60. Эго Мага
Мага мы узнаем по походке в том, кто самоутверждается в каждом шаге и действии. Он предшествует главным фигурам Игры и открыт на все четыре стороны, предуготовленные Самостью. Он связан с Природой и собственной животной силой; имеет полный доступ к энергии творчества, творит, предвидя и предчувствуя очертания будущего мира; дает наименования всему, что окружает его и создает мир объектов; чувствует живую связь всего со всем, воспринимая мир как искусство и поэму жизни.
Маг внутри — это центр воли и желаний — потенциальность всего сущего и всего, что произойдет с нами в будущем. Своими действиями он соединяет и разъединяет элементы четырех стихий как если бы они были элементами симуляции реальности. И при этом воплощен в теле. У него есть телесное эго, отличное от метафизической Самости и поэтому он не может быть богом и сам ходит под Высшим законом равновесия. Маг — это удержание баланса, уважение к реальности и понимание, что если где-то что-то у кого-то прибавится, то где-то что-то, у кого-то отнимется. Поэтому игра мага разворачивается между жизнью и смертью и подчинена закону компенсации.
Маг как архетип и праобраз эго присутствует в качестве заряженного потенциала пустотности в центре круга, притягивающего к себе личностные характеристики и психические содержания. Этот виртуальный центр есть потенциал индивидуального сознания, потенциальное Я — око, которое смотрит из этого пункта наблюдения и с этой индивидуальной точки зрения.
Само по себе оно ничто, то есть не нечто. Вот почему оно так неуловимо и неосязаемо (Стайн М. Юнговская карта души).
Когда кто-то, кто готов проснуться и перейти в состояние бодрствующего сознания, то хаос потенциальности превращается в психический космос с центром эго-сознания. Человек, представлявший из себя овощ в кастрюле с супом, неофита Нео, до того, как он выбрал красную таблетку обретает самосознание, превращается в автономный субъект воли и становится на путь Мага.
Так начинаются трансформативные процессы индивидуации. С Магом появляется необходимое нечто и запускается алхимический опус трансформации. В его Эго отражаются все большие и большие территории бессознательного и тем оно отличается от эго обычного человека, ограниченного обыденным миром, физическим телом и зависимостью от социального. В отличие от эгоцентричности обычного человека, про Мага мы можем говорить как про эксцентричную личность, психика которой обладает свойством eccentricus (от греч. ἔκκεντρος - находящийся не в центре). В Эго Мага открывается ее не самодостаточность, ориентация на Самость и потому принадлежит целому - этому и тому миру, земному и духовному. По формулировке раввина и теолога А. Хешеля, являющейся и авансом, и побуждением: "мы – «граждане двух миров» и «должны иметь двойное подданство»1.
И последнее немаловажное, что надо отметить в начале: Эго Мага, которое принадлежит двум мирам и обращено ко всем четырем стихиям появляется вследствие детской травмы. Об этом нам говорят все мифы про архетипических героев древности вплоть до реальных биографий известных алхимиков, магов, ученых и историй про Гарри Поттера.
Типология К.Г. Юнга и теория магии
Психологической задачей Мага является взаимодействие с четырьмя основными инструментальными функциями сознания — мышлением, чувствами, ощущениями и интуицией. Это все, что есть на столе Мага2 и этом совсем не мало. Управляя и балансируя своими сознательными или потенциально осознаваемыми функциями маг выдерживает напор бессознательных энергий, выходит из зависимости от бессознательного и организует окружающий мир так, чтобы тот был пригоден для жизни. Не только в обычном житейском смысле, но и смысловом, ценностном, духовном. Таким образом, Маг — это архетипический центр эго-комплекса и потенциальность человека — потенциальное Я со всеми его способностями и реализациями.
В юнгианской типологии четыре психические функции делятся на те, что связаны с Эго, находятся в сознательной части психики и на те, что принадлежат бессознательному, то есть, недоступны для того, чтобы эго автоматически распознавало и идентифицировало себя с ними. В базовой комплектации эго может быть, например, думающим или чувствующим с поддержкой интуиции или ощущения. Либо оно является ощущающим или интуитивным с поддержкой в мышлении или чувствах.
Думающее Эго опирается на мышление, способность строить картину мира, выносить суждения и принимать решения. Для чувствующего Эго главным является способность оценивать, руководствоваться ценностями, этикой и формировать отношения на основе эмпатии. Человек с ощущающим Эго опирается прежде всего на сенсорное восприятие, органы чувств и соматическую базу, а с интуитивным — на бессознательное восприятие целостности бытия, предвидение, предчувствие и прогнозы возможного развития событий.
Но если бы личность представляла собой лишь субъект, остающийся на обработанном сознании наделе, то по достижению оптимального уровня развития и адаптации, у нас не осталось бы ни одного повода развиваться и трансформироваться во что-то большее: "Что миром положено, тому и быть так". Мы были бы вполне удовлетворенными, конформными эгоцентриками, хорошо приспособившимися к этому земному миру и наивными в своем незнании бессознательных процессов. Человек, живущий в такой реальности как бы современно он не выглядел, полностью вписывается в архаичную концепцию древних славян о Доли и Недоли, с ее представлениями о счастье и несчастье3 и непреодолимой раздельности реальности на миры Яви и Нави4.
Между тем психика предоставляет возможность подняться над предуготовленностью судьбой, от наследия предков5. Зачем-то нам даны не только световые осознанные функции, но и затемненные слабо развитые. Благодаря им, хотим мы того или нет, мы имеем дело с властью бессознательного над сознательным Я, влияния того самого фатума и рока на нашу жизнь. Мы можем воспринимать неопределенность, непредсказуемость и неконтролируемость не только как закон, но и как вызов. Открывающееся мистическое измерение реальности предполагает оператора и посредника между мирами, обладающего магическими способностями по соединению сознания и бессознательного.
Магом в контексте типологии можно назвать того, кто не только умело оперирует своими развитыми психическими функциями, но и способен быть в контакте с чем-то большим и находить дополнительную силу в слаборазвитых бессознательных функциях, в т.н. второй дополнительной и подчиненной. Вторая дополнительная функция является ключом, открывающим Магу доступ к его личному бессознательному — к его детству и творчеству. Будь то неожиданные для взрослого ума свежие детские мысли, детская непосредственность восприятия, чувствительность и гармония телесного6.
Подчиненная функция является выходом в мир коллективного бессознательного, дверью, через которую приходят «ангелы и демоны» (М.-Л. Фон Франц). На этом уровне мы получаем доступ к сексуальной энергии и от того чаро-действующие Маги и ведьмы могут быть непреодолимо обольстительными для лиц противоположного пола. Здесь же мы знакомимся и со своим недоразвитым, природно – диковатым, но неизменно удачливым Иванушкой-дураком7.
Он символизирует не только презираемую часть личности, нелепую и неприспособленную, но также и ту ее часть, которая осуществляет связь с бессознательным и обладает таинственным ключом к личности во всей ее бессознательной цельности... Можно сказать, что подчиненная функция строит мост к бессознательному. Она всегда тяготеет к бессознательному и к миру символов (М.-Л. фон Франц Подчиненная функция).
В системе Таро карта Маг, на столе которого разложены символы стихий показывает нашего героя в качестве алхимика, посвященного в таинство алхимических превращений, способного преобразовывать первоэлементы, управлять всеми стихиями и сферами своей жизни.
Огненный жезл на карте символизирует т.н. кальцинацию - операцию, в результате которой грязный исходный материал тела, порождаемые им аффекты и чувства, все влечения и эмоциональные испражнения должны быть переработаны в пепел и/или белую глину, символизирующие концентрированные очищенные от примесей свойства души. Чем более настойчив Маг, чище его помыслы, воля и терпение, тем чище конечный результат кальцинации. Перед нами выступает активный, деятельный и творческий субъект воли человек, наполненный желаниями, влечениями, но при этом настолько управляющий своими чувствами, что превращает их в чистый сухой остаток. В духовном плане жезл Мага и кальцинация алхимии символизируют очистительное пламя - первый этап Великого Делания и высвобождения души.
Чистый, но безжизненный, лишенный витальной силы сухой остаток кальцинации является лишь началом Делания. Для следующего этапа необходима Чаща или Священный Грааль из Евангелия. Они символизируют т.н. солюцию - смягчение и растворение прокаленного материала в "минеральной воде" - конденсате, полученном от прокаливания и собранном в сосуде, в христианствае - в крови Христа, содержащей его дух. На психологическом плане получение Магом — алхимиком жидкости и растворение в ней сухого остатка — это процесс повторной обработки своих чувств и развития интуиции - бессознательного восприятия. Требуется способность видеть не только поверхность реальности, но и глубину. Потому так востребованы "чуйка" и проницательность. "Воды солюции горьки", — говорили алхимики, что означает опасность поддаться иллюзиям, самообману и отчаянию. Здесь нужно помнить про ошибки интуитивного восприятия, которые нередко случаются в практике начинающих прорицателей и гадалок и свидетельствуют о наличие примесей, затемняющих интуитивное видение.
Меч Мага — это острый ум и способность работать с большими объемами информации, благодаря процессам проекции и сепарации. Маг должен научиться видеть свойства своей души и разума, спроецированные на иные объекты и других людей, тем самым увидеть в итоге как некие бессознательные силы разрушают его целостность и фрагментирует душу до тех пор, пока он не научится отделять свое от чужого и не вернет в процессе т.н. коагуляции те части души, которые должны принадлежать ему. Здесь появляются образы того как его разрубают на части или разрывают на клочки. На языке алхимии необходимо разъединить Огонь (сухое и горячее) с Водой (влажной и холодной), чтобы получить полную ясность - Воздух (сухой и холодный). Так формируется ясное мышление, свободное от влечений и растворения, благодаря которому становятся видны мотивы — первопричины поведения.
Пентакль стоит понимать как умение Мага обустраивать земную жизнь и добиваться всевозможных материальных благ.
Если обычный человек свободен лишь в пределах осознаваемых функций и полагается только на них, то Маг открыт всему миру, всем функциям и всем четырем стихиям. Контактируя с волшебными и демоническими силами Земли, Воды, Огня и Воздуха, он не только не теряет автономности, но и сам становится пятым элементом. А если и впадает в зависимость, то только по причине излишней самоуверенности и большой силы. По мере того как Эго Мага полностью осваивает все психические функции, а мы видим его способности, становится понятно, что он сам и все, чем он играет в магическую Игру сотворено кем-то другим – он очевидно связан с архетипической реальностью и внеличностными силами.
Юнгианский аналитик Джон Биби пишет о соответствии функций сознания и архетипов7. Так ведущая функция связывается с архетипом Героя или Героини, первая дополнительная – с родительскими архетипами Отца и Матери, вторая дополнительная – с архетипами Вечного Юноши (Puer aeternus) или Вечной девушки (Puella), а подчиненная функция – с архетипами Анимы и Анимуса. Но этим архетипическая реальность, скрытая за психическими функциями не ограничивается. Маг это еще и тот, кто должен интегрировать теневое содержание и здесь, как пишет Дж. Биби, за каждым из указанных архетипов есть его теневой двойник. Так Тенью ведущей функции Героя протагониста является противоположная личность или иначе - антагонист, антигерой, оппонент героя. Тенью первой дополнительной функции будет в мужском варианте Senex – мудрец, колдун, а в женском – ведьма. Тень второй дополнительной функции представлена архетипом Трикстера, шутника, лгуна, злодея, а Тенью подчиненной функции связанной с архетипами Анимы и Анимуса будет демоническая личность – инкубы, суккубы и прочие демоны, покушающиеся на сексуальность человека.
Согласно стихиальному подходу и в системе Таро архетип Отца будет представлять стихию Огня, архетип Матери – стихию Воды, архетип Пуэра – стихию Воздуха, а Пуэллы – Земли8. При этом т.н. архетипы развития – архетип Героя, Анимы и Анимуса могут принадлежать разным стихиям и это зависит от индивидуальной структуры эго.
Что из этого набора сведений мы можем взять для понимания природы Мага?
Эго Мага преодолевает задачу адаптации, решаемую через ведущую и первую дополнительную функции. Маг отказывается от такого слишком человеческого способа жить в обыденной реальности, стремится к трансперсональному и живет с постоянным чувством его присутствия. Он может быть погружен в обычную деятельность, например, в качестве ученого как, например, Исаак Ньютон, открывший фундаментальные законы, управляющие вселенной и при этом оставаться неудовлетворенным.
Попытка изобразить алхимические исследования Ньютона как побочный интерес, который он перерос, игнорирует тот факт, что они совпали с наиболее продуктивными в научном отношении периодом его жизни, когда была заложена основа двух его величайших работ: "Математические начала натуральной философии" (1687 г.) и "Оптики", опубликованной в 1704 г. Автор считал открытые им законы неполными. Несмотря на космический размах и математическую строгость, они не давали полного объяснения и не были достаточно выверенными (Чалквист К. Сэр Исаак Нютон, алхимик // Альманах, № 7, Т. 2. - С. 198)
Маг угадывает за человеческим и природным уровнем сверхчеловеческий архетипический потенциал и уже не может отказаться от взаимодействия с ним. Погружаясь в самоисследование он обнаруживает, что каждый сверхличный образ, который открывается ему в психическом связан с теневым аналогом и именно там в Тени содержится максимальная магическая сила, во взаимодействии с которой нужны меры предосторожности. Высока вероятность захваченности, о чем скажем ниже.
Первоначальное Эго Мага как любого человека связано с определенной стихией и мы можем говорить о типах Эго, соотнесенных с воздушной, огненной, водной или земной стихиями. Но для действующего Мага привлекательны не столько первоэлементы и начальные состояния, а то, что можно делать с ними в алхимических опытах через процессы преобразования: разъединения, разложения, модификации и соединения9.
Мастерство магии
Если вам заранее ясна ваша картина, вы вполне можете ее и не писать (Сальвадор Дали)
Целью Магов (шаманов, целителей, алхимиков и заклинателей) является осуществление качественных изменений внутри одушевленной или неодушевленной природы, а на психологическом уровне – трансформация и развитие сознания. Для этого требуются творчество, уверенность, решительность, самоконтроль, сила влияния на других людей и способность увлечь их.
Неужели вы тот самый Гэндальф, по чьей милости столько тихих юношей и девушек пропали невесть куда, отправившись на поиски приключений? Любых — от лазанья по деревьям до визитов к эльфам. Они даже уплывали на кораблях к чужим берегам! Бог ты мой, до чего тогда было инте… я хочу сказать, умели вы тогда перевернуть все вверх дном в наших краях! (Джон Р.Р. Толкин, Хоббит, или Туда и обратно).
Маг – это гибкий и зачастую хитроумный мастер коммуникаций, влияющий чаще всего косвенно и незаметно, но настойчиво через страхи, сомнения и тайные желания. Он знает, что делает, хотя не руководствуется конкретным планом и не всегда понимает к чему приведут его действия. Он ориентирован на бессознательное и потому исход путешествия непредсказуем.
Начало деяния не является самоочевидным, и еще в большей степени не является самоочевидным ее конец (Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения, С. 4).
Мы можем говорить о Маге, как о некоем человеке из окружения, но все то же можно сказать и про внутреннего Мага как части самого себя. Самый простой пример знакомства с ним – это то, как мы выступаем в сновидениях от лица сновидящего Эго. Во снах мы знакомимся с мастерством магии, которое тут же обесцениваем проснувшись и воспринимаем сно-видения как полную чепуху. Так обычное эго защищается от контакта с бессознательным.
Сильное Эго Мага необходимо для того, чтобы иметь дело с архетипическими энергиями и не быть затопленным ими, что превратило бы его в безумца и фанатика. Маг не всегда понятен, часто непредсказуем, избыточен в своих намерениях, но вовсе не безумен. Разум, воля, чувство реальности и способность к целенаправленной деятельности всегда остаются с ним. Как говорил один известный маг, «разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший (Дали С. Дневник одного гения). Настоящему Магу известен закон равновесия во Вселенной и то, что сила человека открывается в полную меру лишь во взаимодействии его личных сил с силами стихий. Мастерство магии в искусстве посредника между мирами, что указывает на близость личности Мага к божественному образу Гермесу, который нигде и везде одновременно.
Открытие магических способностей происходит не в результате обучения, а при знакомстве с т.н. пиковыми переживаниями, нередко под принуждением внешних обстоятельств, заставляющих войти в контакт с бессознательным.
… чудеса могут произойти только в ответ на потребность, превосходящую эго (С. Никколс, Юнг и Таро. Архетипическое путешествие).
Литературным примером может быть книга Урсулы-ле-Гуин "Волшебник Земноморья" про сельского юношу, сына кузнеца, которому было суждено стать Верховным Магом. Его славный путь начался с состояния полной растерянности и с потребностью близких ему людей защититься от вторжения иноземцев10.
Сегодня, даже обладая сильным Эго, мы не умеем вызывать бури, вступать во взаимодействие с элементалями и приказывать их служить нам. Мы не можем все это делать буквально, но с помощью магии современной науки мы как человечество научились производить такие опыты над материей, что способны как воссоздать появление Вселенной, так и уничтожит весь наш мир. Магические силы буквально сваливаются на нас от технологического общества, но мы не маги и не способны осмыслить и сотой доли магических сил11.
Развитие магических способностей требует открытости и доверия к миру, ощущение живой связи с ним, понимания, что он постоянно взаимодействует с нами через других людей, через знаки, приметы, синхронии, через наши психологические проблемы и симптомы и, конечно, через сновидения. Развитие технократического общества направлено на овладение стихиями. Мы встречаемся с результатами технического прогресса когда видим новый очередной прорыв современных магов - ученых, изменивших нашу жизнь. Иногда сталкиваемся с последствиями магических сбоев в виде стихийных бедствий, через которые мир наказывают нас за чрезмерные амбиции и потребительство. Но мы должны думать прежде всего как искусство магии проявляется в частной, повседневной жизни: в оформлении своего жилища, в приготовлении еды, в том, как мы выстраиваем свои отношения с природой на отдыхе или приусадебном участке, в сексуальных отношениях, в отношениях с детьми, в художественном творчестве, в танцах, в пении, в отношении к смерти...
Испытание Тенью и реализованный Маг
Условие становления Мага это испытание Тенью. Маг внутри предстает активной деятельной силой, объединяющей эго и тень, так, что эго подвергается трансформации, а Тень, в которой заключена колоссальная энергия перестает угрожать человеку. И хотя Мага не останавливает перспектива встречи со своей Тенью, он вступает на опасную территорию, встречаясь с противником в виде собственного тщеславия, стремления к власти и славе.
Теневая сторона Мага — это желание творить чудеса для достижения корыстных эгоцентрических целей и удовлетворения тщеславия. Увлечение этим способно развратить и вытеснить из личности все человеческое. Всегда есть опасность вмешательства «демонов расщепления», в результате которого «магически» и «по-человечески» разойдутся по двум несоединимым полюсам:
Это тоже духовность, но духовность тьмы и ужаса; мистика, но мистика жестокости, демонической одержимости и потери души (Калшед Д. Душа и травма, с. 15).
Что разделяют демоны? Они нападают на связь Мага со светлой стороной источника силы – с Самостью и таким образом поворачивают его на служение Тьме. Эго не может существовать вне источника энергии и связи с чем-то большим, чем оно само, «батарейки» имеют особенность разряжаться. Человек, будь то атеист или агностик12, не может существовать, не веря во что-то большее, не может не искать смысл своего существования в мире и если теряется связь с надличной Самостью на место этого Бога он ставит самого себя. Существуя в своем уме и молясь Разуму он поздно или рано начинает черпать энергию из самого себя и оказывается в ловушке своей же Тени. Сначала его затапливает содержание личной Тени, а потом и коллективной, которая имеет явное духовное начало. Мыслители, побеждающие мелких бесов и демонов покрупнее попадают в лапы к самому Дьяволу.
Преодолевая ограниченность своего Эго и получая прозорливость от сил Тьмы Маг отчетливо видит тайные желания других людей и через это обретает над ними неограниченную власть. Нередко люди вполне оправданно трактуют Мага негативно, как мошенника, которому не следует доверять. Эта дурная слава шарлатана и авантюриста, наживающегося на доверчивых простаках сопутствует ему от средневековья до наших дней. Сегодня о теневых аспектах Мага напоминают такие "индивидуальные предприниматели", как карточные шулеры, инфоцыгане, продающие воздух, лидеры культов, психологи, манипулирующие большими аудиториями, астрологи на службе у власти, телеведущие пропагандисты и целые организации, например, банки - кредиторы. У всех представителей этого теневого сословия есть доступ к низменным потребностям людей поскольку они сами обитают на этих нижних этажах.
Историческим праобразом людей, вступающих во взаимодействие с духами Нижнего мира является личность шамана14, проживающего свою шаманскую болезнь, чтобы стать заложником рода в мире духов. Но целителем шаман становится не потому, что заболел, а потому что исцелился и сделал свою одержимость контролируемой и управляемой. В шаманском служении он обретает новое Эго, детерминированное умонастроениями все присущей ему шаманской культуры. Вне этой культурной и мировоззренческой поддержки своего рода шаман становится сумасшедшим.
Не меньшей опасностью мага при встрече с запредельным – это встреча со Светом божественной духовности. Свет как и Тьма затапливает, уничтожает границы, разрушает личность и приводит к потери реальности. С психологической точки зрения потеря человеческих свойств означает утрату Эго, его растворение и инфляцию, что на религиозном старославянском языке называлось исступлением. Если воспринимать такие состояния как момент Богопознания и открытие Самости, то можно сказать про трансформирующий опыт, в котором Эго получает подтверждение принадлежности миру бессознательного и возвращения к истокам. Но важно одно непременное условие: из этого духовного путешествия нужно вернуться назад в будничную реальность и помнить, кто ты есть в этом домашнем социальном мире, в своих человеческих границах и не шокировать окружение нарядом белого или черного мага.
На трансформационном пути если Маг не идет в люди и мирскую жизнь, сохраняет свое одиночество и убежище в магическом, он разделяет судьбу Ведьмака (Ведьмы)15, Чужого, Иного и пр. Ему остается лишь бесконечная битва со своей или с коллективной Тенью. Побеждая ее он служит людям, но не становится частью сообщества. Будучи побежденным ей, он становится чужим - опасным пугающим маргиналом и объектом для проекций Тени. В шаманистической культуре, несмотря на центральную роль шамана в роду после его посещения дома, пометали пол и выбрасывали мусор вслед ушедшему шаману.
Один из самых известных оккультистов ХIХ века Алистер Кроули видел параллели образа Мага в картах Таро с Бафометом — привратником Дьявола. У того и другого характерное расположение рук, соединяющих Небо и Землю. Эта деталь сходства двух образом предупреждает, что магическое для неподготовленной личности несет в себе силу дьявольского искушения и соблазнение властью.
В колоде Таро, разложенной в три ряда, карту Мага по вертикали отделяет от Дьявола только одна карта Справедливость. Она как бы защищает Мага от превращения в Дьявола. А идея путешествия Мага по всем аркана Таро предполагает горизонтальное путешествие от личного, к социальному и архетипическому через тринадцать арканов. Последовательное проживание их делает Мага вполне подготовленным к встрече с дьявольскими искушениями, описанными в искушении Христа Дьяволом16.
Послание Станции
А сейчас, когда Рождество на носу и экзамены придвинулись вплотную, желание творить и вовсе на нуле. Конечно, он пытался пробудить их интерес. Но книги уже не вызывали того энтузиазма, как в былые дни. Мистер Фишер помнил времена - причем не столь давние, - когда книги были золотом, когда воображение парило в небесах, когда мир был наполнен историями: они мчались, как газели, бросались, как тигры, взрывались, как шутихи, освещая умы и сердца.
Он сам был тому свидетелем, видел, как лихорадка захватывала целые классы. То были дни героев, драконов и динозавров, космических приключений, авантюристов и гигантских обезьян. В те дни, думал мистер Фишер, нам снились цветные сны, хотя кино было черно-белое, добро всегда побеждало и никто, кроме американцев, не говорил по-американски. А теперь все стало черно-белым, и, хотя мистер Фишер продолжал преподавать, столь же верный долгу, как и сорок лет назад, он втайне осознавал, что нынче ему не достает убежденности в голосе. Этим мальчикам,.. все было скучно. Шекспир был скучен. Диккенс был скучен. Кажется, на свете не осталось истории, которой они не слыхали бы раньше... Книги, которые можно было бы написать, кончились. Магия выдохлась (Дж. Харрис, Мираж).
Может показаться, что магия исчезла из нашей жизни, но нет, это не может случиться никогда просто потому, что появление Эго из бессознательного и наличие потенциальных незадействованных функций нашего сознания - это и есть магия, в которую это Эго просто перестало верить. Перестало верить в свое происхождение. Такой парадокс, но дети и взрослые продолжают читать сказки, смотреть фэнтези и верить в чудеса. Наука не вытеснила магию, а лишь дала ей новые формы, а во всех религиозных течениях, если это живые религии, обязательно присутствует мистицизм и магия. Даже если очень сильно зажмуриться (умереть) или просто уснуть на время, то и здесь ты окажешься в мире запределья и магии. Поэтому даже исходя из прагматических соображений, для сохранения здоровья лучше повернуться лицом к магии, а не то она с тобой будет шутить и не всегда по-доброму.
Все ли призваны? Потенциально да, но многие пребывают во сне наяву как в повести В. Пелевина "Спи" и соприкасаются с миром лишь краешком своего сознания. Еще одним примером может быть рассказ "Иная реальность" про сновидения наяву у худых, толстых и стройных. Лишь осознанно принимая свое призвание к магии от первого лица, начиная говорить: "Я могу, я хочу, я учусь, я умею, я делаю..." мы начинаем просыпаться и вступаем в более полный контакт с миром.
Существует нехитрый магический приём, позволяющий напомнить себе о способности созидания своего мира. Заметьте, что когда у вас хорошее настроение, то мир вокруг нас лучится радостью и прекрасен. И в то же время он может быть угрожающим и мрачным, когда вы наполнены злостью. Вселенная осталась безразличной к твоей частной жизни, но твой мир напрямую зависит от уровня твоей энергии, открытости и внимательности. Глядя в мир, ты видишь себя, а заглядывая внутрь себя можно увидеть целый мир. Это элементарный пример магии от великого мифологического мага Гермеса Трисмегиста (Гермеса Трижды рожденного), которому приписано авторство текста Изумрудной скрижали:
То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.
Как разговаривать со своим внутренним Магом? Как с любым другим человеком и, возможно, тогда он пригласит вас в магическое путешествие.
Я из тех, кто довольствуется малым, сегодня богат, завтра - беден, но если ты хочешь узнать больше обо мне и о том, как я живу - отправляйся со мной в дорогу и, возможно, я покажу тебе много больше, чем ты увидел бы, путешествуй ты в одиночку (Якобс Дж. Озадаченный сказочник. Кельтская сказка).
Внутренний Маг это способность создавать образы на границе сознания и бессознательного. В такие моменты мы уже не можем сказать с уверенностью, что тот или иной образ порожден нашим воображением или сконструирован в уме. Скорее образ приходит откуда-то как будто мир прорывается в наше сознание и мы понимаем, что появление данного образа не случайно.
В результате мы чувствуем связь с этим большим миром и вправе трактовать событие в свою пользу. Если вы стоите перед вопрос о том достаточно ли у вас силы для какого-то шага, благоволит ли вам мир, благословенны ли вы, то ответ положительный. Обычно люди догадываются в какой сфере жизни они застряли и что воспринимается как непреодолимое.
Возможно вы долго сопротивлялись, удерживали себя от активных действий и вот здесь на самой заметной стене Станции написано золотыми буквами слово «ПОРА» и «ДЕЙСТВУЙ». Маг не откладывает свою работу на когда-нибудь потом, поскольку мир не статичен и меняется ежеминутно. Если вы на этой Станции, значит уже сейчас у вас есть необходимые ресурсы, сложились все предпосылки, вы обладаете подходящими личными качествами, есть вдохновение и можете действовать как Маг. Все доступно, все работает на вашу пользу и вы можете. Если вы и так в постоянном действии, то сделайте что-то по-другому, пройдите другим маршрутом, походите задом наперед, посмотрите на мир глазами вашей кошки, попробуйте угадать что написано на незнакомом вам языке, станцуйте, пропойте свое имя, придумайте свою молитву, призовите духов помощников...
Прямо в настоящий момент вам дана способность управлять ходом событий. Обратите внимание как вы воздействуете на других. Вам даже и делать ничего не надо, достаточно подойти и сесть не прикасаясь, но очень очень близко и через секунду обязательно случиться обыкновенное чудо. И это вы привели его в реальность.
Мир не прогнется под вас, но обстоятельства личные и сверхличные будут складываться так, что откроется окно возможности — мир и энергии стихий будут на вашей стороне. Все что требуется — это проявление личной воли. Вы можете освоить новые сферы жизни, достичь новых высот (материальных, интеллектуальных, романтических, творческих, духовных). Энергия мага подключается в самые важные периоды жизни и переживается как мощный приток энергии, побуждающей к действиям, на которые не решался раньше.
В теневой части Станция обычно встречаются с трикстерской природой Мага, способной обнадежить и заманить в авантюру, уверяя в возможность выигрыша и прибыли без приложения усилий и терпения. Идя на поводу у этого голоса, можно натворить дел, за которые потом будем расплачиваться потерей самоуважения. Но даже таким болезненным образом Станция направляет на достижение зрелости и отказа от детской наивности и доверчивости.
Нужно помнить, что Маг есть лишь комплекс Бога, демиург в пределах своей песочницы или реторты алхимика. Воля, мужество и чувство всевластия может быть подростковым набором самоутверждения на стадии, когда впервые удается проявить самостоятельность. Но если этого не сделать, то не будет и ничего другого. Лучше сделать, чем жалеть о не сделанном.
При всем при этом в пространстве Станции есть моменты неопределенности. Подвигом Мага может быть не только следованию за призывом и действие, но и отказ от соблазнов и сомнительных предприятий. С этим мы тоже неизбежно встречаемся на своем пути. Зачастую инициация в новую жизнь — это умение отказаться. Если вы чувствуете, что это неделание требует вашей воли, значит вы находитесь в русле магической энергии
1.
Калшед Д. Душа и травма. Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию.
2.
Изображение Мага в картах Таро наполнено символикой и открыто для интерпретаций. Его правая рука поднимает жезл власти над головой, а левая указывает на нижний мир, куда направляется священная энергия. Такое положение фигуры Мага и рук делает его посредником между мирами и выражает главный герметический принцип (что наверху, то и внизу...).
В системе типологии положение рук указывает на связь ведущей функции сознания и подчиненной.
Над головой Мага — лемниската, математический символ бесконечности, вбирающий в себя множество толкований от восьми добродетелей, неразрывности бесконечно большого и бесконечно малого, энергии Вселенной, непрерывности перерождений, неотвратимости судьбы и Святого Духа, управляющего материальным миром. Накидка мага и алые цветы символизируют страсть и энергию жизни, а белые цветы — чистоту помыслов. Под накидкой Мага пояс в виде уробороса — еще одного символа бесконечности и целостности.
На столе перед Магом разложены символы 4-х стихий мироздания (четырех функций сознания), которые являются объектами его манипуляций, как предметы на столе фокусника.
Обилие символов на карте несет информацию о том, что Маг экипирован и укомплектован на все случаи жизни. Без этого он не сможет отправиться в магическое путешествие, которое ожидает его в последующих больших арканах Таро. В одной из старинных колод Таро «Висконти-Сфорца» на Маге одет колпак Шута, как будто Маг это Шут, символизирующий предвечный хаос и потенциальность, но Маг уже преодолел бессознательность хаоса. Он обладает своим Я — Эго и это первая карта проявленности Эго — архетип эго-комплекса.
3.
"Слава Богу не без Доли. Хлеба нету так дети есть" (Русская поговорка XV века). Славяне верили, что жизнь и дарованную судьбу нельзя изменить. Их мир управлялся надличными силами Доли и Недоли. Первая спускалась с небес с младенцем, чтобы даровать счастье. Другая спускалась, чтобы это счастье отнять. Ребенка здесь нужно понимать не только как новорожденного дитя, но и как символически дар продолжения жизни и обновления, смены поколений. Недоля соответственно выступала как та, что отнимает возможность счастья в его обыденном и символическом значении, счастья как жизненной потенции и возможности продолжения рода и с-частья как возможности быть частью чего-то большого, например, своего рода.
4.
Явь в славянской мифологии представляет собой светлую силу материального видимого мира и белый свет, который освещает Землю. Это сила настоящего времени, происходящее в настоящий момент здесь и сейчас. Навь – это прошлое, то, что состоялось, прошло и умерло. Ее связывают с темной стороной, потусторонним и не материальными миром мертвых.
5.
Не все, что кажется истинным даже самому серьезному и искреннему сознанию исследователя, обязательно является точным знанием. Многое из того, что среди людей воспринимается как знание, при ближайшем критическом рассмотрении оказывается обыкновенным предрассудком или верованием, основанным на искажении, предубеждении, слухах, предположениях или чистой фантазии. Верования принимают за знание и цепляются за них, будто это надежные и несомненные факты (Стайн М. Юнговская карта души).
6.
… мы ощущаем идущую через нас силу, когда кажется, что мы сами творим магию. Мы заставляем события происходить в соответствии с нашими желаниями и воплощаем в жизнь наши мечты. Эти периоды могут продолжаться некоторое время, или быть всего лишь краткими вспышками, но когда это случается, мы видим, что наша воля и наши желания гармонично сочетаются с потоком событий. С первого взгляда может показаться, что дело тут именно в силе воли, но чем глубже мы погружаемся в эту «магию», тем лучше понимаем, что в такие моменты мы открываемся миру, позволяем его силе течь через нас. Именно тогда мы начинаем по-настоящему понимать Мага (Поллак Р. Таро Хайндля).
7.
Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает: Вот-ста каких я поймал лошадушек! А еще остался там сивко - такой славный! (Русский фольклор. С. 335).
8.
Биби Дж. Понимание сознания через теорию психологических типов.
9.
В современном Таро короли представляют стихию Огня, королевы – Воды, рыцари – Воздуха, а принцессы – Земли. Учитывая что все эти представители ранговой системы двора имеют еще принадлежности к своей масти (стихии), то в их описании используют двойную атрибуцию. Например, короля Огня называют Огнем Огня, короля Воды – Огнем Воды, принцессу Огня – Землей Огня, принцессу Земли - Землей Земли и пр.
10.
"Странник начал понимать силу стихий, которые так его напугали, и старался теперь употребить эту силу в своих интересах. Его радовало, что огонь, вместо того чтобы обжигать, согревает и позволяет приготовить вкусную еду; что вода, которая вызывала наводнения и затопляла жилища, орошает пустыни, делая их плодородными; что пищу не надо теперь добывать с опасностью для жизни; что ветер, который раньше нес только вихри и ураганы, теперь крутит мельницы, которые перемалывают зерно в муку; что земля под ногами, которая раньше засыпала жалкие лачуги и пещеры, начала давать урожай, кормить домашних животных, что на ней теперь можно строить дома, дающие ощущение безопасности, – она стала символом достатка и богатства.
Человек начал также углубляться в самого себя, и это позволило ему открыть тайны своей души. Он увидел, что главная сила сокрыта именно в ней. Он понял величайшую истину, что душа вечна, не уничтожима, что в ней содержатся неограниченные возможности. Он в первый раз почувствовал, что его могущество неограниченно. Он начал думать о себе: "я могуч, я властитель мира, я маг". Оказалось, что ему все доступно и для него есть только одно препятствие – то, которое он сам перед собой воздвигнет" (Хшановская А. Архетип Мага).
11.
"Он не представлял, как будет участвовать в сражении и чем вообще сможет помочь и себе, и односельчанам. Сердце его екнуло при мысли о том, что он умрет, насаженный на копье какого нибудь карга, а ведь он еще так юн. Тогда придется ему отправиться в страну Тьмы, так и не узнав собственного настоящего имени, так и не став мужчиной. Он посмотрел на свои тонкие руки, покрытые холодными капельками осевшего на кожу тумана, и пришел в ярость от собственного бессилия, ибо знал, какое в нем таится могущество, да только не умел выпустить его наружу, не умел им воспользоваться... одного лишь горячего желания недостаточно, чтобы выпустить волшебную силу на свободу, для этого нужно умение...
Туманоплетение — вот как назывался несложный трюк, к которому в порыве отчаяния решил прибегнуть Дени. Надо было только сосредоточить всю оставшуюся пелену, скопившуюся в низинах, в одном определённом месте. Используя этот трюк, можно было создать иллюзию густого непроницаемого тумана, но Дени решил пойти дальше, он решил полностью обезопасить своих людей и сделать их невидимыми для врага. Заветное слово произнесено — чары вступили в силу.
Дени был так увлечён своими мыслями, что не заметил, как к нему подошёл отец. Ударом кулака он сшиб Дени с ног.
— Кончай свои козни, дурак, и сваливай отсюда, если в штанах полно.
Дени с трудом поднялся на ноги. Он слышал тяжёлую поступь врагов. Они были у большого тисового дерева, и пламя уже коснулось дома дубильщика, но и чары начали действовать: туман сгустился, солнце померкло, а мир вокруг потерял свои чёткие очертания. В голове гудело, заклинание, казалось, забрало остаток сил, но он всё-таки предупредил отца:
— Веди людей к Высокой Горе. Я спрятал вас и продержу этот туман, пока хватит сил. Кузнец непонимающе смотрел на своего собственного сына, и ему показалось, что перед ним призрак, который явился невесть откуда в этом промозглом сыром тумане. Но до отца, наконец, дошло значение сказанного. Беззвучно ступая по мягкой земле, он кинулся собирать остальных, шепча им на ухо магическое повеление сына" (Урсула ле Гуин, Волшебник Земноморья).
12.
"...связь между духом и материей, интуитивно понятая алхимиками, мистиками и поэтами многих культур, и выраженная неопределенным метафорическим образом, теперь обнаружена учеными как гораздо более актуальная и непосредственная связь, чем это предполагалось прежде" (С. Никольс, Юнг и Таро. Архетипическое путешествие).
13.
"Атеист: Я не верю, что Бог существует. Агностик: Я не знаю, существует Бог или нет" (Теодор Дранж Т. Неверие и зло: два аргумента в пользу несуществования Бога).
14.
Шаманистическая культура становится переходом от растворения бессознательной коллективной психики во внешнем мире, от поглощения индивидуального сознания коллективным к культу Я и появлению Эго шамана.
В шаманизме уже не только коллективные представления давят на индивидуальность, но и сам индивид создает символическое пространство, в котором соединяются мертвое и живое, прошлое и будущее рода.
Наряду со связью с архетипическими силами в шаманском говорении совершенно отчетливо начинает звучать местоимение Я. Обращаясь к духам и божествам иногда повелительно, иногда заискивающе-просяще, иногда с изворотливостью и хитростью шаман всегда говорит от первого лица и чувствует себя полноправным представителем своей группы.
15.
Ведьма и ведьмак олицетворяют отвергаемую людьми магическую силу. Как Маги они взаимодействуют со своей Тенью для пользы или во вред людям, находясь в мучительной балансировке Эго и Тени. Одержимые, но сохраняющие связь с человеческим Эго они действует от лица своего Я против демонических элементалей и нечисти (психоидов) — примитивных форм бессознательного.
16.
"Явился дьявол и искушал Иисуса, требуя доказать, что Иисус – Сын Божий. Сначала он предложил Иисусу превратить несколько камней в хлеб. Иисус был голоден, но Он знал, что должен использовать Свою власть только для того, чтобы помогать другим людям. Он не сделал того, что хотел дьявол" (От Матфея 4:2–4).
"Дьявол искушал Иисуса во второй раз, предлагая Ему спрыгнуть со стены храма. Дьявол сказал, что если бы Иисус действительно был Сыном Божьим, то Ангелы не дали бы Ему разбиться. Иисус не стал прыгать. Он также знал, что это неправильно – использовать священные силы таким образом" (От Матфея 4:5–7).
"Святой дух доставил Иисуса на вершину горы. Он показал Иисусу все царства и сокровища мира. Дьявол сказал Иисусу, что Он может получить все это, если будет повиноваться ему. Иисус сказал, что будет повиноваться только Небесному Отцу. Он велел дьяволу уйти. Дьявол ушел. Пришли Ангелы и благословляли Иисуса. Иисус был готов начать Свою работу" (От Матфея 4:8–11).
Смотреть по теме Станции:
Обыкновенное чудо (1979).
Карнавал (сериал, 2003).
Исаак Ньютон: Последний из магов (2013).
Ведьмак (сериал, 2019).
Последнее испытание (фэнтези-мюзикл, 2021).
Оставьте на форуме Игры свою иллюстрацию магического