляется с едой так как это признак того, что я стала взрослой женщиной и способна связать жизнь с другим мужчиной — «предать» отца.

  10. Борьба с диктатом патриархальных устоев, отказ от навязываемой карикатурной женственности и сексизма через раздутое женское тело. Освобождение от притязаний со стороны мужчин и освобождение собственного духа из обесцененного патриархальным миром женского тела.

  11. Голодания и пресыщения – умерщвление, отказ от живого тела и развитие невосприимчивости к живительным сигналам голода и сытости. Связано с материнским невниманием к функциям тела ребенка в первые месяцы и годы жизни.

  12. Подтверждение уникальности через ниспровержение проявлений сексуальности - «любая девка может родить ребенка». Толстая женщина как бы более защищена от сексуальных желаний и в этом качестве она лучше чем ее мать или другие женщины. Еда безопаснее и целомудреннее секса, есть можно в одиночку - «не размениваясь на #уи».

  13. Предпочтение фантазий контакту с реальностью, создание безопасного пространства, неприступной крепости, в которой всегда есть еда. Сколько бы ни продолжалась блокада со стороны угрожающих внешних сил внутри убежища всегда есть доступные средства улучшить настроение и впасть в спасительный пищевой транс.

Как можно заметить пищевой комплекс вполне способен претендовать на роль главной действующей фигуры для обеспечения эмоциональной защищенности. Он присутствует с самого раннего довербального периода, когда еще не сформировано Я, то есть, старше самой личности. Как все комплексы он автономен, обладает силой, мотивами и даже примитивными когнитивными схемами - «после того, значит вследствие того». Он встроен в структуру базовых материнского и отцовского комплексов. В нем сохраняется память страхов предшествующих поколений, семейных и родовых традиций. Его невозможно победить диетами, калориями, физкультурой, медикаментами и другими физическими методами. Хотя он и называется пищевым, но он не пропитание, а про бессилие и зависимость человека.

Вопрос о том, как избавиться от зависимости нужно переформулировать на как научиться жить со своим пищевым комплексом. Не как избавиться от комплекса, а как усилить свое я, чтобы эго-комплекс доминировал над пищевым. 

© Сергей Дрёмов (14.11.2015 г.)


Читать на сайте:

Комплексы
Сборник статей: Психология расстройств питания
Комплекс сироты: Родившиеся под несчастливой звездой